Самым обсуждаемым вопросом после шоу было: «Действительно ли весь концерт прошел под фонограмму?» Эксклюзивное интервью с художественным руководителем Молодежного Симфонического Оркестра Камолиддином Уринбаевым, а так же с организаторами и зрителями концерта, в нашей специальной статье.

5 Сентября всемирно известная скрипачка Ванесса Мэй со своим музыкальным коллективом выступила с концертом, организованным при поддержке Союза молодежи Узбекистана, во Дворце международных форумов «Узбекистан». Ванессе, ставшей известной благодаря технообработкам классических композиций, аккомпанировал Молодежный Симфонический Оркестр Узбекистана под руководством Камолиддина Уринбаева.

Ванесса Мэй

Шоу началось с поздравительных слов Ванессы с прошедшим Днем Независимости на узбекском языке «Мустакиллик Муборак!», что в свою очередь вызвало бурю аплодисментов и теплые чувства у слушателей в зале.

Ванесса МэйВанесса Мэй

Всемирно известная скрипачка

Я думаю, что через скрипку я могу сказать больше, чем могу сказать словами

Ванесса Мэй

Первое впечатление о Ташкенте

Я так счастлива, что побывала в Ташкенте, я здесь в первый раз. У меня не было много информации об Узбекистане. Я слышала, что некоторые люди бывали здесь и говорили, что это красивая страна, и я увидела всё своими глазами. Я здесь нахожусь уже несколько дней, люди такие дружелюбные, милые. Девушки очень красивые, парни симпатичные и еда такая вкусная. Чего еще можно желать? И, конечно, шоу прошло просто замечательно, с удивительной аудиторией. Слушатели очень теплые и гостеприимные, так что это было действительно хорошее первое впечатление.

Как вы находите наш местный оркестр?

Это был хороший опыт сочетания международных и местных музыкантов вместе на одной сцене, было замечательно работать в команде с местным оркестром, я не знала, что они молодые, пока не приехала сюда. Это великолепно — видеть много счастливых, «свежих» лиц на сцене, я слышала от своих ребят, что всё шоу звучало замечательно, я думаю, что у аудитории была очень хорошая энергия.

Ванесса Мэй

Оркестр звучал многообещающе, было классно работать с музыкантами лично, и я очень благодарна за их усердную работу, которую они сделали для моего шоу.

В музыке возраст не имеет значения

Я всегда говорила промоутерам, что им следует приглашать более молодых людей на сцену, потому что некоторые молодые исполнители очень хороши. Я не знаю, почему они мне дают людей постарше. В музыке возраст не имеет значения. Всегда интересно увидеть, что следующее поколение умеет и предлагает.

Я думаю в музыке, как и в жизни, важно пробовать всё, чтобы найти свой собственный стиль

Не бывает успеха без провалов

Мне приятно слышать, что то, что я начала тогда, в середине 90-х, было таким новым. Мне было 14-15 лет, когда я впервые начала создавать музыку. Я думаю, вы всегда должны стремиться развиваться и изучать что-то новое. Очень важно пробовать в жизни все. Только попробовав, вы сможете сделать выводы — нравится вам это или нет. Если не понравится, вы будете знать, что сделали все возможное.

Ванесса Мэй

Знаете, счастья не бывает без грусти, а успеха без провалов. Возможно потом, через несколько лет, у вас будет толчок вперед, и вы попробуете что-то новое, даже если решите, что это ненадолго, потому что мы всегда меняемся. И самое важное – это не слушать мнение большинства людей, но принимать конструктивную критику и не быть упертым. Если вы пытаетесь сделать то, что до вас не было еще сделано, это может напугать людей, и вы даже можете услышать мнение, что это не нужно обществу. Но люди ранее не видели и не слышали это, поэтому в таком случае вам нужно будет суметь отличить полезный совет от ненужного и просто делать свое дело. В этом вопросе мне повезло, людям во всем мире нравилось то, что я делаю, они приветствовали мой новый стиль музыки. И меня очень радует, что люди в Узбекистане хотят услышать мою музыку.

Ванесса Мэй

До сих пор, спустя более чем 20 лет, мы создаем прекрасное

Немного о планах…

После визита в Ташкент я не планирую никуда ехать, собираюсь вернуться в Великобританию, где и буду проводить большую часть времени, потому что я обещала создать новый альбом, но работать над ним я начала только летом. Опять же, это все дела, касающиеся моей музыки, я все еще хочу попробовать немного больше, так что я вернусь в Лондон, чтобы поработать, но перед этим я собираюсь немного отдохнуть.

Больше народной традиционной музыки

Я не изучала узбекскую музыку, но в будущем хотела бы. Это было бы действительно замечательно — попробовать объединить в новом альбоме много разных идей. Возможно, на следующем концерте в Ташкенте я смогла бы изучить больше народной традиционной музыки, чем классической.

Хорошей музыки очень много

Мои музыкальные предпочтения достаточно консервативны. Мне нравится классическая музыка — Pink Floyd, Fleetwood Mac, Supertramp, а из современной — песни Charlie Puth и Rihanna. У меня нет одного любимого стиля, поскольку хорошей музыки очень много. 10 лет назад мне не нравился джаз, а теперь нравится все больше и больше. Должно быть, это мой возраст, или хорошие молодые джазовые музыканты. Я скучаю по тем дням, когда можно было послушать целый концертный альбом и действительно насладиться этим. Я думаю, мне повезло с инструментальной музыкой, у меня нет однообразного стиля, одного «языка», и это мне нравится.

Ванесса Мэй

Всегда страшно, но это единственный путь развиваться

Когда я была ребенком, я училась классической музыке и записала 3 альбома в возрасте 12-13 лет. Но я лично любила музыку 80-х, таких исполнителей как Майкл Джексон. И мне выпала очень редкая возможность поработать в студии, так как моя мама была моим менеджером, она встретилась с продюсером, который ничего не знал о классической музыке, и он просто подумал — «ну, это очень круто, что молодая скрипачка, помимо классической, интересуется и современной музыкой. Дадим ей возможность поработать и посмотрим, что из этого получится». Это было достаточно пугающе для меня, потому что я собиралась войти в музыкальную индустрию. Здесь нужно быть креативной и живой. Думаю, я была бесстрашной. Это было выражением свободы, потому что у меня появилась возможность играть музыку, которую я бы не играла никогда, если бы осталась в классическом мире. Даже если я была напугана критиками, которые говорили: «что эта девушка делает со скрипкой, уничтожая настоящую классическую музыку, делает что-то новое и безумное», это исходило из моих способностей. Всегда страшно, но это единственный путь развиваться как музыкант.

Ванесса Мэй

О возвращении в Узбекистан

Я очень надеюсь, что вернусь в Узбекистан снова. У меня не было времени осмотреться и погулять по Ташкенту. Я слышала, что у вас за городом есть горы, у вас есть снег, так что может быть в следующий раз у меня будет больше времени, и я смогу побывать там. Это был изумительный опыт и это место, которое я буду рекомендовать другим людям.


Камолиддин УринбаевКамолиддин Уринбаев

Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Молодежного Симфонического Оркестра Узбекистана

Какие у вас впечатления от концерта? Как вы оцениваете выступление оркестра и выступление Ванессы?

Это был нелегкий проект, многое для нас было в новинку, особенно использование дополнительного электронного звучания и клика, однако все прошло на высшем уровне, и мы очень довольны как самим шоу, так и новым опытом, который очень важен в нашей профессии.

Каково выступать на одной сцене с такой фигурой, как Ванесса Мэй? Было ли это сложно?

Из-за недостатка совместных репетиций с бэндом и полного отсутствия репетиций с солисткой, это было очень волнительно, однако в процессе исполнения волнение отступает и остается лишь творчество.

Ходят слухи, что вы не провели ни одной репетиции вместе. Это правда? Если да, то как вам удалось выступить? И насколько сложно выступать без особой совместной подготовки? Такое часто происходит в мире?

Непосредственно в день шоу, когда должна была состояться единственная общая репетиция, возникли большие технические проблемы, которые заставили поволноваться, как нас, так и всех зарубежных участников концерта. Аппаратура, которая воспроизводит клик и дополнительные треки, оказалась неисправна. Это не могло быть замечено раньше, так как большая часть аппаратуры и даже микрофонов специально для этого концерта была привезена из других стран. Поэтому все расписание, которое было четко установлено заранее, было сильно смещено, и именно поэтому общей репетиции вместе с солисткой у нас не состоялось. Однако мы успели провести совместную репетицию с бэндом, хотя и не такую полноценную, как нам хотелось бы. К огромному сожалению, все эти факторы, особенно отсутствие солистки на репетиции, немного отразились на качестве концерта, и одно из произведений, которое нам предоставили заранее в сокращенном варианте, и обговаривалось, что оно будет исполняться именно так, на концерте солистка стала исполнять в полной версии. Исполнители бэнда быстро сориентировались ввиду того, что они работают с ней уже много лет, но оркестр, впервые выступающий с этой артисткой, не мог моментально подхватить ее. Однако это является весомым доказательством того, что исполнение было живое, так как профессионалы, присутствующие в зале, заметили эти расхождения и были сильно удивлены.

Сейчас в соцсетях идет активное обсуждение того, что оркестр и Ванесса Мей играли под фонограмму? Есть ли причины тому, что люди начали так думать? Что вы можете сказать по этому поводу?

Шоу Ванессы Мей проходило вживую, а не под фонограмму, на концерте были использованы записанные треки, где звучали музыкальные элементы, которые не могли быть воспроизведены ни симфоническим оркестром, ни группой Ванессы – это, например, звучание экзотических музыкальных инструментов, электронные звуки, дополнительные звуки, изображающие природные явления и т.д. Просим обратить внимание, что эти треки рабочая группа Ванессы Мей использует на всех своих шоу по всему миру, концерт в Ташкенте не является исключением. Эти треки не являются фонограммой, а лишь дополнением к живому звучанию.

У вас есть опыт выступления на сцене со знаменитыми зарубежными музыкантами, среди которых Кейко Мацуи. Бывало ли такое, что вам предлагали играть под фонограмму и играли ли вы под фонограмму?

Мы выступали и с пианисткой-композитором Кейко Мацуи, и со знаменитым оперным певцом Рене Папе, также у нас проходили различные выступления с молодыми исполнителями со всего мира (Германия, ЮАР, Россия, страны СНГ), все эти выступления, несомненно, проходили вживую.

Однако мы вынуждены признать, что нам приходилось выступать под фонограмму, так как в нашей стране, к сожалению, была такая практика, когда сборные правительственные концерты, посвященные праздникам либо саммитам, проходят под фонограмму. В данном случае мы являлись лишь заложниками ситуации, которую не в силах изменить.

Также ходят слухи, что вы собираетесь судиться с организаторами. Что вы можете сказать по этому поводу?

Это полный бред…

Что вы можете сказать в целом о вашем оркестре, о его развитии в Узбекистане, о его поддержке? Что, на ваш взгляд, можно еще улучшить для дальнейшего развития этого искусства и развития наших музыкантов?

Наш оркестр был создан более 4 лет назад, мы активно работаем в различных направлениях – это и классическая музыка, и более популярная, призванная приобщить к нашему искусству молодежь, далекую от музыки, это и поддержка узбекских композиторов, премьерные исполнения их произведений. Также мы работаем и в направлении камерной музыки, на базе нашего оркестра ребята самостоятельно организовывают небольшие ансамбли, готовят программы, выступают. Бывает такое, что мы работаем без выходных, перебегая с одной репетиции на другую, но никто из ребят не жалуется, все осознают, что работают ради творчества, ради музыки, ради культуры нашей страны в целом.

Однако, несмотря на сумасшедший энтузиазм и любовь к работе, мы вряд ли могли бы существовать без большой поддержки и труда огромного количества людей и в Союзе молодежи, и в других государственных организациях, а также без неоценимого вклада наших спонсоров.

Конечно, есть еще многое, что хотелось бы улучшить, однако наша страна еще очень молода, и в любой сфере, в том числе в сфере культуры и искусства, она активно движется в направлении, которое внушает всем нам огромные надежды. Именно поэтому мы продолжаем активно работать, творить, придумывать новые проекты, давать большие концерты по всей республике и за рубежом.


Александр ЛорткипаридзеАлександр Лорткипаридзе

Организатор и продюсер концерта

Я продюсер и организатор концертов с сорокалетним стажем. Люди, которые разбираются в том, как проходят современные концерты, увидев микроволны или «ин-эйры» на сцене, определенно сказали бы, что это не фонограмма. Нельзя считать, что 1800 зрителей, которые присутствовали на концерте, глупые невежи, которые не в состоянии отличить живое исполнение от фонограммы. И доказательством послужило то, что зрители аплодировали стоя в конце концерта. Я уверен, что зритель чувствует настоящее исполнение и любовь к себе и только в таких случаях награждает артистов бурными аплодисментами!

Ванесса Мэй уже больше 20 лет очень успешно гастролирует по всему миру. Камолиддин Уринбаев — талантливейший молодой дирижёр, которого приглашают к сотрудничеству знаменитые мировые оперные театры и оркестры. В составе Молодежного Оркестра Узбекистана лучшие молодые музыканты страны. Этот концерт является одним из самых ярких событий года, и я думаю, что мнение жителей Ташкента и зрителей, посетивших концерт, совпадает с моим. Как очень яркий пример, хочу напомнить о концерте Молодежного Оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева с пианисткой мировой известности Кейко Мацуи в ноябре прошлого года в Тбилиси, который прошел с огромным успехом.

Зрители Узбекистана и Ташкента замечательные, теплые, сердечные и, самое главное, чувствующие настоящий талант и высокий уровень исполнения. Мы с партнерами и известными международными артистами планируем и дальше организовывать в Ташкенте новые концерты, чтобы отдать должное такой замечательной и прекрасной публике.


Абдурахимова Фируза РавшановнаАбдурахимова Фируза Равшановна

Профессор кафедры оркестрового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана, художественный руководитель и дирижёр оркестра “Согдиана”

Мы живем в такое время, когда от музыкантов, музыкальных коллективов требуется не только высокий профессионализм в той исполнительской школе, которую они представляют, но и умение овладевать различными навыками и направлениями. Это касается не только стилистических особенностей музыки, но и дополнительных изобразительных звуковых эффектов, которые музыканты должны воспринять и освоить за короткое время. Использование дополнительных звуков – общепринятая практика в композиторском творчестве. Выполнение именно этих задач продемонстрировал Молодёжный Симфонический Оркестр в совместном концерте с Ванессой Мей. Но здесь, помимо этого, ситуация усложнялась добавлением бэнда, который, надо сказать, довольно свободно вел свою линию, что создавало определённые сложности для оркестра. Объединение оркестровой партии, бэнда, а также дополнительных звуков, сохранение стилистики произведений и подчинение общего звучания сольному исполнению Ванессы Мей — это сложная задача, с которой не всякий коллектив может справиться. Несмотря на это, коллектив очень четко исполнял свои партии, органично вливаясь в общее звучание музыки, что, может быть и вызвало у некоторых слушателей ощущение фонограммы. Другой вопрос, что солистка не приняла участие в репетиции, в которой участвовал оркестр и группа ее музыкантов. Это тут же сказалось на ее исполнении произведения группы “Red hot symphony”, где ее текст не совпал с его изложением в партитуре, чего она не смогла скрыть при игре. Вместе с тем, несовпадение динамического баланса солиста и аккомпанирующих групп также не принесло ожидаемого результата. Думается, в следующий раз, при работе с приглашаемыми солистами все эти моменты будут учтены. Это был серьёзный опыт и проверка на профессионализм. Несмотря на все вышеизложенное, я отдаю дань уважения за мужество и трудолюбие музыкантам и руководителю Молодежного Симфонического Оркестра. Благодарю организаторов концерта за возможность услышать хорошую музыку.


Ибрахимов ДжахонгирИбрахимов Джахонгир

Специалист по контролю материалов и организации в проекте НАВОИ-2 ТЭЦ

Концерт должен был начаться в 20:00, но из-за каких-то неполадок начался в 21:00. Я вообще любитель классики, в частности скрипки. Мне очень импонирует разный подход к игре на скрипке, смешивание стилей, я являюсь ярым фанатом скрипачей со смычком, будь это Александр Рыбак или Линдси Стирлинг.

Стиль Ванессы Мэй – это скрипка + техно. Впечатления от концерта просто космические! Весь концерт это просто огромный выброс эндорфина в кровь! Самые кульминационные моменты были тогда, когда она играла на высоких тонах. Дрожь и «гусиная кожа» по всему телу. Особенно во время композиции Tango de Los Exilados. Почти все песни из ее репертуара я сидел и записывал на диктофон телефона, так как запретили снимать концерт.

Но есть и негативные впечатления от этого концерта. Билеты должны были раздать творческим личностям и одаренной молодежи. Но, к сожалению, их продавали прямо у входа во Дворец Форумов. Там я увидел больше взрослых, которым лет 60+ и молодых людей, которые совсем не имеют отношения к творчеству, а пришли только ради того, чтобы похвастаться в соцсетях о своем псевдовкусе. Эти люди, поснимав, минут через 15-20 начали покидать зал. А ведь там могла сидеть действительно одаренная молодежь.


Тохтабаева Дилноза Шухрат кизиТохтабаева Дилноза Шухрат кизи

Предприниматель, руководитель социального проекта «Едешь в Россию? Будь на связи!»

Если музыка передаёт эмоции, то Ванесса своей игрой на скрипке сначала получает удовольствие сама, и только потом передаёт всё волшебство ощущений каждому зрителю. Ты кайфуешь вместе с ней. И порой, закрыв глаза, ты можешь попасть в абсолютно другие миры, потому что она соединяет в одной композиции сразу несколько направлений.

Что она делает своей игрой на скрипке? Разрушает границы классической музыки и передаёт живые эмоции.


Ксения КазакКсения Казак

Член Общества защиты животных “Mehr va Oqibat”

Самое важное для меня то, что она является активным защитником прав животных, и в каждой стране, где дает концерты, находит общества защиты животных и предлагает им пиар во время выступления. Так и мы попали на концерт.

Сам концерт — это просто фантастика! Причем, я ожидала, что музыкант такого масштаба выйдет в блестках и перьях в центр сцены с высоко поднятой головой и гордо отыграет, но нет, Ванесса невероятно обаятельна, она танцевала, кружилась, во время оваций всегда указывала на других музыкантов, которые также заслуживают аплодисментов. Она сама произносила речь на английском и даже сказала пару фраз на узбекском. Она «разговаривала» со зрителем, все время держала нас за некий нерв, за душу и не отпускала до самого конца, отыграв еще и «на бис» несколько композиций. Честно говоря, концерт для меня прошел как во сне. Музыка прекрасна, звучание совершенно! Когда смотришь на эту веселую, гениальную девушку, чьи движения отточены до идеала и при этом легки и непринужденны, кажется, что играть на скрипке не так сложно, но на то она и Ванесса Мэй, наверное.


Каримов АбдужалилКаримов Абдужалил

Сотрудник маркетингового агентства, помогавшего в организации мероприятия

Наша команда помогала в решении технических моментов, коммуникации с Ванессой Мей и организации мероприятия. На мой взгляд, все прошло на очень высоком уровне, над проектом работала огромная команда профессионалов, именно профессионализм позволил организовать мероприятие такого уровня.

Хотелось бы отметить, что помимо концерта с Ванессой Мэй, у нас проходят и другие важные культурные мероприятия, различные выступления с молодыми исполнителями, которые, к сожалению, не получают большого внимания.

Несмотря на то, что Молодежный симфонический оркестр существует относительно недолго, молодые музыканты сумели завоевать признание не только у нас в стране. После их выступления хочется посещать такие культурные мероприятия почаще.

Статья подготовлена: Насиба Розумбетова
Стилист:
Использованы: фотографии из личных архивов героев
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии