В 2022 году TBC Bank в Грузии исполняется 30 лет. За это время он стал одним из лучших банков в стране и вышел на международный уровень. В Узбекистан TBC Bank зашел сравнительно недавно, всего два года назад, и уже успел занять прочные позиции среди цифровых банков в новом регионе. Ему также принадлежит основной пакет акций платежной системы Payme. Что за это время изменилось в банковском секторе Узбекистана? В каком формате будут предоставляться финансовые услуги в будущем? Как TBC Bank и Payme планируют выстраивать новую цифровую экосистему? Об этом и многом другом мы узнали у руководства TBC Bank и Payme.

Генеральный директор TBC Bank Uzbekistan Спартак Тетрашвили:

TBC Bank уже два года на рынке Узбекистана. Какими успехами можете поделиться?

Банк – это большая структура, которая содержит в себе большой функционал. У нашего банка все эти функции работают в соответствии с международными стандартами, что является своего рода новшеством на местном рынке, где весьма скромно представлены международные банки. Одним из таких как раз является TBС Bank, акции которого котируются на Лондонской фондовой бирже. Это первое. Во-вторых, мы гордимся тем, что за 18 месяцев охватили почти весь Узбекистан. У нас уже около трех миллионов скачиваний приложения и 10 шоурумов по республике, а в следующем месяце мы выйдем на первую прибыль. Для банка, который начал свою работу с нуля, – это отличное достижение.

Ну и самое важное – это наша корпоративная культура и команда, без нее ничего бы не получилось. Я не утверждаю, что она лучше всех, но то, что она другая, – это факт. В свою команду мы набираем людей, которые разделяют нашу культуру и наши ценности. И последнее – мы гордимся тем брендом и тем именем, которое создали в течение этих двух лет. Как банк мы однозначно делаем много нового на рынке, всегда держим свое слово перед клиентом и делаем жизнь проще.

Получаете ли вы негативные комментарии по работе приложения, кредитным ставкам и процентам по депозитам? Если да, то как их отрабатываете?

Скажем так, не бывает ситуаций, когда 100 % клиентов всем довольны. Такого нет ни в одном бизнесе. Что касается процентных ставок, то, исходя из конъюнктуры рынка, процентные ставки по всему Узбекистану высокие. Да, возможно, наши процентные ставки чуть выше, чем в классических банках, но у нас и высокие ставки на депозиты. То есть если мы много выплачиваем на депозитах, то у нас чуть выше процентные ставки и по кредитам.

Однако люди всё равно готовы платить больше, так как мы предоставляем возможность максимально сэкономить их время. И в отличие от классического банка, им не приходится несколько дней или недель ходить в банк и ждать решения. В нашем случае бюрократия сводится к нулю, кредит можно получить за 15 минут. Думаю, что это отличное преимущество.

Какие планы у банка на 2023 год? Каких показателей хотите добиться?

Хотим выйти на бизнес-сегмент, потому что сегодня мы обслуживаем только физических лиц.

Со следующего года планируем начать работать с малым и средним бизнесом. Это наша самая большая цель на 2023 год.

Технические работы в этом направлении уже ведутся. Самое главное – мы останемся полностью цифровым банком и сохраним концепцию продукта, чтобы у бизнесменов была возможность получить кредит, сидя у себя в кабинете.

Также мы уже получили в общей сложности инвестиций на сумму около 80 миллионов долларов США от EBRD, IFC и TBC Bank Group PLC. Мы ожидаем еще два дополнительных вливания капитала, что, несомненно, будет способствовать дальнейшему росту операционной деятельности TBC UZ.

Генеральный директор Payme Давид Меликидзе:

С какими сложностями сталкиваетесь ежедневно?

Самое сложное – узнавать клиента лучше и лучше. До этого у нас была фаза стартапа, и она очень хорошо прошла. Мы нашли наши продукты, которые хорошо продаются, сервисы, фичи и достигли какого-то критического уровня клиентской базы.

Но для обслуживания более массового сегмента этот подход уже не работает. Сейчас мы начинаем перестраиваться. И ежедневные сложности как раз и заключаются в том, чтобы апгрейдить компанию до того уровня, чтобы мы смогли обслуживать еще большее количество пользователей.

Да, у нас чуть выше процент за переводы, нет кэшбека, но при этом мы держим клиентскую массу качеством и разнообразием предоставляемых услуг. В скором будущем мы начнем внедрять ряд новых сервисов, о которых расскажем чуть позже.

Планирует ли Payme вырасти до полноценного диджитал-банка в будущем?

Нет. Не вижу в этом смысла. У нас уже есть TBC Bank, помимо него на рынке еще несколько хороших цифровых банков. Поэтому брать вторую лицензию не имеет смысла. В нашей экосистеме мы планируем наладить другую модель партнерства.

Скажу так: мы точно знаем, где должны быть через три года.

Председатель наблюдательного совета TBC Bank Николоз Курдиани:

TBC Bank в Грузии в этом году исполняется 30 лет. Какой путь прошел банк за это время? Где он сейчас и к чему стремитесь в дальнейшем?

TBC банк создали с нуля несколько человек в 1992 году, когда только формировалась современная банковская структура Грузии. На самом деле для банка 30 лет – это очень небольшой возраст. Поэтому на пороге четвертого десятилетия мы в каком-то смысле до сих пор называем его стартапом.

Первое десятилетие ознаменовано его формированием и созданием. Во втором – банк институционализировался и получил форму ведущего банковского института в Грузии. В третьем – перешел в фазу активного и бурного роста. В это время происходит запуск самых инновационных цифровых продуктов, выход на Лондонскую фондовую биржу, покупка двух банков в Грузии, что позволило нам стать самым большим банком в Закавказском регионе и, наконец, выход на рынок Узбекистана.

Сейчас мы входим в этап трансформации, когда большой грузинский региональный игрок становится интернациональным.

Чем отличаются модели работы банка в Узбекистане и в Грузии?

В Грузии TBC является самым крупным банком. Мы представлены почти во всех сегментах банковского бизнеса: это корпоративный, инвестиционный, трейдинг, ипотечный, малый или средний бизнес, стартапы, премиум-сегмент обслуживания физлиц, массовая розница. Очень важным отличием является и то, что в Грузии у TBC еще есть другие направления: страховой бизнес, лизинговый, платежный, процессинговый и т. д.

В Грузии у нас много разных бизнесов, в Узбекистане всего два – TBC Bank и Payme. Оба этих финтеха работают только через мобильное приложение в отличие от модели универсального банка в Грузии.

Гордится ли группа результатами работы банка в Узбекистане? Что для вас является главным показателем успеха?

Да, очень гордимся. Выход на внешний рынок для нас был своего рода испытанием. До этого мы работали только в Азербайджане, и то очень скромным институтом. Поэтому выход на рынок Узбекистана с собственной банковской лицензией и собственным цифровым банком, а также выкуп основной доли акций Payme – это очень хорошие результаты.

Главным показателем успеха является постоянно растущее число наших зарегистрированных пользователей в Payme и TBC UZ, которых на данный момент уже около девяти миллионов.

TBC Банк в Грузии – это большая финансовая экосистема. Планируется ли создать что-то похожее в Узбекистане?

В Узбекистане на этом этапе мы будем смотреть только на Payme и TBC UZ и пытаться между этими двумя экосистемами выстроить одну большую, которая будет обслуживать клиентов по многим вертикалям в их ежедневной жизни.

Что для вас взаимодействие с Payme? Что вы ожидаете от этого сотрудничества?

Payme для нас очень важный игрок не только потому, что у него сильные финансовые показатели, а потому, что в первую очередь Payme обслуживает около восьми миллионов зарегистрированных пользователей, и всем им ежедневно нужны различные финансовые продукты, которые TBC Bank предоставляет клиентам. Думаю, как я уже сказал ранее, банк будет встраивать свою продукцию в данную платежную систему и Payme будет представлять из себя экосистему разных продуктовых линеек, в том числе и банковскую. Но это в будущем.

Уверен, что эта синергия хорошо сработает. Но при этом Payme останется отдельным брендом, так как это очень сильная компания, которую потребители на рынке Узбекистана любят и уважают.

Банковский финтех в мире и в Узбекистане: можете рассказать об основных трендах, о будущем развития банковской сферы?

Сегодня, по мнению многих, большие Big-техи, финтехи и технологические компании настолько сильно бросают вызов банковскому сектору, что вскоре банков не будет. Но это неверно.

Банки были и всегда будут.

Так как банк – это ключевое звено финансовой системы любой страны. Да, его роль очень сильно меняется. Появляются разные компании, которые делают так называемый «фронтинг», то есть банки выдают им свои услуги, а они уже в свою очередь обслуживают клиентов вместо банка.

Думаю, что банковский бизнес будет меняться в том смысле, что клиенты захотят меньше времени тратить на получение банковских услуг и получать их прямо в том месте, где им удобно. И банк должен будет туда встроиться. По-английски это звучит как embedded finance. Но в целом банки будут существовать и продолжать обслуживать очень много сервисов и потоков бизнеса.

Единственное, будет меняться их форма. Сейчас во всей банковской индустрии идет массовая цифровизация. То есть происходит оцифровка ключевых процессов обслуживания клиентов. Например, если до этого больше использовался человеческий ресурс, то сейчас мы максимально пытаемся всё перевести в цифровые каналы – диджитализировать продукты и тем самым экономить время как наших сотрудников, так и клиентов. Думаю, что этот тренд присутствует везде: одни страны двигаются быстрее, другие чуть медленнее.

Что касается Узбекистана, то это быстро развивающаяся республика, где регулятивный орган поддерживает финтех-революцию и цифровизацию банковского сектора. Об этом свидетельствует и то, что в стране сегодня работают несколько цифровых банков и успешных платежных институтов, таких как Payme и другие. Так что, думаю, всё будет идти в эту сторону.

Статья подготовлена:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии