С 1 мая 2019 года у жителей Узбекистана появился выбор: перейти на новую систему HUMO с бесконтактными платежами или остаться на старой, но привычной UzCard. Есть ли разница и стоит ли переходить с одной системы на другую, разбираемся в нашей статье.
Что такое HUMO
Карты платежной системы HUMO начали массово выпускать 1 мая текущего года. Главные отличия HUMO от привычной нам UzCard — децентрализованная система, наличие бесконтактного платежа, беспиновый платеж на сумму до 50 000 сумов и возможность интеграции в транспортную систему города. Рассмотрим каждый из пунктов подробнее.
Децентрализация
В системе UzCard все операции по обслуживанию транзакций проходят через Национальный межбанковский процессинговый центр. Это некая база данных, которая содержит в себе информацию по всем проходящим операциям во всех банках республики. Большим минусом процессингового центра является то, что при любом сбое работы перестают работать все банки.
Если произошел программный сбой в НМПЦ, то перестают работать как банкоматы и платежные терминалы, так и все виды операций по банковским картам во всех банках одновременно. Такое в республике наблюдалось не один раз.
Платежная система HUMO планирует в течение двух лет сделать банковскую систему страны децентрализованной. Это значит, что все операции по обслуживанию транзакций будут переданы на осуществление банкам. Таким образом, если возникнут технические проблемы в работе одного банка, остальные банки будут функционировать в штатном режиме.
Бесконтактный и беспиновый платеж
Терминалы и карты HUMO имеют бесконтактный интерфейс. Благодаря этому можно оплачивать покупки одним прикосновением. Для безопасности платежа процедура все равно требует ввод PIN-кода, однако в этом случае исключается контакт кассира с картой. И озвучивать свой пароль вслух также не нужно.
Покупки до 50 000 сумов можно оплачивать не только бесконтактно, но и беспиново. Вам не нужно вводить пароль, если вы приобретаете что-то, что стоит меньше установленной суммы. Для защиты от мошенников каждый третий беспиновый платеж требует ввода PIN-кода.
Интеграция в городскую среду
Среди прочих планов HUMO — интеграция в городскую инфраструктуру. Намного удобней платить за автобус одним касанием карты, чем судорожно искать 200 сумов только для того, чтобы не получить в ответ кучу мятых купюр или горстку монет. Более того, система сможет разделять карты на категории — для студентов и пенсионеров.
В торговых центрах, особенно во время акций и в праздничные дни, большая проходимость требует от работников высокой скорости работы, что невозможно при классической платежной системе, когда нужно:
- Взять карту у клиента.
- Вставить ее в платежный терминал.
- Ввести сумму платежа.
- Узнать PIN-код или передать терминал посетителю.
- Извлечь и передать чек с картой.
Бесконтактные терминалы сами выставляют итоговый счет, а покупатель оплачивает его без участия кассира. Для этого HUMO интегрирует терминалы с кассами.
Как все начиналось
Перед массовым запуском HUMO выпустила ограниченное количество карт для проверки инфраструктуры системы. Ими пользовались сотрудники Центрального банка и около 20 банков Узбекистана. На эти карты зачислялась часть их зарплаты.
Стоимость всего проекта составляет 25-30 млн долларов и финансируется он не государственным бюджетом, а напрямую Центробанком, однако в вышеуказанную сумму заложены расходы не только ЦБ, но и те, что возместят сами банки.
Покрытие инфраструктурой HUMO по республике будет осуществляться поэтапно — начиная с Ташкента и далее по регионам.
Куда это приведет
Ключевой посыл системы HUMO — самостоятельные банки.
В компании считают, что самостоятельность порождает конкуренцию и убивает монополию.
Каждый отдельный банк становится мини-процессингом, и он сам определяет, какие у него будут терминалы, карты и продукты.
Роль HUMO в этой цепочке — межбанковский клиринг. Он позволяет обслуживать карту одного банка в терминале другого. Также все транзакции по международным платежным системам, осуществляемые в стране, остаются в системах Узбекистана.
«Это необходимо с точки зрения обеспечения национальной информационной безопасности, а это позволит удешевить операции по обработке карточных платежей для банков, а в конечном счете — и для торговых точек», — говорится в сообщении HUMO.
Согласно рекомендуемым НМПЦ тарифам, эмиссия карт для начисления зарплаты бесплатна, комиссия за торговый эквайринг — до 0,2%, комиссия за интернет-эквайринг — до 1%, комиссия за переводы с карты на карту — до 0,5% внутри системы, выдача наличных через банкоматы — до 1%.
Мы задали несколько вопросов сотруднику банка N
Вся информация о HUMO, которая находится в открытом доступе, несет позитивный характер. Децентрализация, бесконтактные платежи, интеграция в городскую среду. Одни плюсы. А какие у системы есть минусы?
Один из главных минусов — нестабильная работа. Не работают терминалы, постоянно обновляется сама система. В скором времени это должны исправить. Есть проблема с распространением терминалов. Не все торговые точки их используют, и зачастую бывает тяжело найти ближайший.
Планируется ли интеграция платежной системы в смартфоны, умные часы и т.д. (NFC)?
Пока терминалы с NFC не работают для смартфонов и умных часов, но система находится в разработке и скоро запустится.
Карта с беспиновой оплатой попала в руки мошеннику, который провел 2 беспиновых платежа. Как клиенту доказать, что операции совершал не он, и вернуть деньги?
Банк не несет ответственности за похищенные с карты деньги. В этом случае необходимо обращаться в соответствующие органы власти, где будет заведено уголовное дело и начнется поиск злоумышленника. В случае, если вы потеряли карту, нужно обратиться в свой банк или воспользоваться UzPSB Mobile.
В народе ходит «страшилка» про то, что карты HUMO помимо комиссии за эквайринг при оплате дополнительно вычитают еще и НДС. Это правда?
НДС не взимается, это всего лишь миф.
Будет ли переход с платежной системы UzCard на HUMO принудительным?
Нет, переход не принудителен. Но магазины и иные торговые точки для удобства посетителей должны установить терминалы обеих систем.
Есть ли HUMO в Click или Payme?
Да, в Payme.