Международная система стандартизации и сертификации выгодна всем участникам процесса производства и потребления товаров и услуг. Предприятия заинтересованы в том, чтобы поставщики предоставляли им наиболее качественную продукцию, отвечающую техническим требованиям. Сотрудникам предприятий важна безопасность труда и комфортные условия работы, а покупателям — возможность покупать товары и услуги надлежащего качества за приемлемую цену. Недавно сеть Makro Supermarkets внедрила стандарты по двум направлениям: оптимизация бизнес-процессов и удовлетворенность клиентов (ISO 9001:2015) и пищевая безопасность (ISO 22000:2018). Мы поговорили с представителями сети и сертифицирующего органа о том, как проходила подготовка к сертификации, трудно ли соответствовать высоким международным требованиям и будет ли полезна стандартизация конечным покупателям и самой компании.


Роман Сайфулин

управляющий директор сети супермаркетов Makro

Три тестовых направления

Внедрять международные сертификаты мы начали вместе с компанией SERT Management. Отобрали основные виды деятельности, которые позволят апробировать систему сертификации: центральный офис, распределительный центр и два магазина. Остальные торговые точки работают по тому же принципу, так что охватив основные виды деятельности и отработав в них механизмы, поняв все слабые и сильные стороны при внедрении, определив все недостатки и доработав систему в главных выбранных подразделениях, мы создали мощную основу для внедрения международных стандартов во всей сети.

Международные стандарты не усложняют жизнь, а наоборот, помогают упорядочить бизнес-процессы и повысить эффективность компании в целом. Внедрение единой системы менеджмента предоставляет в распоряжение предприятия лучшие деловые практики, заложенные в стандартах.

Бизнес по стандартам

На примере стандарта ISO 9001:2015 можно сказать, что упрощает достижение важных для компании целей:

— клиентоориентированности,
— постоянного совершенствования бизнес-процессов,
— получения прибыли.

Стандарт призван обеспечить удовлетворенность потребителя и предъявляет требования к определению внутреннего и внешнего бизнес-контекста. Проанализировав его требования, компания может выработать свои стратегические решения по дальнейшему развитию. Конечно, и в обычное время такая работа не прекращается, но при внедрении стандарта ISO 9001:2015 все должно быть формализовано.

Стандарт ISO 22000:2018 тоже очень важен. Главная задача системы менеджмента пищевой безопасности (СМПБ) по ISO 22000 — предотвратить любое возможное изменение пищевого продукта, которое прямо или косвенно может ухудшить состояние здоровья конечного потребителя. Следуя требованиям этого стандарта, предприятие демонстрирует, что в работе руководствуется международным подходом к пищевой безопасности, управляет угрозами и минимизирует риски.

Стандартные преимущества

Упорядочение работы сотрудников. Если раньше требовалось ежедневно раздавать указания, то благодаря системе появились инструкции, регулирующие деятельность, и четкие требования к каждому действию. По документам, разработанным при внедрении стандарта, мы провели обучение, и персонал стал лучше понимать, для чего все делается.

Инфраструктура. Теперь она позволяет с первого раза выполнять работу качественно с точки зрения организации производства и его безопасности. Это помогает сократить количество жалоб от потребителей за счет усиления контроля качества и пищевой безопасности.

Документация. Внедрение стандартов ISO помогает структурировать и правильно оформлять документы, так что сотрудники имеют четкий план работ. Существует множество форм документов (графики, листы уборки, журналы контроля температур в холодильниках), которые вносят в работу организованность и прозрачность, и демонстрируют сотрудникам, руководству, внешним проверяющим органам, что система находится под контролем.

KPI. На основании этих критериев происходит стимулирование сотрудников, и процесс этот тоже прозрачен.


Риад Ибрагимов

директор ООО с УИК SERT Management и официальный уполномоченный представитель Германского органа по сертификации TÜV International Certification общества технического надзора TÜV Thüringen

В Узбекистане мы ведем деятельность с 2005 года, начали ее совместно с органом по сертификации TÜV. Оказываем услуги по основным 7 стандартам ISO, связанным с системами управления: ISO 9001 (качество), ISO 14001 (экология), ISO/FCCS 22000 (пищевая безопасность), ISO 45001 (охрана труда), ISO 50001 (энергоэффективность), IATF 16949 (качество автомобилестроения) и ISO 37001 (противокоррупционные системы). В нашей стране международно признанные сертификаты уже получило около 800 предприятий и организаций. Это не так уж много по сравнению с общей статистикой (на 01.01.2020 в мире насчитывается 1 357 000 сертификатов). В то же время Узбекистан занимает первое место среди стран Центральной Азии. Наша компания приложила к этому много усилий, и среди наших сертифицированных заказчиков такие флагманы отечественной экономики, как ООО Darvoza Savdo, АГМК, БНПЗ, СП Azia Trans Gaz, Carlsberg.

Сертификация — путь к доверию

Цель процесса сертификации по ISO — раскрытие того, насколько предприятие и сотрудники научились понимать требования стандартов. Этот процесс оценки должен сравнить принятую практику работы организации со стандартом, а не с личным мнением проверяющего. Стандарты ISO универсальны и применимы в разных организациях с разной численностью сотрудников, и поэтому аудиторы и проверяющие должны быть гибкими. У одной организации требования к должностным обязанностям могут быть изложены в десятистраничной должностной инструкции, у другой — на одной странице или в рамках описания бизнес-процессов. Все варианты имеют право на существование.

Не продукт, но системность

На примере сертификатов по ISO 9001 видно, что они свидетельствуют не о качестве отдельной продукции, а о качестве системы, при которой эта продукция производится, и относятся ко всей системе управления предприятием или организацией. Если система внедрена в каждом процессе, то выпуск продукции одинакового качества обеспечивается изо дня в день, из года в год. Среди требований по стандартам могут быть: система контроля процессов (KPI, КТУ, BSC) и их тенденций, первостепенность стратегического мышления (SWOT-анализ, 5 сил Портера, BSC и другие), повышение управления знаниями, система поиска причин проблем (внутренний аудит), обеспечение качества, пищевой безопасности, энергоэффективности и т. д. Следование им увеличивает доверие к производителю.

Когда стандарты — это выгодно

Преимущества международных сертификатов

— Повышается доверие потребителей, которые могут невооруженным глазом увидеть чистоту, порядок, отсутствие посторонних запахов. Даже если на начальном этапе создана прекрасная инфраструктура, при отсутствии системы управления процессами она быстро придет в негодность и, соответственно, неудовлетворенные клиенты больше не вернутся.

— С момента внедрения и сертификации по ISO 22000 и ISO 9001 торговые сети усиливают требования к производителям и поставщикам пищевой продукции. Это помогает поставщикам развиваться, повышает их уровень стабильного производства безопасной пищевой продукции. Чем качественней будет продукция, тем больше ее смогут поставлять в магазины и на экспорт.

В свою очередь, грамотные производители и поставщики видят в сертифицированных магазинах надежного партнера, который не только не вернет залежалую или просроченную продукцию, но и не испортит продукт в процессе хранения и реализации, а также поможет завоевать сердца потребителей надежными условиями и качественным сервисом. Это и ожидают зарубежные поставщики продукции, которые представляют знаменитые бренды пищевой и не пищевой продукции и хотят работать с надежными, проверенными торговыми сетями.

— Сертификаты по стандартам ISO, выданные такими авторитетными органами, как TÜV, привлекают внимание инвесторов и зарубежных партнеров для развития и расширения сотрудничества на местном рынке.

Резюмируя, можно сказать, что цель процесса сертификации по ISO — не только получение сертификата, но и раскрытие того, насколько предприятие и сотрудники научились понимать требования стандартов ISO.


Елена Молодык

директор департамента по обеспечению качества, пищевой безопасности и внутреннего аудита

О внутренних процессах

В сети Makro Supermarkets мы провели работу по двум направлениям: оптимизация бизнес-процессов и удовлетворенность клиентов (ISO 9001:2015) и пищевая безопасность (ISO 22000:2018). Внедрение этих стандартов — стратегическое решение высшего руководства организации, которое осознанно и искренне желает снизить риски и наладить стабильную деятельность, способную обеспечивать качество на всех этапах работы компании.

Качество и безопасность. Как ими управлять?

При подготовке к сертификации по стандарту ISO 9001:2015 мы обратили внимание на семь бизнес-процессов. Также было необходимо определить, как они протекают, упорядочить их деятельность и последовательность каждого шага в каждом процессе, определить критерии процессов управления и критерии результативности процессов (KPI), на основании которых происходит мотивация персонала.

При внедрении стандарта ISO 22000 мы также выявили критические контрольные точки. Их нельзя оставлять без внимания, иначе есть вероятность, что продукты станут небезопасными. Контроль по таким параметрам, как температурный режим и срок хранения позволит обеспечить пищевую безопасность через прозрачность этих форм.

Долгая дорога к сертификатам

Процесс сертификации занимает несколько месяцев и начинается с подачи заявки, в которой описаны области, подлежащие сертификации, и указано количество сотрудников компании. По этим данным рассчитывается объем работ и необходимое на них время.

Прежде чем внедрять стандарты, нужно подобрать специалистов, которые хорошо ориентируются в их требованиях. Для Makro это новое направление, поэтому мы решили пригласить сторонних консультантов. Провели отбор и остановились на одной из лучших консалтинговых компаний на территории Узбекистана, заключили с ней договор и определили пошаговые действия по внедрению стандартов. Мы хотели, чтобы не только консультанты, но и сотрудники компании отлично разбирались в вопросах внедрения, поэтому провели ряд обучающих тренингов по ISO 9001:2015 и ISO 22000:2018.

Сертификат выдается после успешного прохождения сертификационного аудита. Перед его началом запрашивается доступная информация о процессах, политике, процедурах. Составляется план аудита, который предоставляют компании для ознакомления и подготовки. В среднем работа занимает неделю и зависит от того, сколько аудиторов одновременно ее проводят. В нашем случае было задействовано четыре специалиста, они сработали очень организованно. Между аудиторами и сотрудниками компании было отличное взаимодействие: подразделения посещались четко, согласно плану, а документы проверялись по заранее разработанной системе.

Весь процесс внедрения занял чуть более полугода и состоял из 4 этапов: диагностика, разработка документации, внедрение, сертификация.

По результатам аудита было выявлено несколько несоответствий, и мы получили рекомендации, которые помогли усовершенствовать системы. Через полтора месяца орган по сертификации проверил, устранены ли выявленные несоответствия, и вручил сети Makro Supermarkets долгожданный сертификат. Его действие должно регулярно подтверждаться проведением наблюдательных аудитов. Во время их прохождения компания демонстрирует соответствие системы внедренным международным стандартам. Если обнаруживаются несоответствия и не выполняются процедуры по их устранению, можно лишиться сертификата ISO.

Теперь мы планируем распространить внедрение международных стандартов на всю сеть. Новые магазины еще на этапе планирования предусматривают все условия для внедрения системы. Благодаря тому, что мы уже проработали все механизмы, мы заложили хорошую основу для расширения и распространения системы на все существующие торговые точки.

Статья подготовлена: Александра Стимбан
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии