Мода стала одной из индустрий, которая понесла сильные убытки из-за пандемии COVID-19. О потерях и том, как будет восстанавливаться fashion-мир, рассказал ташкентский креативщик, креативный директор компании Podium Italia и лектор факультета моды Сингапурского института в Ташкенте Саидазим Фазылов.

Какие изменения в индустрии, на ваш взгляд, стали основными после пандемии?

Вначале я думал, что это временно. Теперь понимаю, насколько мощным рычагом стала пандемия для перемен в индустрии моды. Сейчас как никогда остро стоит вопрос о целесообразности традиционных сезонов (весна-лето/осень-зима). А еще появилась теория, что Недели моды как явление могут исчезнуть.

Одним из первых тему реструктуризации календаря моды поднял Giorgio Armani в своем открытом письме для WWD. Затем в Saint Laurent официально объявили, что отныне не будут проводить показы каждый сезон — вместо этого они начнут выпускать коллекции по мере необходимости. Креативный директор Gucci Алессандро Микеле также сообщил, что Gucci покидает расписание Недели моды в Милане.

В этом кризисе главные изменения произошли не в производстве, а в нашем сознании и понимании функций и задач индустрии. Кажется, они оказались крайне радикальными. Обратного пути просто нет.

Сколько потребуется времени для восстановления индустрии?

Мода — одна из самых гибких и быстроразвивающихся индустрий в мире.

Она настолько быстро меняет форму и адаптируется под ситуацию, что вы даже не успеете осознать, что наступила другая эра.

Новая мода уже с нами: системы логистики и производства успели реструктуризироваться, гиганты перешли на онлайн-продажи, а Неделя моды в Москве успешно прошла в онлайн-режиме.

У каких брендов есть шанс выжить, крупных или маленьких?

В зоне риска находятся маленькие бренды, работающие на базе кредитов и аренды помещений. Больше всего в этот период меня беспокоит судьба начинающих дизайнеров — особенно в Узбекистане. Сектор дизайна в нашей стране и так переживал не лучшие времена, а реалии пандемии способствуют развитию и вовсе плачевного сценария.

Нужна ли модной индустрии поддержка от государства?

Однозначно! Посмотрите, что происходит с ZARA или Bershka — в Inditex сообщили о закрытии от 1 000 до 1 200 магазинов по всему миру. Если сектор масс-маркета рухнет, это может повлечь за собой банкротство торговых центров и дефицит доступной одежды, кризис в текстильной индустрии и безработицу, а также нанесет урон экономике страны, экспортирующей сырье. В этой цепочке задействованы мы все.

Что касается Узбекистана, экономическое последствие пандемии нам только предстоит ощутить, особенно в секторе дизайна и креатива, где сотни художников, ремесленников и дизайнеров оказались в крайне сложной ситуации — без продаж и новых работ.

Мне кажется, что визуальное искусство Узбекистана может быть отброшено на пару шагов назад.

К большому сожалению, в момент, когда многие узбекские производители и авторы только стали обретать крылья и чувствовать в себе силы для освоения зарубежных рынков, они оказались без поддержки.

Нужно ли менять стратегии сбыта и работы с клиентами?

Я думаю, что многие бренды признали, насколько важна лояльность клиентов. Это стало ключевым показателем. Менять стратегию нужно исключительно с ориентиром на долгосрочное сотрудничество, разовый подход не работает. Если клиент тебе верит, он будет уверен, что твой продукт безопасен, и закажет именно его. Об отлаженной системе доставки и дистанционной работе, думаю, говорить не стоит — тут и так все ясно.

Как вы считаете, закрепится ли тенденция осознанного потребления?

Я думаю, что ждать радикальных изменений в этом направлении не стоит. Однако программы и инициативы, запущенные до пандемии, однозначно получат новое значение в современных реалиях.

Захотим ли мы вылезти из пижам?

Ну конечно, другого варианта просто нет! Их уже давно пора оставить в шкафу и, по возможности, наслаждаться жизнью в трендах сезона.

А еще нужно помнить, что все будет даже лучше, чем было до этого — ведь мы стали мудрее, дальновиднее и духовно ближе, чем когда-либо.

 

 

Статья подготовлена: Наталья Цыкалова
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии