В Центре современного искусства прошла открытая дискуссия, посвященная участию Узбекистана на 59 Международной биеннале искусства в Венеции — La Biennale Di Venezia. Спикерами выступили исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова, куратор Национального павильона Республики Узбекистан Джозеф Грима, сокуратор Национального павильона Республики Узбекистан Шейда Гомаши.

Сад знаний

Тема Национального павильона Республики Узбекистан на 59 Международной Биеннале искусства — «Как говорил аль-Хорезми — Сад знаний». На протяжении всей выставки павильон будет перестроен в пространство для встреч и обмена мнениями, где будет проходить публичная программа мероприятий, семинаров, перформансов и бесед, критически исследующих недостаточно изученные истоки идей и технологий, определяющих нашу эпоху.

Dixit Algorizmi уделяет особое внимание концепции алгоритма — изобретения, ответственного за большую часть того, как работает современный мир, и создателю этого понятия, эрудиту IX века, «отцу алгебры» и «дедушке информатики» Мухаммаду ибн Мусе аль-Хорезми, который родился и вырос в современном узбекском городе Хива.

 

Гаянэ Умерова, исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Республики Узбекистан: «Творчество и наследие аль-Хорезми являются блестящей иллюстрацией этого сложного и многолинейного процесса. Он один из самых выдающихся ученых в истории человечества, знаменитый при жизни и легендарный после смерти, и все же мы мало знаем о нем, о его жизни и даже о том, как он выглядел. Мы очень рады, что тема, выбранная куратором Чечилией Алемани, соотносится с идеями и текущими миссиями фонда в области современного искусства, поскольку мы сейчас находимся на пути продвижения междисциплинарного подхода в каждом аспекте деятельности. Выставка представит не только визуальные, но и очень глубокие академические и концептуальные активы, которые останутся в павильоне на протяжении всего периода биеннале».

Переосмысливая традиции

Физический центр павильона — инсталляция в помещении, переосмысляющая тысячелетнюю формальную традицию персидских и вавилонских садов, отсылает к месту, где аль-Хорезми разработал большинство из этих крупных исследований, Дому мудрости в Багдаде. Dixit Algorizmi — The Garden of Knowledge будет спроектирован двумя из трех кураторов — Джозефом Грима и Камило Оливейра: оба — из миланской исследовательской и архитектурной студии Space Caviar.

Концепция и история

Влияние аль-Хорезми в Европе привело к популяризации алгоритмов, арабских цифр, десятичных дробей и алгебры (взято из его книги «Аль-джабр»). Название книги Dixit Algorizmi совпадает с латинской версией его основополагающего текста по алгебре и переводится как «Так говорил аль-Хорезми».

Алгоритмы играют огромную роль в современном обществе. Они определяют, что смотреть следующим в очереди Netflix и в ленте социальных сетей. Они используются для проектирования зданий, а также для определения целей в программе США по борьбе с беспилотниками. Как и сады, они определяются и своим ростом, и своими ограничениями.

По словам куратора Джозефа Грима, выставка Dixit Algorizmi — The Garden of Knowledge имеет цель поставить под сомнение преобладающее повествование об истории и географии технологического развития, исследуя забытые корни и упущенные резонансы с далекими местами, временами и культурами. Павильон предлагает различные интерпретации технологии как носителя информации, признавая различными способами глубину и сложность истории ее происхождения.

La Biennale di Venezia

Биеннале современного искусства в Венеции — одна из самых известных выставок мирового современного искусства.

Идея выставки принадлежит мэру Венеции Риккардо Сельватико. В 1893 году он решил организовать художественную выставку, которая бы стала престижным международным событием в мире искусства.

Первая международная художественная выставка в Венеции состоялась в 1895 году и проходила в садах Джардини, где был построен павильон под названием Pro Arte. Тогда были представлены работы художников из 16 стран, а посетили выставку свыше 200 тысяч человек. Впоследствии мероприятие получило название «Биеннале» (от итальянского biennale — «дважды в год»).

Статья подготовлена: Марк Селезнев
Стилист:
Использованы:
Источник:
Подпишитесь на нас в телеграм
Актуальные новости уже на канале
Еженедельный дайджест
Получайте лучшие статьи на почту

Комментарии