15 декабря в Галерее изобразительного искусства НБУ состоялось открытие выставки «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии». Проект подготовлен Министерством иностранных дел и международного сотрудничества Италии в сотрудничестве с Институтом визуальных искусств Гаруццо (IGAV) и галереей НБУ в Ташкенте.


Приветственным словом выставку открыли Чрезвычайный и полномочный Посол Италии в Узбекистане Агостино Пинна, куратор выставки Алессандро Каррер (Институт Гаруццо) и директор Галереи изобразительного искусства НБУ Камола Акилова.

Они отметили, что Великий Шелковый путь вот уже много веков был и остается связующим звеном между двумя мирами. Все экспонаты, экспозиции и инсталляции, представленные в пяти залах Галереи изобразительного искусства НБУ, — это выражение жизненной силы, характерной для итальянского художественного самовыражения в новейшей истории.

Агостино Пинна

Чрезвычайный и полномочный Посол Италии в Республике Узбекистан

«Шелковый путь» предлагает сжатую панораму современного итальянского искусства, начиная с конца 1960-х годов до наших дней, и является первой выставкой такого рода в новейшей истории культурных отношений между Италией и Узбекистаном. Его маршрут не мог не включить такую важную страну в Центральной Азии, как Узбекистан, которая с древнейших времен являлась перекрестком цивилизаций. На выставке представлено тридцать восемь работ высокой ценности художников, фотографов, скульпторов, которых можно назвать самыми настоящими артистами.

В число работ входит восемь произведений из коллекции Фарнезины, выставленной в Риме, в Министерстве иностранных дел. Наше шествие повторяет древние караванные маршруты Шелкового пути, а началось оно в июле в Киеве, после чего, в августе и сентябре, мы посетили Анкару и Тбилиси. Сейчас начался четвертый этап, в Ташкенте, а в следующем году наш путь лежит в Китай — Пекин, Чунцин, Сиань, где мы присоединимся к мероприятиям по празднованию Года культуры и туризма Италия-Китай. Это путешествие в тридцать тысяч километров, которое, как и когда-то в прошлом, соединяет Восток и Запад, напитываясь их высочайшими достижениями и восприятием.

Алессандро Каррер

куратор выставки

Эта выставка представляет собой гораздо большее, нежели обычная экспозиция классического искусства. Это, скорее, демонстрация современного каравана. В ходе путешествия по древним маршрутам, которое, начиная с третьего века, гарантировало обмен между Востоком и Западом, и посредством данной выставки, авторы экспозиций пытаются предоставить обзор современной итальянской культуры. Если Шелковый путь на протяжении столетий обеспечивал встречи между двумя мирами, давая жизнь не только такому обмену, но также и контактам и сопоставлению между народами и людьми, то в настоящее время языки искусства и культуры — красота, изобретательность, эмоции и мысль — составляют фундаментальный компонент для создания новых связей и новых отношений. Узбекистан и Ташкент, будучи ключевым центром древних торговых путей, являются естественным этапом для всех путешествий.

Художники работ, отобранных для данной выставки, пытаются собрать различные направления итальянской фигуративной культуры с 1950-х годов до наших дней, сочетая различные формы выражения, жанры и поколения. Множественность предложений составляет мозаику точек зрения на мир, непрерывное течение истории, тем и видений, которые пытаются неточными штрихами нарисовать географию искусства Италии. Экспозиция начинается с экспериментов с языком живописи Карла Аккарди с переходом на мастеров направления Arte Povera, которые стремятся разрушить традиционные границы между искусством и жизнью, до представителей более молодого поколения. Это, например, Памела Диаманте, которая как бы размышляет о том, как до недавнего прошлого менялся субъект истории — это уже не человек, а технологии, которым мы доверяем наше познание мира. И выставка не следует никаким хронологическим критериям, а ее оформление меняется с каждым этапом, чтобы иметь возможность показать новые отношения между художниками, работами и выставочным пространством. Игровой шутливый образ многих работ имеет основополагающее значение. Мы считаем, что искусство должно прежде всего заставлять переживать и удивлять, то есть быть тем самым чудом, которое захватывает путешественников при каждой новой встрече.

Камола Акилова

директор Галереи изобразительного искусства НБУ

В нашей галерее проходило множество выставок зарубежных художников, однако я должна сказать, что выставка современного итальянского искусства не только в галерее, но и в Узбекистане проводится впервые. Такая масштабная выставка, включающая в себя 38 работ современных художников, которые созидают начиная с 1960-х годов прошлого столетия и до сегодняшнего дня и отражают современное искусство, проводится впервые. И в этом, конечно, очень большая заслуга господина посла Агостино Пинна, потому что именно благодаря его усилиям открывается данная выставка.

Организаторы объявили еще одну новость: на интернет-странице Галереи изобразительного искусства НБУ вниманию всех желающих размещены каталог выставки, содержащий биографии тридцати восьми художников и описания работ на итальянском и английском, который доступен онлайн, а также брошюра на русском и узбекском языках.

После хозяева праздника пригласили всех гостей и представителей СМИ в небольшой экскурс по пяти выставочным залам. Несмотря на предупреждение, что выставка представляет собой работы нового искусства Италии, она стала полной неожиданностью даже для тех, кто привык к необычным интерпретациям картин, фотографий и инсталляций. Работы были представлены в живописи, фотографии, скульптуре, ткани, видео и в различных инсталляциях для соответствия трем темам выставки: путешествие, встречи и обмен, открытие.

Каждый из экспонатов сначала казался неожиданным, какие-то из них — странными и непонятными. Однако, прочитав историю создания каждого из них, а также услышав разъяснения куратора, все гости поняли, какой на самом деле глубокий смысл был заложен в каждую работу, а также что эти работы действительно являются олицетворением и отражением нынешней эпохи и мира.

Особый интерес вызвали инсталляции и скульптуры. Например, тем людям, для кого богиня Венера всегда ассоциировалась с красотой и любовью, было немного странным увидеть ее, внимательно изучающую кучу старой одежды. Многие тут же окрестили данное произведение «Венерой старья». Однако после внимательного изучения стало очевидным, насколько пронзительно и прозрачно передает данная инсталяция то, как в современном мире люди привязаны к своим вещам, которые в конце концов становятся ненужными, но в то же время каждая из них показывает ту эпоху, в которой она была создана. И именно через одежду можно много узнать об истории мира. А сама красота, которую и олицетворяет Венера, остается жить вечно.

Еще две статуи привлекли всеобщее внимание своей необычностью. Люди-воронки — именно это и увидели посетители. Конечно, всем известно, что представляет собой воронка — это самая настоящая пропасть, в которую может войти что угодно, но обратно оно не вернется. Именно это, как и оказалось, хотел показать скульптор. В настоящее время люди поглощают в себя слишком много самой разнообразной информации. Однако, проглотив эту информацию, они не отдают ее назад, странным образом накапливая ее в себе, что не всегда положительно отражается на их жизни и их состоянии.

Все с детства помнят строгую фразу: «Экспонаты руками не трогать!». Но и здесь художники, как самые настоящие артисты и импровизаторы искусства, нашли альтернативу: одно из полотен можно было… понюхать! Еще на отдаленном расстоянии можно было услышать исходящий от простого полотна, разделенного на клетки, аромат кофе и специй. Как пояснил Алессандро Каррер, каждая клетка — это кофейная пластина, содержащая специи, добавляемые в кофе в разных странах Великого Шелкового пути. И в самом деле ароматы аниса, перца, благоухающих трав, апельсина и лимона уносили каждого из присутствующих в дальние страны, а такой любимый всеми напиток давал возможность совершить самое настоящее путешествие по Шелковому пути.

Видео, инсталляции, полотна, фильмы, ролики, скульптуры из цемента, бронзы и даже папье-маше — все это привлекло внимание и художников-профессионалов, которые, как оказалось, и без разъяснений понимали значение каждой скульптуры.

Сергей Абатуров

художник

Мы все сегодня дышим той эстетикой и культурой, которая пронизывает искусство Европы, имеющее глубокие исторические корни. Те художники, которые работают и в Италии, всегда учитывают момент исторической глубины — для них это пища интеллектуальная и эстетическо-визуальная, которая необходима. Искусство нашего мира, нашей планеты, которая стала очень маленькой в том отношении, что теперь не приходится месяцами добираться из одной страны в другую, — это продукт интеллектуального труда, эмоционального анализа. На меня произвела впечатление работа, наполненная ароматами великого Шелкового пути: она действительно благоухает на весь зал и выглядит, как музыкальный инструмент с разноцветными струнами.

Очень красноречиво собраны во всех работах какие-то объединяющие моменты — все эти работы и их истории на данный момент очень актуальны. Например, сшивание на карте красной нитью границ конфликтующих стран — это пронзает до глубины души. И тема объединения, которая показана во всех работах, не только близкая, но и в какой-то степени спасительная. И мое мнение таково: посредством подобных выставок мы присоединяемся к европейскому сообществу, обогащаемся эстетикой современного искусства. Мы не просто посетили выставку, но окунулись в выставочное пространство Европы.


Свою остановку караван под названием «Шелковый путь. Современное искусство и художники Италии» в Ташкенте продлит до февраля, чтобы ценители настоящего современного искусства смогли в полной мере получить удовольствие от выставки.

 

Статья подготовлена: Диана Ибатуллина
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии