Женщина – это красота. Но женщина, творящая красоту, обладает величием королевы! Так характеризуют истинных дам настоящие джентльмены.  И наша героиня полностью соответствует этим словам: грация и величие королевы, прекрасный голос, и очень красивое дело жизни – батик. Наша героиня – модельер-дизайнер и бард Любовь Кудрявцева.

Восковое искусство

Батик – это очень красивый вид искусства и во всем мире обозначает роспись по ткани. Но на самом деле само слово «батик» с индонезийского переводится как «капля воска». Именно в Индонезии и Индии это искусство существует с древних времен. Вспомним какие у них красивые, яркие наряды!  А почему воск? Дело в том, что существует три вида техники росписи изделий: горячий, холодный и узелковый. И именно горячая роспись и дала такое название – «батик». На материал расплавленным воском наносится рисунок или контур и раскрашивается. Те места, где был воск, не прокрашиваются – остаются белые пятна. Этот воск выпаривается горячим утюгом. Это очень оригинально и очень красиво!

Но чаще всего я занимаюсь холодным батиком. Это  просто роспись материала красками. А при узелковом батике готовую вещь перетягивают в нескольких местах нитками, на эти узлы в хаотичном порядке наносят краску, на следующий день удаляют нитки, а  на изделии получаются оригинальные пятна и разводы. И потом на оставшиеся непокрашенными места можно нанести рисунок.

«Я испортила столько тканей!»

Все началось семь лет назад – в 2011 году. Профессия у меня очень близка к этому, я модельер-конструктор. Окончила Текстильный институт и некоторое время работала в Доме моделей. А увлечение батиком началось с того, что я впервые увидела это искусство в одной телепередаче. Причем был показан весь процесс: как начинается работа, как растекаются краски… И я буквально грезила этим: «Боже мой, — думала я, — как же я хочу попробовать это!» Я любила рисовать с детства. Моя мама очень хорошо рисовала. Она рассказывала, что когда я приходила домой после какого-либо праздника или просто с прогулки, то тут же доставала краски, карандаши и  зарисовывала все, что мне понравилось и запомнилось по дороге.

После я окончила изостудию Якова Львовича Фрунгарца. Обучение проходило по разным направлениям: рисование, керамика, дизайн… А вот батику там не обучали! Но искусство батика преподавали в училище имени Бенькова. А там училась моя дочь Александра. И я попросила дочку, чтобы она научила меня. Она пригласила своего однокурсника Артема, который показал мне весь процесс росписи по материалу от начала до конца. Я приобрела краски и тоже начала работать. Но все приходит опытным путем. Это очень трудоемкий процесс! Сколько я испортила тканей, пока училась – этого не перечислить! Сначала я училась работать анилиновыми красками, которые нужно было отпаривать, что я делала прямо на своей кухне. Это было настоящее мучение! Также я работала и с акриловыми красками, которые не нужно отпаривать, а всего лишь закрепить результат горячим утюгом. Но все же тогда, когда мне нужно, чтобы поверхность была шелковистой и более яркой, чтобы структура ткани не менялась, я использую анилиновые краски.

Моей первой, по-настоящему удачной, работой был шарф с маками. И я очень любила эту работу. Потом она была продана на выставке. Вообще, я заметила одну закономерность: всё, что мне нравится, продается с самого начала. То есть прихожу на выставку и вижу — именно те работы, которые мне самой очень понравились, уходят первыми.

Потом уже я набила руку и постепенно научилась делать вещи из батика: это уже были не только шарфики и платки – я осмелела и начала создавать более объемные вещи — блузки и туники из крепдешина и эксельсиора, платья… Начала рисовать небольшие картины, даже принимала участие в выставках.

Цветочные ноты

Я очень люблю цветы и рисую их постоянно. Они цветут у меня повсюду: и на балконе моей квартиры, и на моих изделиях. И каждое мое изделие должен украшать хотя бы маленький цветочек. Обожаю осенние листья – они все такие разные, у каждого своя форма, свой цвет, и даже при листопаде каждый летит по-своему. Я поймала себя на том, что когда осенним вечером возвращаюсь домой, то всегда наблюдаю за листьями.

Каждая работа – это мое настроение. А настроение мне всегда поднимает музыка. Когда я работаю, то все время должна звучать музыка. И так же, как и цветы, я люблю рисовать музыкальные инструменты. Например, у меня есть платок под названием «Осенний блюз». На нем изображены осенние листья, клавиши, музыкальные инструменты.

А одна из самых моих ярких и очень кропотливых работ – роспись венецианских костюмов для кукол. Мои друзья готовили кукол для выставки и это, можно сказать, была самая сложная работа – все было настолько мелко, но тем более интересно!

«Мне все это казалось сном!»

Да. Пение – это тоже для души. Первый раз я  попала на фестиваль бардов в 17 лет! Я занималась в изостудии. В студии керамики мастера делали медальоны-награды для бардов. Как сейчас помню, там был изображен гитарист. И я помогала в создании этих наград. Преподаватель керамики – Елена Агафонова спросила, не хочу ли я поехать с ними? Я обрадовалась: а можно? – Конечно! Мне сказали что с собой нужно взять палатку и теплые вещи на три дня. Палатки у меня не было, поэтому меня подселили к кому-то – уже не помню… Это был год 1982 – год, когда со всех уголков страны приезжали барды. Мне все это казалось сном! Я живу в Ташкенте и не знаю, что у нас проводятся такие фестивали! В тот год не приехали Никитины, которые приезжали до этого каждый год!

Потом наступил двадцатилетний перерыв: институт, дети, жизнь… И второй раз, через 20 лет, мне казалось, что все не то: нет той яркости и красочности. Мне в первый раз понравилось больше. Меня и знакомые отговаривали. Но я ездила в горы, собирала боярышник, набиралась впечатлений. И тут в 2007 году приехал Никитин! И я его увидела, я с ним пообщалась! И это было такое событие, которое не забывается! Мне каждый год говорили, что Никитин может приехать, поэтому все в сознании притупилось и уже это воспринималось так: опять не сможет приехать! Но когда мне сказали, что он приехал в Ходжикент на фестиваль «Осенний аккорд», я в буквальном смысле рванула туда! Увидела его и даже руками всплеснула: «Ой, вы приехали! А мы вас каждый год ждали, ждали!» Я побывала и на его мастер-классе, и автограф взяла, и пообщалась с ним.

Этот фестиваль и стал переломным в моей жизни. И если меня раньше спрашивали: «А вы тоже поете?», то я отвечала: «Нет. Я просто гениально слушаю». Но после этого фестиваля я начала свое обучение: друзья мне показывали какие-то аккорды на гитаре, потом занималась с преподавателем. Теперь я играю в клубе «Арча», с участниками которого мы ездим на фестивали, встречаемся и работаем со знаменитыми бардами.

И вот два моих главных увлечения – это и есть моя жизнь, моя любовь. А еще – клоуны и куклы! По природе своей я человек очень веселый, все мои друзья знают об этой моей слабости. Моя квартира уже превратилась в самую настоящую выставку клоунов и кукол-представителей различных народностей.

Пожелание начинающим «шелковым» художникам

Любить свое дело. Лелеять свое дело. Продолжать учиться, вкладывая в дело душу. Только тогда и сам человек будет доволен результатом, и окружающие его люди тоже потянутся к этой красоте, этому искусству.

Статья подготовлена: Диана Ибатуллина
Фото:
Стилист:
Использованы: фотографии из личного архива героини
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии