Режиссер, сценарист, актриса. На счету этой хрупкой свиду женщины более 20 картин в качестве сценариста и автора. Три самых главных проекта ее жизни — сыновья, каждый из которых уже имеет поклонников своего творчества. О том, каково это, вырастить талантливых детей и сохранить свои позиции в шоу-бизнесе, Зебо Наврузова рассказала в нашем спецпроекте.
Трудно ли вам совмещать режиссерство и материнство?
Конечно, совмещать материнство, работу и другие ипостаси — нелегко. Профессия мамы очень сложная сама по себе. А у меня, помимо нее, есть еще одна профессия — режиссер. Это практически несовместимые вещи. Но дети у меня прекрасные.
Мамой в своей жизни я была все-таки меньше, чем режиссером. Я всегда была на съемках и очень много времени уделяла творчеству. Иногда я с грустью вспоминаю детство сыновей, и мне кажется, что я многое упустила. Они очень талантливые сами по себе и творчеством нам теперь удается заниматься вместе. И я понимаю, что все было не зря.
Сейчас мне гораздо легче совмещать работу и быт, так как большую часть заботы о доме и сыновьях забрали их прекрасные жены. И я теперь делю свое внимание еще и на любимых внуков. Я очень четко осознала, что с внуками у нас особая связь. Все бабушки, которые это прочтут, поймут меня и подтвердят. Такой трепет и такая бескорыстная любовь рождается в нас только с появлением внуков.
Шохруххон: С ранних лет я помню свою маму, как настоящего солдата. Я не помню, чтобы она просто лежала и отдыхала; я не помню, чтобы она болела. Мама всегда была чем-то занята и работала на нескольких работах. Несмотря на то, что мама иногда переживает, — ей кажется, она уделяла нам мало времени в детстве, — мы выросли счастливыми людьми. Мы все научились у нее отношению к другим людям и умению уделить время каждому из нас.
Насколько вам важна поддержка семьи?
Я мама трех мальчиков, и поначалу мне было физически сложно их воспитывать. Мне приходилось заменять им и отца, и мать одновременно. И я полностью отдавала себя своим детям. Энергии практически не оставалось, и вот сейчас, когда они выросли и поддерживают меня своим вниманием и заботой, я понимаю, как это важно. Мои дети сейчас — мои первые критики, мой самый главный художественный совет. Раньше я получала силы от понимания, что они у меня есть, а сейчас ощущаю их участие во всех сферах своей жизни.
О сыновьях
Волею судьбы мои дети связаны со мной по роду профессии, и, видимо, сейчас мы восполняем пробелы в общении. Мой старший сын Шохруххон хорошо известен всем как певец, композитор и автор песен. Мой средний сын Шухрат — очень интересный и талантливый композитор, также хорошо известный нашей публике. Младший сын Мухаммадали, несмотря на свой юный возраст, является продюсером уже нескольких моих проектов. Теперь мы всегда рядом, практически бок о бок. И я могу с уверенностью сказать, что то, кем я являюсь, — заслуга и любовь моих детей.
Чему вы научили детей в первую очередь?
Я всегда хотела научить сыновей справедливости, трудолюбию и любви к людям. Чтобы они уважали других, мир и себя. Признаться честно, я была очень строгой мамой. Наверное, это потому, что мне приходилось проявлять стойкость характера, чтобы воспитать сыновей настоящими мужчинами. Это сейчас я стараюсь меняться. Иногда я капризничаю, — может, в силу возраста, — но чаще всего я мягкая и сдержанная.
Что для вас является залогом гармоничной семьи?
У меня большая семья. И чтобы она была счастливой, у меня, как у старшего ее члена, была задача — сформировать правильные законы. Чтобы у каждого из нас была личная цель. И чтобы нашей общей целью была любовь к друг другу и взаимопонимание.
Шохруххон: Семья — это самое святое, самое ценное, что у меня есть. Моя семья — это я, моя супруга, моя мать, дети, братья, все мои близкие. Нашей основной ценностью является то, что мы все творческие люди и можем объединиться и идти к своим целям вместе, помогая друг другу и поддерживая.
Семья — это нерушимое государство.
Шухрат: Когда мы были маленькими, нас объединяла общая цель и законы нашей мамы. Теперь, когда мы выросли и обзавелись своими семьями, каждый из нас несет в себе разные ценности. Мы все разные, но так вышло, что в нашей семье остается неизменным правило единства семьи. Мы, как мужчины, стараемся только укреплять это понятие своей заботой и поддержкой. Мы должны быть сплоченными и цельными.
Мухаммадали: Из года в год понимание крепкой семьи меняется. Наша семья стала больше за последние несколько лет. Каждая из жен моих братьев привносит в нашу семью свои устои и ценности. И иногда, как и во всех других семьях, у нас случаются и разногласия. Важно то, как мы их решаем. Нужно уметь договариваться и слышать друг друга. Соглашусь с Шухратом, что…
наша сила — в единстве.