Узбекистан уверенно развивает торговые отношения со всем миром, и контейнерные перевозки стали удобной мобильной альтернативой вагонам. Объемы контейнерного грузооборота стабильно растут, а инфраструктура не всегда за ними успевает. О настоящем и будущем отрасли The Mag побеседовал с представителем Universal Logistic Services, крупнейшего в Узбекистане железнодорожного контейнерного терминала, Умаровым Маратом.


Марат Умаров

представитель Universal Logistic Services

Как все начиналось

В 2013 году по инициативе наших инвесторов было принято решение о развитии в сфере контейнерных перевозок. К тому времени существующая инфраструктура была устаревшей, нужны были большие инвестиции, чтобы привести ее в порядок. Мы приняли стратегическое решение построить современный железнодорожный контейнерный терминал.

В том же году начали строительство. Ездили на крупные международные терминалы, перенимали опыт. К проектированию мы привлекли иностранные компании, а позже подключились и местные специалисты. Терминал был спроектирован с учетом максимального удобства и оперативности, поскольку наши приоритеты – это клиентоориентированность и высокая производительность.

Совместно со шведской компанией Konecranes мы изучили планируемые объемы грузопотоков и подобрали оборудование – ричстакеры грузоподъемностью до 45 тонн. Мы старались использовать лучший европейский опыт. Например, у нас уложена брусчатка типа Uni, которая легко выдерживает большие нагрузки. Это напольное покрытие используется в основном в странах ЕС, а для СНГ это был исключительный случай. К маю 2014 года мы завершили строительство, и деятельность была запущена.

Сегодня ULS – это современный железнодорожный контейнерный терминал, занимающий площадь 10,9 га.

Он уникален тем, что находится в черте города, около ТКАД, на грузовом дворе станции Чукурсай. Эта крупнейшая сортировочная станция расположена вблизи границы с Казахстаном, откуда прибывает основной грузопоток из Казахстана, России, Китая и стран Юго-Восточной Азии. Сейчас мы охватываем более 40% рынка контейнерных услуг Узбекистана.

Круглый год, с утра до ночи

Логистика – сезонный бизнес. В период интенсивной работы показатель загрузки у нас достигает 90%. Поэтому мы планируем расширение территории еще на 8,5 га. С ростом объемов было установлено, что мы не укладываемся в обычный 12-часовой рабочий день, и тогда мы перешли на круглосуточную работу. У наших клиентов стабильный объем проектных грузов, и они могут обеспечить нам полную загрузку. Речь идет о таких компаниях, как GM Uzbekistan, «ТрансКонтейнер», FESCO, Rhenus logistics.

Территория терминала хорошо освещена, работает круглосуточное видеонаблюдение. Система позволяет удаленно контролировать все операции. Обычно происходит так: днем сотрудники готовят документацию, а ночью заезжает и грузится машина. С железной дорогой мы тоже работаем 24 часа в сутки.

Услуги терминала

Основная услуга терминала – обработка (погрузка и разгрузка) контейнеров и вагонов. Для удобства клиентов на территории есть складские помещения площадью более 6 тыс. м2, есть таможенная зона крытого и открытого типов. Мы принимаем вагоны, работаем с негабаритными грузами, оборудованием, колесной техникой. Есть много дополнительных услуг: оформление перевозочных документов, оформление вывоза контейнера до точки назначения, пломбировка, контрольное взвешивание контейнера с выдачей сертификата VGM и т.д. К примеру, вы можете выдать доверенность на прибывший груз на представителя компании, и он сам все оформит, получит все разрешения у таможни и доставит груз до конечного пункта.

Мы стараемся все время расширять спектр услуг, чтобы создать удобные условия для наших клиентов. Вся система на терминале построена по принципу «одно окно», то есть в офисном здании сосредоточено все необходимое: у нас арендуют помещения органы сертификации, декларирования, экспертизы, брокерские, логистические, транспортные компании.

Цифры:

  • одновременно можно разместить более 4 700 TEU (условных 20-футовых контейнеров)
  • пропускная годовая способность более 120 000 TEU
  • фронт погрузки – 120 условных вагонов
  • количество подъездных путей – 4, в том числе 3 для фитинговых платформ
  • скорость отработки на прием и отправку – 3,5 часа на один импортный маршрутный поезд (71 условный вагон)

Стандарты и негабариты

Терминал работает со всеми видами стандартных контейнеров (20ft, 40ft, 45ft) и с нестандартными, вплоть до рефрижераторных. Для них есть отдельная зона с возможностью подключения электричества. Мы можем принять контейнеры Open Top, опасные грузы, длинномеры, негабаритные грузы. Уникальность нашей техники в том, что спредер имеет разные насадки. Мы можем поменять обычный спредер, которым захватывают контейнеры, на тросы, и легко переместить негабаритный или нестандартный груз.

В собственном парке автотранспорта у нас есть 3 ричстакера грузоподъемностью 45 тонн, один 10-тонный ричстакер, 6 вилочных дизельных погрузчиков, которые работают на таможенном складе. Контейнеровозы и другой транспорт привлекаем со стороны, у нас есть партнерская компания.

Автоматизация на службе логистики

Для удобного управления погрузочно-разгрузочными работами ULS внедрил программное обеспечение Solvo.TOS (Россия). Это было сложно: в системах работы России и Узбекистана слишком много различий. Мы детально прописывали техзадание, учитывая мельчайшие отличительные особенности систем. В итоге мы успешно внедрили ПО, и сейчас все рабочие места, вовлеченные в обработку контейнеров, автоматизированы. Даже внутри ричстакеров установлены компьютеры.

На интерактивной схеме терминала в реальном времени отображается топология в 2D-формате: текущее состояние склада, его заполненность, расположение грузов, перемещение техники, людей и грузов. Система анализирует все данные и сама управляет планированием, приемкой, хранением, обработкой и отгрузкой контейнеров. Она сортирует грузы по системе FIFO (First In, First Out: «первым пришел – первым обслужен»), по грузополучателям, направлениям, экспорту или импорту.

У каждого контейнера есть свой уникальный код, который показывает его расположение на терминале. Если обычно грузополучатель сам идет, ищет контейнер на площадке, показывает его крану и грузит, то у нас допуск на территорию строго запрещен. Система сама все контролирует. Клиенту достаточно предъявить перевозочный документ на контейнер, после чего выписывается пропуск, и на его основании задается алгоритм работы. По цепочке задача идет к водителю ричстакера. Он сразу видит, где конкретно находится контейнер, сколько операций нужно совершить, чтобы его достать. Тут же показывается автомобиль, на который надо погрузить контейнер. Это экономит время, повышает эффективность и сокращает риск ошибок. Мы решили выстроить работу именно так, потому что каждый груз – это материальная ценность, причем очень большая.

Перекресток торговых путей

В своей сфере мы – лидеры по скорости и объему обработки грузов. Огромный наш плюс – таможенный пост Чукурсай, который расположен на территории компании. Еще одно преимущество терминала в том, что мы обрабатываем три маршрутных контейнерных поезда (блок-поезда) из Владивостока, Находки и со станции Алтынкуль. Это закольцованный сервис, то есть мы принимаем импортные контейнеры и сразу готовим экспортные. Как только по графику прибывает поезд, мы выгружаем импорт, грузим экспорт и отправляем состав обратно. Дальний Восток и крупный терминал Khorgos Gateway консолидируют грузы со всех стран Юго-Восточной Азии, Казахстана, Китая. У наших клиентов наработаны торговые связи с этими направлениями, все они пользуются спросом и конкурируют между собой.

Клиенты и сотрудники

Основные наши клиенты – представители малого и среднего бизнеса, иногда – физические лица. Чтобы сократить себестоимость товаров и успешно конкурировать на рынке, они максимально сокращают транспортные издержки. Если раньше было принято работать с перевозчиком, с которым издавна сложились хорошие взаимоотношения, то теперь клиенты тщательно сравнивают стоимость перевозок у конкурентов. Множество компаний предлагает альтернативные услуги, и нам приходится учитывать буквально каждый нюанс.

Общий штат нашей компании – около 70 человек, считая специалистов контейнерного терминала и таможенного склада.

В основном все они с высшим образованием, выпускники транспортного института. Мы работаем с железной дорогой, где есть своя специфика. Систематически повышаем квалификацию сотрудников: проводим тренинги сами или нанимаем консалтинговые компании, отправляем в Россию на повышение квалификации водителей ричстакеров.

С верой в будущее

Проблем в нашей сфере много. Грузопоток постоянно растет, в этом году мы и сами ощутили прирост импорта на 40%. Такие резкие скачки приводят к заторам, входящие станции переполнены и не готовы к новым объемам. Надо расширяться, открывать новые мультимодальные логистические центры в регионах. Мы хотим развивать это направление, собираемся открывать региональную сеть со складскими комплексами класса А. Пока же стараемся достойно представить страну на международной арене: участвуем в крупных выставках, ездим в Казахстан, Россию, Китай.

Статья подготовлена: Александра Стимбан
Фото:
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии