MICHELIN
Два брата Мишлен в 1880-е годы основали фирму, выпускавшую ремни, газовые трубы, клапаны, соединительные элементы, шланги для орошения и пожарных насосов. В общем, разные изделия из резины.
Однажды мимо их мастерской проезжал велосипедист, проколовший шину. Братья взялись помогать, и тут стало понятно, что просто так поменять резину на колесе не получится. В итоге включилась инженерная мысль. И вскоре братья получили патент на съёмную пневматическую шину. Шиномонтажники всего мира должны быть благодарны этим простым бизнесменам и изобретателям.
Но, несмотря на нововведение, продажи резко в гору не пошли. Тогда братья поняли, что нужно самим создавать рынок, которого в то время ещё не было. Арифметика простая: чем больше машин продаётся, тем больше автопроизводителям нужно резины. Чем больше нужно резины, тем больше денег в карманах у братьев. И Мишлены стали активно рекламировать поездки по стране! Говорят, первым делом они собственноручно прикрутили вдоль дорог порядка сотни указателей для удобства автомобилистов. А вот следующим шагом стал путеводитель.
В 1900 году компания Michelin опубликовала первый гид для путешественников тиражом 35 тыс. экземпляров. В нём было 399 страниц: в основном карты и информация о городах Франции. Затем в издание стали добавлять всё больше и больше фактов, которые должны были помочь путешественникам.
Сведения о ресторанах появились в путеводителе только к 1925 году. Тогда Michelin впервые указала заведения с хорошей кухней. Они делились на пять категорий — от элитарных до просто хороших. В 1931 году появилась привычная нам классификация:
★ Очень хороший ресторан.
★★ Исключительная кухня, стоит посетить.
★★★ Исключительная кухня, достойная отдельного путешествия.
Шины братьев Мишлен и сейчас считаются качественными. Но не такими крутыми, как рестораны, урвавшие себе в какой-то момент знаменитую звезду.
VOLKSWAGEN
Крупный автогигант производит в год порядка 6,2 млн автомобилей и — около 6,8 млн сосисок!
Компания стала выпускать сосиски в 1973 году — исключительно для обеда персонала завода, расположенного в немецком Вольфсбурге. Однако рецепт получился таким удачным, что вскоре сосиски стали с удовольствием есть во всём городе, а потом молва о них распространилась и на всю Германию (если точнее, на ФРГ).
Что же это за рецепт? Надо сказать, у нас бы такое не зашло. Фарш производят только из свинины, причём из него удаляют лишний жир. По принятому в компании стандарту, его содержание в сосиске не должно быть больше 20%, в то время как в обычных сосисках в магазине этот показатель нередко превышает 50%.
На заводе выпускают два вида сосисок — стандартные, размером 13 см, и большие — 25 см. В цехе работает тридцать человек, которые совместными усилиями производят около 600 тонн продукции в год.
А ещё, кстати, автогигант выпускает свой кетчуп. Правда, он таким феноменальным успехом не пользуется.
GUINNESS
Говорим Guinness — подразумеваем пиво; говорим «пиво» — подразумеваем Guinness. В общем, одно от другого практически неотделимо. А ведь так ещё называется одна очень популярная книга, общий тираж которой за всю её историю составил более 130 миллионов, почти как у первого «Гарри Поттера». И это не просто совпавшие названия.
В 1759 году некий Артур Гиннесс подписал с мэрией Дублина договор об аренде земли на… девять тысяч лет (вот что такое долгосрочное планирование!). И основал на ней пивоварню. Но при чём здесь мировые рекорды? Есть две основные версии.
По первой версии в барах во время посиделок за пинтой–другой люди часто спорили на всякие дурацкие темы. Разрешить эти споры они не могли: не существовало авторитетного источника, на который можно было бы сослаться.
Вторая версия указывает конкретный спор, возникший на охоте между директором пивоварни Хью Бивером и его другом. Они якобы обсуждали, какая птица летает быстрее — куропатка или ржанка. Вернувшись домой, Хью решил не только докопаться до правды, но и создать книгу, где была бы увековечена эта правда… и заодно некоторые другие факты.
Он обратился к специальному лондонскому агентству, которое занималось фактчекингом, и вот в 1955 году книга вышла в свет. Ныне Книга рекордов Гиннесса переиздаётся каждый год. Сотни тысяч экземпляров на десятках языков. И ещё это целая франшиза, под которой создают сериалы, видеоигры, игрушки… Правда, сегодня у пивного и у книжного бренда владельцы уже разные
ZIPPO
Всемирно известная модель зажигалок у всех ассоциируется с ковбоями и вообще маскулинностью. Но оказывается Zippo производит ещё и духи.
Открыли дополнительное производство американцы сравнительно недавно — в 2010 году. Освоить незнакомый для себя рынок «зажигалочники» задумали после того, как объёмы продаж основного товара стали планомерно снижаться из года в год. Курить уже «не модно», люди переходят на электронные сигареты и системы нагревания табака. В Zippo решили, что пришло время диверсификации.
Изначально ароматы были только мужские, но позже эксперты разработали и женскую линейку. Запахи в общем традиционные: грейпфрут, яблоко, роза, фиалка, перец, кедр. Для женщин добавляют персик, сливу, ананас и другие сладкие ароматы.
И продаётся всё это великолепие в стеклянных бутылочках в форме зажигалок! А при открывании колпачка появляется характерный звук запатентованного зипповского щелчка. Впрочем, нужно отметить, что парфюм изготавливают не специалисты Zippo, а сторонняя компания из Италии — Movive.
PEUGEOT
Peugeot — всемирно известный автомобиль, но начинался этот бизнес с того, что французская семья производила ручные мельницы для помола соли и перца. Первая «перцемолка» под этой французской маркой была выпущена в 1874 году. На механизм — что тогда, что в наши дни — распространяется пожизненная гарантия.
В XX веке помимо автомобилей Peugeot активно производила кухонную технику, в том числе различные комбайны. Однако в какой-то момент «кухонный бизнес» перестал приносить прибыль, и компания, которая до сих пор управляется членами семьи Пежо, приняла решение продать его. К слову, был скандал и ссора между двумя двоюродными братьями.
В результате компания, купившая часть бизнеса Peugeot, признала себя банкротом и французы довольно дёшево выкупили свой бизнес. Сегодня по всему миру ежегодно продаётся 2,5 млн мини-мельниц Peugeot.
SAMSUNG
Компания Samsung после Второй мировой войны начинала с торговли всем, чем только можно. Например, быстрорастворимой лапшой и даже текстилем. Отдел электроники в компании сначала был небольшим, но рос каждый год и вскоре стал главным. При этом Samsung с восьмидесятых годов производит тяжёлую строительную технику, в том числе гигантские гусеничные экскаваторы.
После смерти основателя корпорации Ли Бён Чхоля Samsung была разделена на пять фактически независящих друг от друга групп. Поэтому компания сейчас занимается производством в том числе кораблей, и даже имеет свои интересы в кораблестроении. Нужно, правда, отметить, что часть бизнеса Samsung приобрела группа Volvo. Поэтому сегодня можно встретить совершенно одинаковые экскаваторы, часть из которых украшены логотипом корейской компании, а часть — шведской.
А ЧТО ЕЩЁ?
Компания KFC на рождественские праздники выпускает подарочные наборы, где вместе с традиционными специями есть и упакованные дрова, которые при горении распространяют запах жареной курицы. Продукция пользуется большим спросом в США.
Азиатское подразделение Pringles производит не только чипсы, но и лапшу быстрого приготовления, в том числе со вкусом сметаны и лука. McDonald’s лимитированно изготавливает гель для душа с запахом соуса для биг-мака. А Subaru — мёд, собранный на пасеках, принадлежащих японскому автоконцерну.
Но есть и провалившиеся затеи. Colgate в 1980-е решил поразить мир замороженной лазаньей, Cosmopolitan одно время делал йогурты, а Harley Davidson производил бутилированную воду. Ничего из этого потребители не оценили.