В 2022 году мировая экономика вступила в фазу перманентного кризиса — нестабильность стала новой нормой, причем во всем мире. The Mag поговорил с представителями узбекистанского бизнеса о том, чем им запомнился прошлый год, какие изменения прогнозируют в своей индустрии, чего ожидают от 2023 года и на какие бизнес-модели делают ставку.
Экосистемы и супераппы – будущее глобальных сервисов
Владимир Добрынин
CEO и основатель Humans
В 2022 году мы стали очевидцами глобальных исторических событий, которые затронули каждую индустрию без исключения. Если говорить о Центральной Азии, то отток капитала в первой половине 2022 года не способствовал интеграции региона с мировой монетарной системой, хотя перспективы были хорошие. Объем инвестиций замедлился, процесс кооперации — тоже — все это может привести к стагнации в 2023 году.
Когда рост замедляется, наступает консолидация и монополизация рынка: 2-3 гиганта захватывают 95% индустрии, а 30-40 компаний делят между собой оставшиеся 5%. В итоге в проигрыше оказываются стартапы — из-за низкой ликвидности им сложнее пробиться вперед даже при наличии качественного и уникального продукта.
Все это справедливо и для финтех-индустрии: роль крупных банков будет усиливаться, они продолжат скупать небольшие стартапы и охватывать новые сегменты рынка. Выживут наиболее гибкие и высокотехнологичные банки, а консерваторы и новички, наоборот, потеряют позиции.
При этом продолжит набирать популярность модель супераппов — приложений с широким набором сервисов, объединенных в одну устойчивую экосистему. Именно такой продукт мы создаем в Humans. С точки зрения пользователя единый суперапп — это более выгодное и удобное решение, и наша миссия — доказать это на практике. Такая стратегия уже помогла нам подключить к экосистеме Humans 2 млн пользователей, и к концу 2023 мы надеемся увеличить этот показатель вдвое. Модель супераппа как раз дает возможность быстро масштабироваться и расти, даже если рынок переживает стагнацию.
Не будем забывать и о глобальных трендах — темпы цифровизации растут по всему миру, несмотря на экономический спад, этот процесс уже не остановить. Да, люди меньше тратят, но это не мешает им активно использовать новые цифровые инструменты, использовать безналичные платежи, зарабатывать кешбэк. А значит, популярность финтех-продуктов продолжит расти. Поэтому компаниям, которые только планируют выходить на рынок, я рекомендую сохранять оптимизм. Реалии рынка обязательно изменятся, причем в лучшую сторону, а в Узбекистане тем более — либерализацию и рост экономики уже не остановить.
Наблюдается тренд монетарных ужесточений
Махсуд Юсупов
инвестиционный директор Национального венчурного фонда UzVC
В 2022 году венчурный рынок Узбекистана трансформировался: если раньше он носил фрагментарный характер, то уже сегодня в стране образовалось комьюнити стартаперов, бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. Глобально индустрия сильно полагается на нетворкинг, поэтому важно, чтобы люди объединяли усилия — обменивались информацией и помогали друг другу. Государство также стало уделять больше внимание отрасли. Так, несколько проектов, которые прорабатываются на данный момент, станут драйвером фундаментального изменения индустрии и создадут условия для развития частного сектора.
Глобально в венчурной индустрии сейчас подходит к завершению период «Risk on», который начался в 2009 году (прим. с момента окончания предыдущего кризиса), и начинается период «Risk off». В чем отличие? Во времена «Risk on» инвесторы больше склонны вкладываться в рискованные проекты. Обычно этот период сопровождается благоприятными макроэкономическими условиями, низкими процентными ставками и избыточной ликвидностью. В период «Risk off» все наоборот — инвесторы стараются вкладываться в надежные проекты, поэтому тщательнее подходят к выбору объектов для инвестирования. Сегодня наблюдается тренд монетарных ужесточений, процентные ставки растут повсеместно, что означает последующее глобальное снижение инвестиций в стартапы.
Ежегодные венчурные инвестиции в Узбекистане составляют примерно $7 млн, это $0.2 на душу населения. Для сравнения — показатель в Пакистане составляет $1.6, в Китае $47.6, а в США — более $1000. Мы уже работаем над тем, чтобы увеличить венчурные инвестиции в Узбекистане в несколько раз уже в следующем году. А еще, по итогу UzVC Startup Growth Program 2022, следующей весной планируем провести большой Demo Day для стартапов — будут крупные игроки региона, а также американские и европейские венчурные фонды.
Первопроходец в области информатизации образования
Жасур Рузикулов
коммерческий директор Kundalik
Можно выделить несколько трендов в сфере EdTech на рынке Узбекистана. В первую очередь, это акцент на индивидуальную работу со студентами и учащимися в рамках школы и за ее пределами. Накопленный опыт в образовании разных стран и развитие технологий в мире подталкивают EdTech фокусироваться на индивидуальной работе с детьми. В этом плане компания Kundalik и рынок Узбекистана не исключение. В ближайшем будущем это отразится на появлении в Узбекистане новых сервисов и продуктов, которые позволят выстраивать образовательный процесс с учетом личных особенностей, навыков и внешних обстоятельств.
Анализируя мировые тренды в сфере EdTech, наблюдаем очевидный фокус на искусственном интеллекте в образовательных платформах и процессах. Уже сегодня представлены сервисы, которые, например, могут проверять домашние задания вместо учителей. Да, пока эти продукты запущены не массово, но начало положено. В скором времени технологии искусственного интеллекта мы будем наблюдать и в электронных дневниках, и сидя за школьной партой. Будет и дальше увеличиваться число образовательных сервисов и технологий в ежедневном арсенале педагогов. Отсюда вытекает еще одна важная тенденция: инвестирование со стороны государственных ведомств в переподготовку педагогического состава с учетом новых образовательных технологий. Благодаря этому все большее количество учителей будет сочетать классические образовательные инструменты с технологичными, начиная с интерактивных досок и заканчивая сервисами с готовыми тестами, уроками и виртуальными лабораториями.
Компания Kundalik — первопроходец в области информатизации образования. В ходе внедрения системы в школах были выявлены и исправлены многие проблемы с интернетом и оборудованием в школах, уровнем ИКТ и цифровой грамотностью. Технологии медленно, но верно занимают место в педагогической рутине, а значит очень скоро мы услышим о новых образовательных продуктах и компаниях в сфере образования Узбекистана. Мы в компании Kundalik рассматриваем 2023 год, как год возможностей для коллабораций и сотрудничества с крупными представительствами в сфере FinTech Узбекистана. А еще на базе платформы Kundalik мы тестируем новые продукты и сервисы для образования. Пока не будем раскрывать все карты, но с уверенностью могу сказать, что часть из них мы уже готовы активно масштабировать.
Растет экологическая осознанность
Малик Каримов
директор по маркетингу сети супермаркетов «Корзинка»
Доступные цены остаются одним из основных драйверов спроса в нашем регионе. Мы это понимаем и работаем над тем, чтобы предоставлять нашим покупателям более доступные цены. И продолжаем продвигать супермаркет как более комфортную, качественную альтернативу традиционным базарам.
Доля современного ритейла будет расти. Также продолжится активное развитие СТМ, благодаря чему удается сохранить доступность качественных продуктов. На рынке продолжается цифровизация, проникновение мобильных приложений, финтеха и цифровой экосистемы — все это развивается.
Еще один глобальный тренд в ритейле, который активно входит на наш рынок — это омниканальность: возможность для клиента пользоваться услугами ритейлеров как оффлайн, так и онлайн, в виде доставки до дома, оформления заказов и self pick-up (самовывоза). В этом плане особую ценность добавляют цифровые решения, на что мы и делаем ставку.
Пользователи, особенно так называемые early adopters, которые в числе первых активно пользуются новыми технологиями, также развиваются, у них растут требования. Меняются привычки клиентов. Растет экологическая осознанность, требования к бережному использованию ресурсов. Все больше людей соблюдают work-life balance и ведут здоровый образ жизни, они все чаще делают выбор в пользу здорового питания и отказываются от более традиционной жирной пищи.
Растет количество людей, для которых важна социальная ответственность бизнеса. Мы видим все больше социальных активностей, которые люди инициативно организовывают со своей стороны, и мы не можем оставить это в стороне. Мы давно работаем по этому направлению и продолжаем уделять должное внимание к социальным вопросам.
Цифровизация и бурный рост IT-сервисов
Акмаль Рахимов
заместитель генерального директора Uzum Market
Основной тренд, который видим и мы, и наши коллеги в различных отраслях — это цифровизация и бурный рост IT-сервисов для решения самых разных задач, в том числе, шопинга. В 2026 году рынок e-commerce в стране, по прогнозам экспертов, вырастет в 12 раз по сравнению с показателями прошлого года. Конечно же, этот рост возможен, в том числе, благодаря появлению на рынке крупных игроков, создающих и развивающих инфраструктуру, меняющих привычки потребителей.
В планах на наступающий год — сделать Uzum Market еще более удобным, увеличить число городов, куда можно заказать товары с быстрой доставкой до 58, а ассортимент — до 800 тыс. уникальных товаров. Следующий год станет как для нас, так и для коллег по рынку временем бурного роста — уверен, мы увидим и новые сервисы, и запуск новых объектов инфраструктуры. Только совместная работа для повышения качества жизни наших граждан, развития цифровых сервисов и инфраструктуры поможет нам драйвить развитие рынка.
Что посоветовать тем, кто начинает свой путь? Изучайте свою аудиторию и рынок, пробуйте новое и ищите возможности для роста, не бойтесь выходить в онлайн — и у вас все обязательно получится.