История борьбы за права женщин уходит в глубокое прошлое, где царили патриархальные законы. И сегодня патриархальная система во многом отражается на жизни женщин, но гендерное равенство становится важной темой для обсуждения. Одной из первых решительный шаг за равноправие полов совершила великая Клара Цеткин, с чьим именем непременно ассоциируется праздник 8 марта.

В настоящее время в Узбекистане особое внимание уделяется гендерному равенству и защите прав женщин. Современные узбекские женщины не только заботливые мамы и жены, но также активные участницы общественной жизни и представители власти. В этот поистине женский день редакция The Mag рассказывает о великих женщинах Узбекистана, которые сыграли важную роль в формировании женских прав.


О 8 марта в мире

Большим заблуждением считается называть этот Международный женский день праздником женственности, нежности и красоты. Это праздник борьбы, победы и справедливости. На Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин было принято решение о праздновании Международного женского дня, позже приуроченного к годовщине демонстрации работниц предприятий текстильной промышленности Нью-Йорка 8 марта 1857 года.

История полна именами женщин, внесших огромный вклад в равноправие полов. Например, японка Камако Кимура, известная суфражистка и активистка, стала лицом марша в Нью-Йорке, посвященного борьбе за право женщин голосовать.

Женщины совершали открытия и в научном мире. Алиса Перри стала первой женщиной, получившей диплом инженера.

Параллельно занималась совершенно «не женской» наукой румынка Элиза Зимфиреску. Из-за предубежденного отношения к женщинам в науке Замфиреску не приняли в Национальную школу мостов и дорог в Бухаресте, но она добилась руководства над несколькими исследованиями, которые помогли найти новые источники угля и природного газа.

Параллельная ситуация в Узбекистане

К тому времени, когда в Европе суфражистки уже боролись за свои права, на Востоке женщины были хранительницами домашнего очага и в основном занимались воспитанием детей и семейными хлопотами. Переломный момент наступил в 1927 году, когда женщины сбросили и сожгли паранджу как символ несвободы и тотальной зависимости от мужчин. Это кровавый период истории, связанный с неприятием свободы женщин патриархальным миром. В новом веке представительницы прекрасного пола все активнее стали участвовать в общественно-политической жизни страны. Особенно эта тенденция усилилась с приходом современных технологий. Сегодня на законодательном уровне прописаны особые меры защиты прав женщин от дискриминации и бытового насилия.

Женщины Узбекистана, сыгравшие важную роль в формировании женских прав

Тамара Ханум — танцовщица, певица, балетмейстер, «восточная Айседора Дункан»

(1906-1991)

Девочка с детства была артистичной и красиво танцевала. Подрастая, она танцевала все лучше и не представляла своей жизни без искусства. Отцу будущей легенды даже угрожали расправой, если он не приструнит свою дочь. Тамаре повезло — ее забрал в свой коллектив классик узбекской литературы Хамза Хаким-заде Ниязи. Этот случай стал началом звездного пути, и в 19 лет у ее ног был практически весь мир.

Тамара Ханум — реформатор исполнительского стиля узбекского женского танца, изучала песенный и танцевальный фольклор народов мира, создала жанр песенно-танцевальной миниатюры. В ее программах «Песни и танцы народов СССР» и «Песни и танцы народов мира» более 500 песен на 86 языках, хореографические композиции, танцы многих народов мира.


Хадича Сулайманова — Доктор юридических наук, министр юстиции УзбССР, председатель Верховного суда УзССР

(1913-1965)

Юность девушки пришлась на самое тяжелое время в борьбе между новой и старой системой. Отцы, братья и мужья убивали своих женщин, посмевших снять паранджу и пойти навстречу свободной жизни и достойной работе. Погибло более 1 000 человек. Но новые веяния оказались сильнее. В 1931 году Хадича окончила русскую школу и поступила в Государственный строительно-правовой институт: он хотела стать юристом.

Хадича хорошо училась и поражала грамотностью, умом и трудолюбием в сфере наук. Позже только под ее научным руководством 16 учеников и студентов защитили диссертации. Все это было нацелено на укрепление и развитие узбекского общества, укрепление прав и интересов народа и граждан.

Хадича — автор первого учебника уголовного права на узбекском языке. Главная идея ее научных исследований глубоко патриотична: развитие узбекской юриспруденции до мирового уровня, формирование подлинного правового поля на узбекской земле, совершенствование законов и норм для улучшения жизни узбеков. Ее исследования посвящены уголовному праву, в частности возникновению и развитию юриспруденции в Узбекистане, правам женщин. Она была одним из инициаторов создания Института философии и права Академии наук Узбекистана (1958), Научно-исследовательского института судебной экспертизы Министерства юстиции (1959).


Зульфия — узбекская поэтесса

(1915-1996)

Зульфия родилась в семье людей высокой культуры, окончила среднюю школу и женское педагогическое училище, работала в редакции республиканских газет и журналов, увлеклась поэзией, писала стихи. Ее первые стихи появились в журнале «Янги йул», в газетах «Кизил Узбекистон», «Ёш ленинчи». Важное место в творчестве Зульфии отводилось судьбе узбекской женщины, поднималась ее активная роль в жизни своей страны. Зульфия не скрывает, что в далеком прошлом женщину видели лишь как рабыню, послушную мужчине, который был одновременно хозяином и правителем дома.

В 2004 году в Узбекистане была учреждена Государственная премия имени Зульфии, которая присуждается за успехи в области литературы, искусства, науки, культуры и образования одаренным девушкам в возрасте от 14 до 22 лет ежегодно в канун Международного женского дня 8 марта.


Ядгар Насриддинова — узбекско-советский государственный и общественный деятель

(1920-2006)

Родилась в семье грузчика. Рано потеряв отца, воспитывалась в приемных семьях, а с 1931 года — в детском доме. Училась в ремесленном училище, на рабфаке Ташкентского института железнодорожного транспорта. Окончила Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта. В дальнейшем стала Председателем Президиума Верховного Совета Узбекской ССР (сменив на этом посту Ш. Р. Рашидова).

Награды

Четыре ордена Ленина, Орден Октябрьской Революции, Два ордена Трудового Красного Знамени, Орден «Знак Почета».


Галия Измайлова — советская и узбекская балерина, танцовщица, балетмейстер, хореограф, педагог

(1923-2010)

Свою карьеру Галия начала в 1941 году солисткой балета Узбекского государственного академического Большого театра имени Алишера Навои и более полувека плодотворно работала хореографом и главным балетмейстером этого театра, внося ценный вклад в развитие театра. Измайлова, яркая представительница современного узбекского хореографического искусства, своим неповторимым талантом, высоким исполнительским мастерством глубоко освоила традиции национального и европейского классического искусства, создала своеобразную творческую школу. Исполняемые ею известные хореографические произведения народов Востока и Запада снискали большую популярность и известность не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

В качестве балетмейстера поставила танцы для опер «Дилором» М. А. Ашрафи (1958), Князь Игорь А. П. Бородина, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, «Фауст» Ш. Гуно, «Омар Хайям» М. Бафоева, «Лейли и Меджнун» Р. М. Глиэра и Т. С. Садыкова, «Зебуннисо» С. Джалиля и других спектаклей, десятки танцевальных миниатюр и народных танцев, в том числе — национальные танцы «Муножот», «Тановар», «Дилхирож».


Дильбар Абдурахманова — советский, узбекский дирижер, скрипач, педагог. Первая женщина-дирижер в Узбекистане

(1936-2018)

Дильбар Абдурахманова родилась в творческой семье — ее родители Гулям Абдурахманов и Зухра Файзиева занимались оперным искусством. По просьбе молодого отца имя новорожденной дал организатор и художественный руководитель студии Мухитдин Кари-Якубов. Подрастая, девочка ходила на все спектакли и репетиции, часами стояла возле оркестровой ямы. Аккомпаниатор вторых скрипок Матвей Криворучка обратил внимание на заинтересованную девочку. Проверив музыкальные данные, он отвел будущую артистку в школу Глиэра, где преподавал скрипку, и записал ее в свой класс. В итоге Дильбар окончила сразу две школы и в будущем внесла большой вклад в развитие музыки и искусства Узбекистана.

За свою творческую жизнь дирижер Дильбар Абдурахманова поставила 64 оперных и балетных спектакля. Ее труд был неоднократно отмечен правительственными наградами, среди которых 3 медали и 3 ордена. Греческая философская академия присудила ей звание «Гражданин земли XXI века» в 2016 году.


Женские права в Узбекистане сегодня

С приходом нового правительства в 2016 году Узбекистан регулярно пытается улучшить ситуацию с правами женщин. 23 апреля этого года Комитет женщин Узбекистана опубликовал законопроект «О гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин», который должен предотвращать дискриминацию по признаку пола. В документе объясняется, что такое дискриминация и гендерное равенство, определяются будущие механизмы защиты этих прав и предусматривается ответственность за нарушения.

У власти и сегодня стоят выдающиеся женщины

Танзиля Нарбаева — Председатель Сената Олий Мажлиса Узбекистана

В 1975-1995 годах занимала разные должности в образовательных учреждениях, организациях, Народно-демократической партии Узбекистана, а в 1995-2010 годах — в Кабинете Министров Узбекистана. В 2010-2016 годах Танзиля Нарбаева была председателем Федерации профсоюзов, в 2016-2019 годах возглавляла Комитет женщин. В 2019 году на двадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Танзиля Нарбаева была избрана Председателем Сената.

Награды

Победитель конкурса УзА «Выбор года-2019» в номинации «Самый активный государственный деятель — Человек года в Узбекистане».


Светлана Артыкова — юрист, общественный и политический деятель, сегодня — заместитель генерального прокурора Республики Узбекистан

Выпускница Ташкентского государственного юридического университета. Многие годы работала в органах прокуратуры. В 2010-2014 годах возглавляла комитет Сената по законодательству и судебно-правовым вопросам.


Агриппина Шин — министр дошкольного образования Республики Узбекистан

Под ее руководством в 2019 году в Ташкенте были реорганизованы 49 СДОО, в которых от 70 до 94% мест оказались заняты здоровыми детьми. В результате были созданы 18 многопрофильных специализированных ДОО, которые оказывают полный спектр реабилитационных процедур и в которых усилена коррекционная работа.

Статья подготовлена: Милана Гашева
Фото:
Стилист:
Использованы: фотографии из сети
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии