О сервисе, название которого неожиданно легко и быстро прижилось в соцсетях - MNP
Давненько телеком не подкидывал таких громких и мощных инфоповодов, как на минувшей Неделе ИКТ. Шутка ли — отмена «мобильного рабства», разговоры о котором ходили последние пять лет, всё-таки состоялась. Повлечёт ли это сколь-нибудь существенный передел рынка сотовой связи и, как следствие, поспособствует ли усилению конкурентной борьбы за эмансипированного клиента, мы узнаем довольно скоро, а пока давайте вспомним основные этапы пути к сервису, название которого неожиданно легко и быстро прижилось в соцсетях. Итак, как мы дошли до MNP?
Mай 2018 года:
Nадо открыть
Pереходы!
Всё началось ещё в мае 2018-го, когда глава государства утвердил Программу развития электронной коммерции в Узбекистане, которая, собственно, и предусматривала среди прочего внедрение MNP. Уже тогда это привело к всплескам активности в соцсетях абонентов, не особо довольных либо качеством, либо стоимостью получаемых услуг связи. Значительно больше оживления это вызвало у самих сотовых компаний, маркетологи которых засели за стратегии удержания и переманивания клиентов. Однако из-за отсутствия какой-либо конкретики лёгкое волнение за лето сошло на нет: общественность отвлеклась на более животрепещущие темы, а недописанные корпоративные презентации отправились в ящики столов, а то и прямиком в корзины для бумаг.
В декабре того же года Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций вновь заставило отрасль поволноваться, представив на обсуждение проект Положения о переносе абонентского номера в сетях мобильной связи. Маркетологов, настроившихся на проведение новогодних акций, вновь залихорадило, однако и тогда всё обошлось. Казалось бы, почему?
Mожет,
Nемного
Pовременить?
Дело в том, что в нашей стране, как и до этого во многих других государствах, где внедрялась услуга MNP, было, да и по-прежнему есть немало людей, скептически настроенных в отношении сервиса. Более того, в Узбекистане как минимум на первом этапе обсуждения проекта, по словам участников данного процесса, идея MNP вызывала отторжение по крайней мере некоторых операторов связи.
Прямое подтверждение можно встретить в открытых источниках. Скажем, ещё пять лет назад экс-глава Unitel Дмитрий Шуков заявил журналистам буквально следующее: «Если честно, расхожее название «мобильное рабство» в корне неверно. Наши абоненты — свободные люди, сознательно сделавшие выбор в пользу Beeline. Так о каком таком «рабстве» в эру мессенджеров, во многом обесценивших былое значение номера, может идти речь?..»
Помимо эмоций были и доводы экономического характера — скажем, топ-менеджер озаботился вопросами финансирования дорогостоящего проекта: «Решать, конечно, не нам, но я считаю, что этим деньгам нашлось бы лучшее применение в Узбекистане — например, можно было бы охватить связью отдалённые кишлаки. Аргумент об электронной коммерции, на мой взгляд, притянут за уши: можно подумать, все остальные проблемы уже решены, и всё, что отделяет цифровую экономику республики от расцвета, — невозможность переносить мобильный номер. Мягко говоря, это не так…»
Эти и другие аргументы, касающиеся вовлечённости игроков рынка, своевременности запуска системы, её потенциальной востребованности и вопросов безопасности закономерно исключили оперативное внедрение MNP.
Основной принцип MNP (mobile number portability — с англ. переносимость мобильных номеров) заключается в том, что абоненты могут менять сеть без изменения своего номера телефона. Причём в течение того времени, пока пользователи соблюдают обязательства контракта с оператором-поставщиком услуг, проблем с переключением номера на сеть нового провайдера не существует. По крайней мере, в теории это так.
Mировой опыт:
Nизкая
Pопулярность
Прошло уже более четверти века с тех пор, как страны-пионеры MNP опробовали у себя MNP: Нидерланды сделали это в 1997 году, а Великобритания и Гонконг — в 1999-м. В той же России сервис внедрён десять лет назад, при этом эксперты компании J’son & Partners Consulting утверждают, что популярность его зависит от целого ряда факторов, среди которых наиболее важны текущее проникновение мобильной связи, уровень оттока, доля prepaid-абонентов, а также схема реализации MNP в конкретно взятой стране.
Из российского опыта можно сделать вывод и сформировать прогноз о том, что услуга едва ли станет массовой: скажем, в последний доковидный год сменили своих операторов, сохранив номер, около четырёх миллионов пользователей, при этом больше всего номеров (~27%) было перенесено на сети Tele2, а меньше всего (~19,8%) — на сети Beeline.
С учётом того, что по итогам 2022 года в Российской Федерации зарегистрировано порядка 255 миллионов SIM-карт, популярность MNP колеблется в районе 1,5–2%. Кстати, на это также делали акцент в своих выступлениях активные критики внедрения услуги.
Mинистерство пишет
Nовые
Pравила
Тем не менее, несмотря на жёсткую (и надо признать, иногда вполне ангажированную) критику, процедура имплементации MNP шла своим чередом. Не так быстро, как, возможно, хотелось бы абонентам, зато с учётом международного опыта, накопленных другими странами ошибок, а также предложений от различных заинтересованных сторон в их конструктивной части.
Осень 2020 года выдалась особенно урожайной на регуляторику: прежде всего право на сохранение номера при заключении нового договора с другим оператором было включено в Правила оказания телекоммуникационных услуг, вступивших в силу с 1 октября 2020 года. Затем соответствующие положения были отражены в Приложении № 24 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № 6079 «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по её эффективной реализации».
Итог новой серии НПА в части, касающейся отмены «мобильного рабства», подвело постановление Кабинета Министров от 30 октября 2020 года № 680 «О дополнительных мерах по совершенствованию управления сетями телекоммуникаций Республики Узбекистан».
Именно тогда, наверное, всем и каждому стало понятно: MNP в нашей стране — быть.
Mежду
Nами: давно
Pора
Можно долго спорить на тему экономической целесообразности, однако бо́льшая часть опрошенных нами экспертов и потребителей сошлись в одном: не столь важно, сколько человек воспользуются на деле предоставленным правом выбора. Главное, чтобы это право им было-таки предоставлено. MNP впервые в истории развития отечественного телекома делает абонентов фактическими владельцами своих номеров. Абонентов, а не сотовые компании, которые, получая номерную ёмкость у государства совершенно бесплатно, не только продавали так называемые «золотые» номера за десятки миллионов сумов, но и устанавливали произвольные ограничения на дальнейшее распоряжение уже, казалось бы, выкупленным номером. Теперь любые ограничения утратили смысл.
Mомент
Nастал.
Pоехали!
Час пробил 27 октября текущего года: Министерство цифровых технологий (подумать только, со времени начала обсуждения MNP успело поменяться даже название профильного ведомства!) отменило «мобильное рабство». Площадка для судьбоносного объявления была подобрана идеально: последний день Недели информационно-коммуникационных технологий ICTWeek Uzbekistan 2023. Именно там регулятор совместно с Республиканским центром управления сетями телекоммуникаций презентовал специальный сайт MNP.uz.
Что следует запомнить: на начальном этапе физические лица должны подать заявку, посетив офис сотовой компании, в сеть которой хотят перейти, и получить новую SIM-карту уже с перенесённым номером телефона (в ЕПИГУ данную процедуру только предстоит наладить). Четыре GSM-оператора установили цену за эту единоразовую услугу в размере 60 тысяч сумов, и только Humans сделал её бесплатной, проявив тем самым истинно восточную щедрость.
Mы вас
Nе
Pустим!
Состоится ли по итогам нескольких месяцев действия MNP значимый передел долей рынка мобильных операторов, или перекрёстные переходы сохранят привычный расклад — нам ещё предстоит узнать, однако многие из телеком-менеджеров очевидно нервничают, либо вступая в перепалки с блогерами, либо пытаясь различными методами затруднить для своих абонентов процесс ухода. Из достоверных источников редакции стало известно о том, что популярным предлогом не отпускать клиента стало, например, несоответствие его нынешних документов тем, на которые в своё время была оформлена SIM-карта. Одновременно с этим процесс переоформления SIM-карты на новый паспорт либо ID, занимавший ранее несколько минут, затянулся у некоторых сотовиков аж на 2–3 дня. Расчёт при этом делается на то, что пользователь махнёт рукой и поленится довести дело до конца. И это лишь одно из наиболее безобидных ухищрений, призванных удержать и не пущать.
Про невозможность переноса денежных средств, процедуру их возврата, а также инструмент отключения SMS-информирования банковских карт и приложений со стороны покинутого оператора — отдельный разговор. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что к подобным уловкам прибегает меньшая часть компаний.
Mесяц-другой, и
Nачнём
Pодсчитывать
По опыту других стран известно, что мобильные операторы не любят делиться статистикой перехода абонентов в другие компании. А ведь цифры по ощущениям должны быть прелюбопытные. Так что редакция The Mag уже сейчас заказала агентству маркетинговых исследований Research Group CA аналитический отчёт о первых результатах работы системы MNP. Этими данными мы непременно поделимся с вами, дорогие читатели, уже в ближайших номерах журнала.
MNP.UZ — услуга, переноса абонентского номера в мобильных сетях связи на территории Республики Узбекистан стандарта GSM, позволяющая сменить мобильного оператора связи, сохранив при этом свой мобильный номер.
Возможность «забрать и перенести» свой номер к другому оператору мобильной связи абоненту предоставляют более ста стран мира, причем, в некоторых эта услуга является не просто дополнительным сервисом в списке других предложений операторов, а именно вменяется им как обязанность. Например, во всех странах Евросоюза услуга переносимости номера является обязательной, что определено директивой «Об универсальной услуге» ещё в 2002 году. Услуга запущена во многих странах постсоветского пространства: Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Молдове, России, Украине и др.
До октября 2023 года на территории нашей страны услуга MNP не предоставлялась, но теперь абоненты мобильной связи получили возможность выбора наиболее удобного поставщика услуг, самых привлекательных тарифных условий и лучших технологических решений без утраты своего номера.
В настоящее время в республике работает шесть операторов мобильной связи, пять из которых предоставляют услуги связи по стандарту GSM: Beeline, Humans, Mobi.uz, Ucell и UZTELECOM. По данным Госкомстата, по состоянию на 1 января 2023 года, общее количество абонентов мобильной связи составило 31,9 млн, в том числе среди населения 26,9 млн, и их число продолжает расти.