«Не навреди» — гласит старейший медицинский принцип. Но что делать, если пытаются навредить тебе? The Mag попытался разобраться в причинах участившихся случаев избиения врачей скорой помощи родственниками больных.

Быть врачом — тяжелый труд и большая ответственность. Быть врачом скорой помощи — удвоенное ежедневное психологическое и, как показывает нынешняя практика, физическое давление. Неужели люди стали так жестоки, что готовы наброситься на людей, приехавших оказать помощь? Почему врачам и фельдшерам скорой помощи все чаще приходится слышать оскорбления и защищаться от побоев со стороны родственников больных? Провоцируют ли сами врачи такое отношение к себе? Или есть другие причины недоверия и злобы со стороны больных и их родственников? В этих и других вопросах помогут разобраться главный врач городской скорой медицинской помощи, а также выездные врачи ГССМП, каждый день сталкивающиеся с подобными инцидентами.


Султанов Даврон Тахирович

главный врач городской скорой медицинской помощи

В последнее время около 10% всех вызовов сопровождаются конфликтами между докторами и родственниками больных. Избиения происходят редко, но метко. Основной причиной является непонимание между родственниками больных и докторами. Сложно сказать однозначно, которая из сторон виновата в таких случаях. Порой сами врачи провоцируют негодование родственников своим грубым отношением, неумением успокоить людей, находящихся в стрессовой ситуации и неправильным объяснением степени тяжести больного.

Врачи тоже люди, у них бывают свои проблемы. Будучи весь день на службе, они устают эмоционально и это отражается на их поведении. Такого быть не должно. Поэтому в данное время проводятся работы,…

…цель которых — научить медиков общению с больными и их родственниками.

Однако зачастую и сами родственники больных являются инициаторами конфликтов и драк. Будучи уверенными, что скорая опоздала, хотя практически все приезды врачей на вызовы укладываются в 15-20 минут, разрешенных по закону, родственники уже в дверях начинают нападать на врачей и обвинять их во всех смертных грехах, не давая им возможности быстрее попасть к больному. Или же мешают, не слушают и не следуют указаниям врачей во время оказания медицинской помощи. Очень трудно пытаться помочь больному, когда сначала нужно к нему прорваться, выслушав все нелестные и необоснованные отзывы в дверях, а потом лечить, когда под боком у врача находятся родственники в возбужденном психоэмоциональном состоянии. Большую часть времени и сил медиков забирают именно родственники больных, которых невероятно сложно успокоить и от которых порой самим врачам приходится даже защищаться.

В этом плане эталонной является практика Израиля. Там родственника приглашают в машину скорой и просят его помочь в оказании помощи больному (к примеру, сделать перевязку). В этот момент родственник осознает всю тяжесть ситуации и необходимость полного сосредоточения медиков на больном и, не выдерживая, сам выходит из машины, успокаивая всех остальных близких, дав медикам возможность спокойно проделать свою работу. Возможно, это нужно внедрить и у нас; но готов ли к этому народ? Трудно сказать.

Мотивация врачей

Что касается оснащенности персонала и машин скорой помощи лекарственными средствами, то она практически 100%-ная. Практически все машины скорой помощи — новые. Квалификация врачей хорошая, но не отличная. Нужно учитывать, что в нынешних условиях к нам в основном приходят выпускники бакалавриата, которые или не прошли экзамены в магистратуру, или же по каким-то причинам не хотят поступать в текущем году, планируя поступить в следующем. Поэтому у них нет мотивации отдавать себя полностью работе, так как им гораздо важнее подготовка к магистратуре.

Есть проблема нехватки врачей, очень большая текучка кадров. Мало, кто хочет работать в таких условиях: когда каждый день приходится не только спасать чужие жизни, но и защищать свою — и все это в атмосфере огромного количества конфликтов, неуважения и неблагодарности.


Зекрияев Нормурод Набижонович

выездной врач ГССМП п/станции №7 Мирабадского района

Очень часто врачей обвиняют в их недобросовестности, безразличии и необразованности. Не скрою, в нашей сфере деятельности встречаются врачи, не знающие азов медицины, ставящие неправильные диагнозы, ухудшающие ситуацию с больным вследствии своих неправильных действий. Но не стоит видеть в каждом враче дилетанта и уж тем более нападать на него, избивать и оскорблять. Текучка кадров большая, вакансий свободных много, чего не должно быть в скорых. Поэтому выбирать уже не приходится. А все почему? Потому что никто не хочет работать там, где тебя оскорбляют и чуть ли не с ножом набрасываются.

Вызвали скорую, а не психолога

Иногда высоконравственные родственники и ревнивые мужья вызывают бригаду в женском составе — как будто в скорой существует такая услуга. Увидев, что на вызов приехал мужчина-врач, его попросту не пускают в дом к больной. Тут уже, как говорится, без комментариев.

Кому-то может показаться, что у приехавшего  врача безразличный взгляд. Возможно, это и так. Но ведь вы вызвали скорую, а не психолога. Безразличие в глазах? Тяжелые больные не нуждаются в любви, ласке и сопереживании — они нуждаются в экстренной помощи! Когда ты постоянно выслушиваешь недовольства, имеешь дело со смертями и болезнями, ты эмоционально выгораешь. Но это не значит, что ты перестаешь делать свою работу; помощь людям остается прежней.

Ни один врач не захочет сознательно навредить больному.

Почему в хирургии и реанимации главенствует принцип хладнокровия? Причина проста: их не должно волновать и интересовать не душевное состояние и семейное положение пациента, а только жизнеугрожающий фактор. Таков и принцип сотрудников скорой помощи. Если хотите, чтобы вас пожалели, выслушали, поставили капельницу — вызывайте частную скорую.

Каждый раз, когда молодой врач заступает на дежурство в отличном настроении, он говорит себе «сегодня я всех спасу и у меня не будет летальных случаев». Но такое отношение сохраняется лишь в первые месяцы службы. Со временем ты уже едешь на вызовы с нежеланием и тяжестью в душе, осознавая то, что всем не поможешь.

А уж когда после летального случая на предыдущем вызове ты едешь на следующий, где тебя бьёт в лоб взрослый человек, аргументируя это твоим «безразличием» к его простуде, хочется просто встать и уйти. Или посадить его в машину и отвезти в стационар, как они с ходу требуют — «ведь вы же врачи, вы должны!».

«Врач должен!»

Сегодня между врачом и населением остро стоит тема «врач должен!». И только образованные и вменяемые люди понимают, что врач им абсолютно ничего не должен. Возможно, он должен государству: отработать несколько лет за обучение на бюджетной основе. И вместо того чтобы тыкать многовековой клятвой Гиппократа, лучше днем сходить в поликлинику и не занимать время скорой жалобами на двухдневную температуру или тошноту. Это проще и добросовестнее, чем конфликтовать с медиками.

Врач имеет право отказать в оказании помощи

Сегодня машины скорой помощи оснащены на высоком уровне, есть все необходимые лекарственные средства. Но так было не всегда; бывало, врачи на собственные деньги покупали лекарства, чтобы не оказаться беспомощными в тяжелой ситуации на вызове. При этом, конечно, невозможно было предугадать, какое лекарство тебе может понадобиться именно на сегодняшних вызовах. А народ думал, что врачи просто продают казенные лекарства, чтобы нажиться на этом.

Не было дыхательных мешков и врачи делали искусственное дыхание методом  «рот в рот» даже пациентам с низким социальным статусом (попросту говоря, бомжам), рискуя при этом заразиться опасными болезнями — такими, как туберкулез и вирусный гепатит. Медики оказывали помощь в ситуациях с угрозой риска для них самих, хотя по закону врач имеет право отказать в оказании помощи, если это несет явный риск для здоровья или жизни самого врача или его бригады. Но никто этого не знает — всем легче полагать, что абсолютно все врачи бесчувственны, всем обязаны, неквалифицированны и думают только о собственной наживе.

Бытует мнение, что мы якобы постоянно находимся на обеде и потому не спешим ехать на вызов. На самом деле у врачей скорой помощи нет даже специально отведенного времени на обед и ужин. Мы перекусываем на ходу или заменяем друг друга в период, когда мало вызовов. Обидно слышать беспочвенные обвинения…

Случаи побоев врачей

Нередко происходят случаи побоев врачей и фельдшеров, но об этом никто не говорит. Если разбираться с оскорблениями и побоями прямо на месте по адресу вызова, то на это уходит уйма времени — ведь нужно дождаться сотрудников милиции, оформить заявление и т.д. А в час пик мы не можем себе позволить такого удовольствия. Думаю, в этом и заключается главная ошибка с нашей стороны во все чаще происходящих избиениях — ведь люди привыкли к такой безнаказанности из-за того, что у сотрудников скорой чаще всего нет времени на подобные  разбирательства.

Безнаказанность и отсутствие защиты — еще одна причина текучки кадров среди врачей скорой. Мы ничем не защищены, как люди при исполнении.

Никто не осмелится тронуть служащего правоохранительных органов, но оскорбить врача — проще простого.

Также стоит отметить, что больше половины вызовов не подлежат скорой медицинской помощи: люди вызывают скорую при диарее, тошноте, невысокой температуре, давлении — то есть при ситуациях, не являющихся экстренными. Обрабатывая такие заявки, мы не успеваем на действительно важные вызовы, где, возможно, ожидается конфликт интересов.

Пытаясь объяснить родственникам, что не следует вызывать скорую в подобных случаях, врач неминуемо вызывает агрессию, которая выливается  в конфликт — потому что люди попросту не желают его слышать и понимать. Во всех развитых странах за такие ложные, по сути, вызовы существуют определенные меры наказаний.

Кроме того, нередко добросердечными прохожими оформляются вызовы на хронических алкоголиков и бомжей, пребывающих в состоянии алкогольного сна. Не дожидаясь приезда скорой помощи, оставив диспетчеру неточные координаты и не отвечая на звонки, эти отзывчивые люди оставляют виновника вызова на месте, а сами уходят. Нам приходится долго искать то место, куда следует подъехать; к тому же таких пациентов потом не хотят принимать больницы. Хотя на самом следить за такой категорией бездомных людей — прямая обязанность милиции. Кстати, зачастую вызовы приходят и от самих сотрудников милиции — «давайте вы его в больничку отвезете».

Причины конфликтов и наказание врачей

Сегодня каждая поликлиника должна  иметь собственную специальную машину для обслуживания вызовов, поступающих в поликлинику. Как правило, это вызовы, связанные со всякого рода инъекциями и установкой на дому капельниц, прописанных врачами. Вместо этого наши машины скорой помощи распределили по районным поликлиникам. И теперь мало того, что возникают конфликты из-за наших отказов от подобных вызовов — на врачей скорой помощи повесили обязательное оформление поликлинических журналов и т.д, то есть дополнительный труд, отнимающий ценное время. К тому же, за неполную отчётность врачей наказывают. Все это совокупно и является причиной задержек скорых, недовольства народа, неимоверного давления на врачей скорых и, как результат, возникающих конфликтов.


Мухаббат Салиева

выездной врач ГССМП

Самое обидное для нас, врачей — это неуважение, злость и грубость со стороны людей. Кажется, что приехал помочь, а в ответ слышишь кучу оскорблений; о благодарности и вовсе не идет речи. Каждый день конфликты; бывают, что фельдшеров бьют. Врачи никак не защищены!

«Скорая опаздывает!»

Основной причиной негодования людей является их ложное представление о задержке скорой. Мы приезжаем в течение 15 минут. Конечно, для родственника больного, у которого каждая минута на счету, это время кажется вечностью, и он даже его не засекает. Но как машине скорой можно приехать максимально быстро, если на дорогах никто не пропускает, шоферы боятся штрафов, дома и улицы не помечены?

Прибавьте к этому огромное число несерьезных вызовов. Люди вызывают скорую без необходимости, причем порой и по 2-3 раза, требуя большого количества внимания и времени. Никто не может понять, что пока скорая находится на вызове, где от врача требуют сбить невысокую температуру, где-то ждет врачебной помощи больной, находящийся при смерти, у которого каждая минута на счету.

Люди отказываются слушать и слышать врачей. Когда делаются назначения в поликлинике, они не следуют им, требуют лечения от скорой.

Но скорая предназначена не для лечения — она предназначена для оказания экстренной помощи.

Мы никогда не отказываем в помощи, обрабатываем каждый вызов. Несмотря на нехватку персонала, каждый работает на износ. Но в ответ мы получаем неуважительное отношение и грубость со стороны людей. Конечно, выслушивая на каждом вызове оскорбления, врачи тоже порой не могут сдержать себя, но по-другому никак — спокойный тон врача еще больше усиливает негодование родственников, уверенных в том, что он недобросовестно выполняет свои обязанности.

Парадоксально, но когда люди вызывают платную скорую помощь, благодарности и хорошего обращения с врачами в разы больше, хотя работники и в частных, и в государственных скорых одни и те же. А казалось бы, должно быть наоборот…

Нужно изменить самосознание людей

Многие доводят себя до крайней степени, отказываясь от лечения и процедур, назначенных врачами поликлиники, а потом ждут чуда от скорой, а не получив его, обвиняют во всем врачей. Несомненно, есть и благодарные люди; обычно это организации, высокопоставленные люди, одним словом, интеллигенция. У них и отношение другое — уважительное. И как же приятно слышать благодарность от таких людей! Тогда ты забываешь о своей усталости, хочется помочь им ещё больше, сделать все, что в твоих силах.


Почему скорая помощь не «прилетает» на вызовы?

Как выяснилось, основной причиной возмущения родственников больных является задержка скорых. Несмотря на то, что скорые приезжают в среднем в разрешенные по закону 20 минут, для близких это время длится вечно. Отсюда негодование и грубость людей встречающая врачей с порога. Но виноваты ли в этом врачи?

Рассмотрим список причин задержки скорых:

  • улицы не обозначены, номера домов не указаны (неадекватное построение нумерации улиц и домов) — шоферам и врачам приходится кружить в поисках нужного дома и улицы;
  • огромная текучка среди шоферов, на которых оказывается большое давление, так как штрафы на дорогах и ремонт сломанных машин оплачиваются непосредственно из их кармана, а как возможно медленно «лететь» на вызов — никто не в силах объяснить. На смену старым шоферам приходят новые, не знающие адресов и улиц;
  • огромная текучка врачей — колоссальное давление, незащищенность и неуважение со стороны родственников и больных вызывают нежелание врачей оставаться на службе в скорой помощи; возникает нехватка квалифицированных и опытных фельдшеров;
  • неуважение со стороны других участников дорожного движения — никто не пропускает машины скорой помощи на дорогах и никто не следит за этим. В Европе за подобные нарушения полагается наказание, а у нас, к сожалению, лишь единицы уступают дорогу машинам скорой помощи;
  • несерьезные и не подлежащие скорой медицинской помощи вызовы (невысокая температура, простуда, диарея, невысокое давление и т.д.) — скорые обязаны ехать на каждый вызов, несмотря на то, что скорая помощь не создана для лечения часто возникающих неопасных для жизни болезней. Задача скорой — оказание экстренной помощи тяжелым больным. Поэтому, вызывая скорую и требуя сбить температуру в 38 градусов, нужно задуматься о том, что на другом конце города ее может ждать человек, действительно находящийся на грани жизни и смерти.

Кто виноват?

Трудно сказать, что какая-то именно сторона целиком и полностью виновата в сложившейся ситуации. Виноватых здесь много:

  • система здравоохранения, допускающая неквалифицированных медиков и не защищающая права врачей скорой помощи;
  • муниципальная система, не следящая за грамотным построением и обозначением улиц и домов;
  • дорожно-транспортная система, не регулирующая свободное движение машин скорой помощи.

Люди озлоблены действующей системой и крайними, в данном случае, остаются врачи скорой помощи. Несомненно, есть вина и некоторого числа медиков, недобросовестно выполняющих свою работу, совершающих недопустимые врачебные ошибки. Но не стоит полагать, что все врачи одинаково халатны по отношению к больным — одни врачи не виноваты в ошибках других врачей.

Несомненно, сложно держать себя в руках, когда рядом страдает близкий тебе человек, но рукоприкладством и оскорблениями проблему можно только усугубить, а не решить. В любом случае врачи — такие же люди, как и мы с вами и они имеют полное право на уважительное отношение к себе.

Статья подготовлена: Сакина Абидова
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии