Самым обсуждаемым вопросом после шоу было: «Действительно ли весь концерт прошел под фонограмму?» Эксклюзивное интервью с художественным руководителем Молодежного Симфонического Оркестра Камолиддином Уринбаевым, а так же с организаторами и зрителями концерта, в нашей специальной статье.
5 Сентября всемирно известная скрипачка Ванесса Мэй со своим музыкальным коллективом выступила с концертом, организованным при поддержке Союза молодежи Узбекистана, во Дворце международных форумов «Узбекистан». Ванессе, ставшей известной благодаря технообработкам классических композиций, аккомпанировал Молодежный Симфонический Оркестр Узбекистана под руководством Камолиддина Уринбаева.
Шоу началось с поздравительных слов Ванессы с прошедшим Днем Независимости на узбекском языке «Мустакиллик Муборак!», что в свою очередь вызвало бурю аплодисментов и теплые чувства у слушателей в зале.
Ванесса Мэй
Всемирно известная скрипачка
Я думаю, что через скрипку я могу сказать больше, чем могу сказать словами
Первое впечатление о Ташкенте
Я так счастлива, что побывала в Ташкенте, я здесь в первый раз. У меня не было много информации об Узбекистане. Я слышала, что некоторые люди бывали здесь и говорили, что это красивая страна, и я увидела всё своими глазами. Я здесь нахожусь уже несколько дней, люди такие дружелюбные, милые. Девушки очень красивые, парни симпатичные и еда такая вкусная. Чего еще можно желать? И, конечно, шоу прошло просто замечательно, с удивительной аудиторией. Слушатели очень теплые и гостеприимные, так что это было действительно хорошее первое впечатление.
Как вы находите наш местный оркестр?
Это был хороший опыт сочетания международных и местных музыкантов вместе на одной сцене, было замечательно работать в команде с местным оркестром, я не знала, что они молодые, пока не приехала сюда. Это великолепно — видеть много счастливых, «свежих» лиц на сцене, я слышала от своих ребят, что всё шоу звучало замечательно, я думаю, что у аудитории была очень хорошая энергия.
Оркестр звучал многообещающе, было классно работать с музыкантами лично, и я очень благодарна за их усердную работу, которую они сделали для моего шоу.
В музыке возраст не имеет значения
Я всегда говорила промоутерам, что им следует приглашать более молодых людей на сцену, потому что некоторые молодые исполнители очень хороши. Я не знаю, почему они мне дают людей постарше. В музыке возраст не имеет значения. Всегда интересно увидеть, что следующее поколение умеет и предлагает.
Я думаю в музыке, как и в жизни, важно пробовать всё, чтобы найти свой собственный стиль
Не бывает успеха без провалов
Мне приятно слышать, что то, что я начала тогда, в середине 90-х, было таким новым. Мне было 14-15 лет, когда я впервые начала создавать музыку. Я думаю, вы всегда должны стремиться развиваться и изучать что-то новое. Очень важно пробовать в жизни все. Только попробовав, вы сможете сделать выводы — нравится вам это или нет. Если не понравится, вы будете знать, что сделали все возможное.
Знаете, счастья не бывает без грусти, а успеха без провалов. Возможно потом, через несколько лет, у вас будет толчок вперед, и вы попробуете что-то новое, даже если решите, что это ненадолго, потому что мы всегда меняемся. И самое важное – это не слушать мнение большинства людей, но принимать конструктивную критику и не быть упертым. Если вы пытаетесь сделать то, что до вас не было еще сделано, это может напугать людей, и вы даже можете услышать мнение, что это не нужно обществу. Но люди ранее не видели и не слышали это, поэтому в таком случае вам нужно будет суметь отличить полезный совет от ненужного и просто делать свое дело. В этом вопросе мне повезло, людям во всем мире нравилось то, что я делаю, они приветствовали мой новый стиль музыки. И меня очень радует, что люди в Узбекистане хотят услышать мою музыку.
До сих пор, спустя более чем 20 лет, мы создаем прекрасное
Немного о планах…
После визита в Ташкент я не планирую никуда ехать, собираюсь вернуться в Великобританию, где и буду проводить большую часть времени, потому что я обещала создать новый альбом, но работать над ним я начала только летом. Опять же, это все дела, касающиеся моей музыки, я все еще хочу попробовать немного больше, так что я вернусь в Лондон, чтобы поработать, но перед этим я собираюсь немного отдохнуть.
Больше народной традиционной музыки
Я не изучала узбекскую музыку, но в будущем хотела бы. Это было бы действительно замечательно — попробовать объединить в новом альбоме много разных идей. Возможно, на следующем концерте в Ташкенте я смогла бы изучить больше народной традиционной музыки, чем классической.
Хорошей музыки очень много
Мои музыкальные предпочтения достаточно консервативны. Мне нравится классическая музыка — Pink Floyd, Fleetwood Mac, Supertramp, а из современной — песни Charlie Puth и Rihanna. У меня нет одного любимого стиля, поскольку хорошей музыки очень много. 10 лет назад мне не нравился джаз, а теперь нравится все больше и больше. Должно быть, это мой возраст, или хорошие молодые джазовые музыканты. Я скучаю по тем дням, когда можно было послушать целый концертный альбом и действительно насладиться этим. Я думаю, мне повезло с инструментальной музыкой, у меня нет однообразного стиля, одного «языка», и это мне нравится.
Всегда страшно, но это единственный путь развиваться
Когда я была ребенком, я училась классической музыке и записала 3 альбома в возрасте 12-13 лет. Но я лично любила музыку 80-х, таких исполнителей как Майкл Джексон. И мне выпала очень редкая возможность поработать в студии, так как моя мама была моим менеджером, она встретилась с продюсером, который ничего не знал о классической музыке, и он просто подумал — «ну, это очень круто, что молодая скрипачка, помимо классической, интересуется и современной музыкой. Дадим ей возможность поработать и посмотрим, что из этого получится». Это было достаточно пугающе для меня, потому что я собиралась войти в музыкальную индустрию. Здесь нужно быть креативной и живой. Думаю, я была бесстрашной. Это было выражением свободы, потому что у меня появилась возможность играть музыку, которую я бы не играла никогда, если бы осталась в классическом мире. Даже если я была напугана критиками, которые говорили: «что эта девушка делает со скрипкой, уничтожая настоящую классическую музыку, делает что-то новое и безумное», это исходило из моих способностей. Всегда страшно, но это единственный путь развиваться как музыкант.
О возвращении в Узбекистан
Я очень надеюсь, что вернусь в Узбекистан снова. У меня не было времени осмотреться и погулять по Ташкенту. Я слышала, что у вас за городом есть горы, у вас есть снег, так что может быть в следующий раз у меня будет больше времени, и я смогу побывать там. Это был изумительный опыт и это место, которое я буду рекомендовать другим людям.
Камолиддин Уринбаев
Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр Молодежного Симфонического Оркестра Узбекистана
Какие у вас впечатления от концерта? Как вы оцениваете выступление оркестра и выступление Ванессы?
Это был нелегкий проект, многое для нас было в новинку, особенно использование дополнительного электронного звучания и клика, однако все прошло на высшем уровне, и мы очень довольны как самим шоу, так и новым опытом, который очень важен в нашей профессии.
Каково выступать на одной сцене с такой фигурой, как Ванесса Мэй? Было ли это сложно?
Из-за недостатка совместных репетиций с бэндом и полного отсутствия репетиций с солисткой, это было очень волнительно, однако в процессе исполнения волнение отступает и остается лишь творчество.
Ходят слухи, что вы не провели ни одной репетиции вместе. Это правда? Если да, то как вам удалось выступить? И насколько сложно выступать без особой совместной подготовки? Такое часто происходит в мире?
Непосредственно в день шоу, когда должна была состояться единственная общая репетиция, возникли большие технические проблемы, которые заставили поволноваться, как нас, так и всех зарубежных участников концерта. Аппаратура, которая воспроизводит клик и дополнительные треки, оказалась неисправна. Это не могло быть замечено раньше, так как большая часть аппаратуры и даже микрофонов специально для этого концерта была привезена из других стран. Поэтому все расписание, которое было четко установлено заранее, было сильно смещено, и именно поэтому общей репетиции вместе с солисткой у нас не состоялось. Однако мы успели провести совместную репетицию с бэндом, хотя и не такую полноценную, как нам хотелось бы. К огромному сожалению, все эти факторы, особенно отсутствие солистки на репетиции, немного отразились на качестве концерта, и одно из произведений, которое нам предоставили заранее в сокращенном варианте, и обговаривалось, что оно будет исполняться именно так, на концерте солистка стала исполнять в полной версии. Исполнители бэнда быстро сориентировались ввиду того, что они работают с ней уже много лет, но оркестр, впервые выступающий с этой артисткой, не мог моментально подхватить ее. Однако это является весомым доказательством того, что исполнение было живое, так как профессионалы, присутствующие в зале, заметили эти расхождения и были сильно удивлены.
Сейчас в соцсетях идет активное обсуждение того, что оркестр и Ванесса Мей играли под фонограмму? Есть ли причины тому, что люди начали так думать? Что вы можете сказать по этому поводу?
Шоу Ванессы Мей проходило вживую, а не под фонограмму, на концерте были использованы записанные треки, где звучали музыкальные элементы, которые не могли быть воспроизведены ни симфоническим оркестром, ни группой Ванессы – это, например, звучание экзотических музыкальных инструментов, электронные звуки, дополнительные звуки, изображающие природные явления и т.д. Просим обратить внимание, что эти треки рабочая группа Ванессы Мей использует на всех своих шоу по всему миру, концерт в Ташкенте не является исключением. Эти треки не являются фонограммой, а лишь дополнением к живому звучанию.
У вас есть опыт выступления на сцене со знаменитыми зарубежными музыкантами, среди которых Кейко Мацуи. Бывало ли такое, что вам предлагали играть под фонограмму и играли ли вы под фонограмму?
Мы выступали и с пианисткой-композитором Кейко Мацуи, и со знаменитым оперным певцом Рене Папе, также у нас проходили различные выступления с молодыми исполнителями со всего мира (Германия, ЮАР, Россия, страны СНГ), все эти выступления, несомненно, проходили вживую.
Однако мы вынуждены признать, что нам приходилось выступать под фонограмму, так как в нашей стране, к сожалению, была такая практика, когда сборные правительственные концерты, посвященные праздникам либо саммитам, проходят под фонограмму. В данном случае мы являлись лишь заложниками ситуации, которую не в силах изменить.
Также ходят слухи, что вы собираетесь судиться с организаторами. Что вы можете сказать по этому поводу?
Это полный бред…
Что вы можете сказать в целом о вашем оркестре, о его развитии в Узбекистане, о его поддержке? Что, на ваш взгляд, можно еще улучшить для дальнейшего развития этого искусства и развития наших музыкантов?
Наш оркестр был создан более 4 лет назад, мы активно работаем в различных направлениях – это и классическая музыка, и более популярная, призванная приобщить к нашему искусству молодежь, далекую от музыки, это и поддержка узбекских композиторов, премьерные исполнения их произведений. Также мы работаем и в направлении камерной музыки, на базе нашего оркестра ребята самостоятельно организовывают небольшие ансамбли, готовят программы, выступают. Бывает такое, что мы работаем без выходных, перебегая с одной репетиции на другую, но никто из ребят не жалуется, все осознают, что работают ради творчества, ради музыки, ради культуры нашей страны в целом.
Однако, несмотря на сумасшедший энтузиазм и любовь к работе, мы вряд ли могли бы существовать без большой поддержки и труда огромного количества людей и в Союзе молодежи, и в других государственных организациях, а также без неоценимого вклада наших спонсоров.
Конечно, есть еще многое, что хотелось бы улучшить, однако наша страна еще очень молода, и в любой сфере, в том числе в сфере культуры и искусства, она активно движется в направлении, которое внушает всем нам огромные надежды. Именно поэтому мы продолжаем активно работать, творить, придумывать новые проекты, давать большие концерты по всей республике и за рубежом.
Александр Лорткипаридзе
Организатор и продюсер концерта
Я продюсер и организатор концертов с сорокалетним стажем. Люди, которые разбираются в том, как проходят современные концерты, увидев микроволны или «ин-эйры» на сцене, определенно сказали бы, что это не фонограмма. Нельзя считать, что 1800 зрителей, которые присутствовали на концерте, глупые невежи, которые не в состоянии отличить живое исполнение от фонограммы. И доказательством послужило то, что зрители аплодировали стоя в конце концерта. Я уверен, что зритель чувствует настоящее исполнение и любовь к себе и только в таких случаях награждает артистов бурными аплодисментами!
Ванесса Мэй уже больше 20 лет очень успешно гастролирует по всему миру. Камолиддин Уринбаев — талантливейший молодой дирижёр, которого приглашают к сотрудничеству знаменитые мировые оперные театры и оркестры. В составе Молодежного Оркестра Узбекистана лучшие молодые музыканты страны. Этот концерт является одним из самых ярких событий года, и я думаю, что мнение жителей Ташкента и зрителей, посетивших концерт, совпадает с моим. Как очень яркий пример, хочу напомнить о концерте Молодежного Оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева с пианисткой мировой известности Кейко Мацуи в ноябре прошлого года в Тбилиси, который прошел с огромным успехом.
Зрители Узбекистана и Ташкента замечательные, теплые, сердечные и, самое главное, чувствующие настоящий талант и высокий уровень исполнения. Мы с партнерами и известными международными артистами планируем и дальше организовывать в Ташкенте новые концерты, чтобы отдать должное такой замечательной и прекрасной публике.
Абдурахимова Фируза Равшановна
Профессор кафедры оркестрового дирижирования Государственной консерватории Узбекистана, художественный руководитель и дирижёр оркестра “Согдиана”
Мы живем в такое время, когда от музыкантов, музыкальных коллективов требуется не только высокий профессионализм в той исполнительской школе, которую они представляют, но и умение овладевать различными навыками и направлениями. Это касается не только стилистических особенностей музыки, но и дополнительных изобразительных звуковых эффектов, которые музыканты должны воспринять и освоить за короткое время. Использование дополнительных звуков – общепринятая практика в композиторском творчестве. Выполнение именно этих задач продемонстрировал Молодёжный Симфонический Оркестр в совместном концерте с Ванессой Мей. Но здесь, помимо этого, ситуация усложнялась добавлением бэнда, который, надо сказать, довольно свободно вел свою линию, что создавало определённые сложности для оркестра. Объединение оркестровой партии, бэнда, а также дополнительных звуков, сохранение стилистики произведений и подчинение общего звучания сольному исполнению Ванессы Мей — это сложная задача, с которой не всякий коллектив может справиться. Несмотря на это, коллектив очень четко исполнял свои партии, органично вливаясь в общее звучание музыки, что, может быть и вызвало у некоторых слушателей ощущение фонограммы. Другой вопрос, что солистка не приняла участие в репетиции, в которой участвовал оркестр и группа ее музыкантов. Это тут же сказалось на ее исполнении произведения группы “Red hot symphony”, где ее текст не совпал с его изложением в партитуре, чего она не смогла скрыть при игре. Вместе с тем, несовпадение динамического баланса солиста и аккомпанирующих групп также не принесло ожидаемого результата. Думается, в следующий раз, при работе с приглашаемыми солистами все эти моменты будут учтены. Это был серьёзный опыт и проверка на профессионализм. Несмотря на все вышеизложенное, я отдаю дань уважения за мужество и трудолюбие музыкантам и руководителю Молодежного Симфонического Оркестра. Благодарю организаторов концерта за возможность услышать хорошую музыку.
Ибрахимов Джахонгир
Специалист по контролю материалов и организации в проекте НАВОИ-2 ТЭЦ
Концерт должен был начаться в 20:00, но из-за каких-то неполадок начался в 21:00. Я вообще любитель классики, в частности скрипки. Мне очень импонирует разный подход к игре на скрипке, смешивание стилей, я являюсь ярым фанатом скрипачей со смычком, будь это Александр Рыбак или Линдси Стирлинг.
Стиль Ванессы Мэй – это скрипка + техно. Впечатления от концерта просто космические! Весь концерт это просто огромный выброс эндорфина в кровь! Самые кульминационные моменты были тогда, когда она играла на высоких тонах. Дрожь и «гусиная кожа» по всему телу. Особенно во время композиции Tango de Los Exilados. Почти все песни из ее репертуара я сидел и записывал на диктофон телефона, так как запретили снимать концерт.
Но есть и негативные впечатления от этого концерта. Билеты должны были раздать творческим личностям и одаренной молодежи. Но, к сожалению, их продавали прямо у входа во Дворец Форумов. Там я увидел больше взрослых, которым лет 60+ и молодых людей, которые совсем не имеют отношения к творчеству, а пришли только ради того, чтобы похвастаться в соцсетях о своем псевдовкусе. Эти люди, поснимав, минут через 15-20 начали покидать зал. А ведь там могла сидеть действительно одаренная молодежь.
Тохтабаева Дилноза Шухрат кизи
Предприниматель, руководитель социального проекта «Едешь в Россию? Будь на связи!»
Если музыка передаёт эмоции, то Ванесса своей игрой на скрипке сначала получает удовольствие сама, и только потом передаёт всё волшебство ощущений каждому зрителю. Ты кайфуешь вместе с ней. И порой, закрыв глаза, ты можешь попасть в абсолютно другие миры, потому что она соединяет в одной композиции сразу несколько направлений.
Что она делает своей игрой на скрипке? Разрушает границы классической музыки и передаёт живые эмоции.
Ксения Казак
Член Общества защиты животных “Mehr va Oqibat”
Самое важное для меня то, что она является активным защитником прав животных, и в каждой стране, где дает концерты, находит общества защиты животных и предлагает им пиар во время выступления. Так и мы попали на концерт.
Сам концерт — это просто фантастика! Причем, я ожидала, что музыкант такого масштаба выйдет в блестках и перьях в центр сцены с высоко поднятой головой и гордо отыграет, но нет, Ванесса невероятно обаятельна, она танцевала, кружилась, во время оваций всегда указывала на других музыкантов, которые также заслуживают аплодисментов. Она сама произносила речь на английском и даже сказала пару фраз на узбекском. Она «разговаривала» со зрителем, все время держала нас за некий нерв, за душу и не отпускала до самого конца, отыграв еще и «на бис» несколько композиций. Честно говоря, концерт для меня прошел как во сне. Музыка прекрасна, звучание совершенно! Когда смотришь на эту веселую, гениальную девушку, чьи движения отточены до идеала и при этом легки и непринужденны, кажется, что играть на скрипке не так сложно, но на то она и Ванесса Мэй, наверное.
Каримов Абдужалил
Сотрудник маркетингового агентства, помогавшего в организации мероприятия
Наша команда помогала в решении технических моментов, коммуникации с Ванессой Мей и организации мероприятия. На мой взгляд, все прошло на очень высоком уровне, над проектом работала огромная команда профессионалов, именно профессионализм позволил организовать мероприятие такого уровня.
Хотелось бы отметить, что помимо концерта с Ванессой Мэй, у нас проходят и другие важные культурные мероприятия, различные выступления с молодыми исполнителями, которые, к сожалению, не получают большого внимания.
Несмотря на то, что Молодежный симфонический оркестр существует относительно недолго, молодые музыканты сумели завоевать признание не только у нас в стране. После их выступления хочется посещать такие культурные мероприятия почаще.