Успех любого маркета зависит не только от наличия качественных товаров на полках, но и от его расположения. Развитие супермаркетов шаговой доступности в формате 24/7 — стратегическое решение, которым воспользовалась сеть супермаркетов Makro, открывшая уже восемнадцатый маркет в формате Express с круглосуточным режимом работы. Мы решили выяснить, что представляет собой новый формат Makro, и сколько круглосуточных маркетов в ближайшее время появится в Ташкенте.


В двух шагах

Сегодня уже мало кого удивишь большими гипермаркетами, к тому же за покупками, как правило, приходится ехать и тратить много времени. Магазины у дома не могут похвастаться широким ассортиментом продуктов и большой площадью помещений, но они имеют свои преимущества. Основной их задачей является обеспечение людей, живущих поблизости, товарами первой необходимости.

Мировой опыт

Convenience store, как на западе называют подобные магазины у дома, могут быть двух моделей — условно это европейская и американская. В европейской модели convenience store предлагают продукты и товары первой необходимости. В американской же, которая получила широкое распространение в Юго-Восточной Азии, кроме продуктов есть фаст-фуд и различные дополнительные услуги.

Сегодня небольших магазинов у дома все больше и больше, однако первый в мире маркет в шаговой доступности появился в американском городе Даллас в 1927 году. Магазин был открыт компанией Southland Ice Company, которая позже стала носить название 7-Eleven. Сегодня это крупнейшая сеть в мире, у которой более 36 тысяч точек в 18 странах мира.

Магазины у дома пользуются высоким спросом среди населения, что подтверждает их удобство и эффективность. Среди мировых игроков этой отрасли можно выделить японскую сеть FamilyMart (вторая крупнейшая сеть в мире), французский бренд маркетов Carrefour Easy, южнокорейская сеть G25, российские торговые сети «Магнит», «Дикси», «Пятерочка» и «Перекресток» (X5 Retail Group), «ВкусВилл» и британская сеть Tesco.

В режиме нон-стоп

Круглосуточный режим работы порой является одним из важнейших конкурентных преимуществ многих ритейлеров мира. А в крупных мегаполисах это уже давно стало нормой. Но самое главное, что такой формат удовлетворяет спрос огромного количества потребителей.

В России первой из крупных торговых сетей, начавших работу в режиме нон-стоп, стала сеть супермаркетов «Перекресток». Эти круглосуточные супермаркеты появились еще в 1997 году. Переход в такой формат сам ритейлер X5 Retail Group пояснил тем, что покупатели стали все больше приходить в последние минуты работы магазинов, создавая у касс очереди. Позже уже другие торговые сети, как, например «Азбука Вкуса», стали выстраивать свою работу в режиме 24/7.

Makro Express

В эти дни сеть супермаркетов Makro стала развивать формат магазинов у дома. Если раньше компания делала упор на открытие больших супермаркетов, то сегодня стоит вопрос о важности продовольственных точек вблизи жилых территорий.

Формат Makro Express представляет собой небольшие магазины торговой площадью 70-500 м² в шаговой доступности от жилых массивов. Для покупателя здесь предлагается набор основных продуктов питания — это бестселлеры в своих категориях и наилучшие товарные предложения «цена-качество» более чем из 1 500 наименований: свежие овощи и фрукты, молочные и кисломолочные продукты, бакалейные товары, выпечка, мясо, курица, а также продукция собственной торговой марки «M» и «Master Chef».


Роман Сайфулин

управляющий сети супермаркетов Makro

О Makro Express

Makro Express соответствует своему названию — «быстрый», быстрый во всем, начиная с того, что время на открытие новой точки такого формата занимает всего несколько дней.

В целом, это суб-бренд сети супермаркетов Makro, являющийся отдельным направлением магазинов формата «у дома» (convenient store). Зачастую это небольшие маркеты, весьма схожие с привычными ларьками, которые есть почти в каждой многоэтажке.

Отличие в том, что Makro Express — это по-прежнему магазин самообслуживания, где весь товар разложен по стандартам классического супермаркета, а расчет за все продукты происходит на единой кассе. Это тот же стандарт качества продуктов, централизованное снабжение, единая цена по всей сети и единые условия системы лояльности. В формате Express нашему покупателю представляется от 1 500 до 2 600 наименований товаров. Важно отметить, что даже в самом маленьком магазине соблюдаются стандарты пищевой безопасности. В первую очередь, это холодная цепь поставок товара от поставщика к покупателю.

И самое главное: все магазины Express работают в формате 24/7.

Формат 24/7

На формат 24/7 нас подтолкнуло в первую очередь желание быть первыми, так как к моменту открытия Makro в Центральном экопарке не было ни одного полноценного магазина, работающего ночью. Было несколько магазинов, которые работали до часу ночи, но, получая различные просьбы в социальных сетях, отзывы от покупателей и знакомых, работающих в самых разных сферах с ненормированным графиком, и, самое главное, наблюдая работу круглосуточных магазинов за границей, мы пришли к четкому пониманию, что городу нужен хотя бы один такой магазин.

Создавая формат круглосуточного маркета, в первую очередь мы принимали во внимание его локацию. Важным фактором является то, что он расположен в самом центре города, одинаково удаленно от всех. Далее мы приступили к разработке концепции для работы круглосуточного магазина: пришлось корректировать торговое оборудование. Круглосуточный маркет слегка отличается от обычного супермаркета, в нем нет традиционных витрин, за которыми всегда должен работать человек.

Преимущества и недостатки

Главное преимущество таких маркетов в том, что человек может купить практически все, что ему может понадобиться ночью на кухне, или найти аналог предпочитаемому продукту. Например, на полках круглосуточных магазинов всегда есть практически вся молочная продукция, хлеб, охлажденные мясо и курица, очень много снеков, напитков, бытовая химия и предметы личной гигиены.

Самый большой недостаток, а точнее сложность, — это нехватка персонала. У нас работает три смены для круглосуточного поддержания работоспособности магазина.

Спрос рождает предложение

Мы следуем классическому правилу «спрос рождает предложение», и в нашем случае спрос растет с предложением. Некоторые наши покупатели специально выбираются за покупками ночью, так как в магазинах меньше людей и нет очередей. С каждым днем покупатели становятся все более уверенными в том, что они могут делать покупки в любое удобное для них время. Мы же стараемся стать к ним ближе, открывая маркеты 24/7 в разных районах.

Европейская модель vs американская модель

Если говорить о моделях — европейская или американская, — то у нас скорее американская. Хотя я вижу ее как азиатскую. Уже сегодня мы внедряем в форматах Express быстрые горячие перекусы, а параллельно с этим хотим предлагать нашим покупателям горячие напитки и свежевыжатые соки. Где-то это будет реализовано собственными силами, где-то — нашими партнерами. Также у входа наших магазинов всегда можно воспользоваться банковскими услугами (инфокиосками, платежными терминалами, банкоматами), а соседствовать мы стараемся с аптеками. Наша цель — предложить покупателям самый комфортный шопинг.

Планы на будущее

Любые планы, а тем более планы на будущее, всегда подлежат корректировке. Сейчас мы хотим покрыть форматом Makro Express 24/7 как можно больше районов, а дальше уже будем смотреть на финансовые показатели.


24/7 в Узбекистане

В нашей стране ряд заведений и маркетов тоже перешли в круглосуточный режим работы, дабы удовлетворить потребительский интерес. Среди таких заведений — сеть ресторанов общественного питания KFC, Caffee’issimo, «Московская пицца», Navvat, «Бистро-Бек», Sato, Barbeque Burger, Star coffee. На тему работы нон-стоп мы решили побеседовать с CEO сети аптек SAVII Бурханом O. Ойеканми и генеральным директором бренда KFC Uzbekistan Каюмом Хайдаровым.

Бурхан O. Ойеканми

CEO сети аптек SAVII

В сегменте фарма-ритейла очень критично удовлетворить потребность на тот или иной продукт своевременно. Формат 24/7 позволяет нам обеспечить потребителям наличие продукции в любое время суток.

Благодаря круглосуточному формату наши клиенты всегда уверены в том, что получат продукт в любое время суток в сети аптек SAVII. Мы получаем удовлетворенность и лояльность покупателя, а следовательно растет ежедневная выручка. Торговля ночью достаточно прибыльна для покрытия определенных статей расходов. Сейчас мы наблюдаем рост спроса на такой формат, так как темпы ночной активности растут.

Если говорить о недостатках круглосуточного формата, то можно отметить, что сложно найти квалифицированный персонал, который готов работать в ночную смену.


Каюм Хайдаров

генеральный директор бренда KFC Uzbekistan

Круглосуточно у нас работает KFC Drive возле Вестминстерского университета. Причин, подтолкнувших нас на формат 24/7, несколько. Первая — это желание наших клиентов: нам поступали запросы о доставке и заказах «с собой». Второй причиной послужило то, что в связи с частыми переходами многих компаний на онлайн-формат, изменилась и динамика рабочего времени.

Теперь стало больше людей, которые работают в ночное время суток. Ведь главное преимущество такого формата — возможность заказать любимые блюда быстро и даже в самое позднее время. Пока у нас только одна точка работает в таком формате, но в будущем мы планируем расширяться, увеличив число круглосуточных автодрайвов.

Статья подготовлена: Марк Селезнев
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии