Skip to main content

Развёртывание передовой инфраструктуры для цифровой экономики — одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед Новым Узбекистаном. Не решив её, по сути, невозможно построить современное цифровое государство с новейшими информационными технологиями в производстве, бизнесе, науке, образовании, медицине и культуре.

За информацией о том, куда движется ИКТ-сфера, мы обратились к председателю правления АК «Узбектелеком». По мнению большинства отраслевых экспертов, Назиржон Хасанов — наиболее опытный топ-менеджер отечественного телекома — из когорты профессионалов, умеющих продвигать инновационные идеи, оставаясь при этом на твёрдом фундаменте эффективного руководства и стратегического видения. Тем интереснее было побеседовать с ним о настоящем и будущем этой сферы.

Назиржон Хасанов: Uztelecom - связь, основанная на инновациях

  • UZTELECOM — бренд, услугами которого так или иначе пользуются миллионы людей по всей стране.

Я бы сказал: десятки миллионов людей, включая тех, кто, возможно, и не догадывается о причастности к сервису. За большинством телекоммуникационных услуг, предоставляемых кем бы то ни было в Узбекистане, стоит ежедневный, а порой и круглосуточный труд наших экспертов и специалистов.

  • Тогда тем более интересно узнать Ваше мнение о нынешних трендах индустрии. А ещё о том, как реагирует UZTELECOM на растущие запросы населения, и особенно молодёжи, в области инновационного развития.

К инновациям стремится не только молодёжь, кстати. А технологии действительно развиваются ежечасно. Бренд UZTELECOM — это не просто связь, а целый комплекс услуг. Более того, это некий образ, который за долгие годы непрерывного роста сложился у граждан республики.

Как и любой образ, он подлежит фрагментации в сознании потребителя, и что же мы видим в частности? Офис в стиле hi-tech, проводная и мобильная связь, облачные сервисы, продукты для устройств, локализация телекоммуникационных продуктов, комплексное программное обеспечение для защиты гаджетов, e-SIM, мобильное приложение MyUZTELECOM, международный роуминг, собственная ОТТ-платформа… Список можно продолжать долго. Всё это — услуги, предоставляемые компанией в режиме реального времени, и число их постоянно расширяется.

Главное достояние UZTELECOM — это наша команда, которая формировалась годами

Да, тренды не стоят на месте, но с учётом масштабов компании не они меняют нас, а мы — их.

Назиржон Хасанов: Uztelecom - связь, основанная на инновациях

И речь не только о стране: на международной арене наша компания тоже пользуется заслуженным авторитетом. Уровень обслуживания (SLA, Service Level Agreement. — Прим. ред.) телекоммуникационной сети UZTELECOM составляет 99,9%, и все каналы сети полностью зарезервированы. Мы имеем точки присутствия (PoP) во Франкфурте-на-Майне, в Москве и Гонконге, что позволяет оперативно организовывать соединения с глобальными операторами телекоммуникаций. А для комфорта в путешествиях налажены роуминговые отношения с 216 операторами в 119 странах мира.

  • Впечатляет. Однако такой объём работы точно требует масштабных инвестиций в человеческий капитал. С учётом демографической обстановки и технологической специфики речь преимущественно о молодых людях. Расскажете о кадровой политике?

Чтобы представить масштабы нашего кадрового потенциала, стоит сразу отметить, что сегодня в АК «Узбектелеком» работает почти 18 тысяч сотрудников. Филиальная сеть насчитывает 21 отделение, охватывая все регионы страны. Кроме того, у нас 237 офисов продаж и обслуживания, а также свыше двух тысяч дилерских точек.

Полноценная функциональность и работа этих структурных подразделений предполагает постоянную востребованность квалифицированных кадров. Компания активно сотрудничает с ведущими IT-университетами страны. Так что вы правы: наша задача — привлечь как можно больше талантливой молодёжи.

Нашими услугами пользуются десятки миллионов людей, включая тех, кто даже об этом не догадывается

Простой факт: сейчас в подразделениях компании работает около тысячи студентов. У каждого сотрудника есть потенциал, нужно лишь не останавливаться на достигнутом, постоянно осваивая что-то новое и актуальное. Вообще, я твёрдо убеждён в том, что главное достояние UZTELECOM — это наша команда, которая формировалась годами, а наша сила — в единстве выполнения и решения задач.

Назиржон Хасанов: Uztelecom - связь, основанная на инновациях

  • Онлайн- или офлайн-подключение — что чаще выбирает потребитель?

Потребитель всегда выбирает то, что ему удобно, а наша задача — создать ему максимум удобств. Ведь это, по сути, два связанных действия, дополняющих друг друга. Чтобы облегчить подключение, абонент может подать онлайн-заявку. Проходить дальнейшие процедуры будет уже проще. Кроме того, создана возможность подключения к мобильной связи от UZTELECOM через Единый портал интерактивных государственных услуг MyGovUz.

  • Как вы храните такое огромное количество информации?

К первоочередным задачам дальнейшего развития цифровой экономики в стране относится увеличение возможностей оборудования и серверов для обработки и хранения информации. Мы внедряем инновации и в этом направлении: модернизировали свой дата-центр, что позволяет предлагать нашим абонентам самые современные облачные сервисы.

На сегодняшний день мощности дата-центра высокой конфигурации включают в себя хранилища данных на более чем 11,2 ПБ, систему передачи данных 400 Гбит/с. К слову, международная организация Uptime Institute признала облачный дата-центр UZTELECOM достойным международной сертификации Tier III (система стандартов Tier считается самой эффективной концепцией классификации центров обработки данных с точки зрения коммерческих требований к производительности и безотказности работы. — Прим. ред.).

Назиржон Хасанов: Uztelecom - связь, основанная на инновациях

Это означает, что резервирование инфраструктуры нашего дата-центра осуществляется по формуле «N+1», а коэффициент устойчивости к ошибкам составляет 99,9%. Дата-центр имеет запасную часть всех нижних инженерных систем и позволяет проводить ремонтные работы без остановки общей системы.

Наш облачный дата-центр включает VDC — виртуальный дата-центр; VDI — Virtual Desktop Infrastructure, Colocation, Webhosting, видеоконференцсвязь, облачное видеонаблюдение и предоставляет полный спектр других видов сопутствующих облачных услуг. Компания осуществляет локализацию 23 международных сервисов и до 47% глобального трафика.

  • Эффект 5G, или скорость 1000 Мб в секунду: как повлияло или повлияет в обозримой перспективе на рынок Узбекистана достижение компанией этой отметки? Что Вы думаете о кардинальных изменениях в технологиях будущего?

UZTELECOM использует все возможности, чтобы гарантировать высокое качество мобильного и широкополосного интернета. Перед нами стояла задача — предоставить жителям Узбекистана высокоскоростной интернет по доступным ценам. UZTELECOM обеспечил такие тарифные планы.

В Ташкенте и Самарканде установлено современное оборудование 5G; к слову, после завершения испытаний эта скорость превышала 1000 Мбит/с. В целом по республике достигнута пропускная способность транспортных сетей до 54 Тбит/с.

Благодаря внедрению активной распределённой антенной системы (Active DAS) внутри зданий на государственных мероприятиях, мы создали возможность оказания услуг высочайшего качества посредством нескольких операторов. Опыт признан более чем успешным, в дальнейшем планируем применять такую практику по всей стране.

Назиржон Хасанов: Uztelecom - связь, основанная на инновациях

  • Как будет развиваться мобильная связь и широкополосный доступ в интернет в последующие годы? Назовите основные тренды телекоммуникационной отрасли в эпоху цифровых технологий. Какие новые стратегии находят отражение в развитии UZTELECOM?

Прежде всего UZTELECOM — ключевой участник национальной стратегии «Цифровой Узбекистан-2030». Он предоставляет телекоммуникационные услуги организациям социальной сферы, образовательным учреждениям, силовым структурам, медицинскому сектору и др. Все государственные учреждения уже имеют 100%-ный доступ к высокоскоростному интернету.

Тренды не стоят на месте, но с учётом масштабов компании не они меняют нас, а мы — их

За 2022 год мы увеличили скорость доступа к международным информационно-коммуникационным сетям до 3 200 Гбит/с, проложили около 45 тысяч километров волоконно-оптических линий связи, в результате чего их протяжённость составила 166,7 тысячи километров. В этом процессе особую важность приобретает деятельность совместного предприятия Global Optical Communication Uzbekistan, способного ежегодно производить 60 000 километров различных типов волоконно-оптических кабелей связи.

Назиржон Хасанов: Uztelecom - связь, основанная на инновациях

  • То есть UZTELECOM способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в отрасль, верно?

Безусловно. Мы активно работаем для налаживания взаимовыгодного сотрудничества в сфере информационно-коммуникационных технологий, с нашей стороны достигнуты договорённости с зарубежными партнёрами о целом ряде инвестиционных проектов. В рамках их реализации в два этапа в западных и восточных регионах республики будут развиваться телекоммуникационные сети и инфраструктура, ориентированная на цифровизацию.

Так что, как видите, мы используем все возможности, чтобы гарантировать наилучшее качество мобильного и широкополосного интернета. Хочу особо отметить, что, согласно отчёту Международного союза электросвязи ООН за 2021 год, Узбекистан вошёл в список четырёх стран мира, которые выполнили 2%-ный показатель (от валового национального дохода) ООН по стоимости широкополосного мобильного интернета. Этот показатель является прямым результатом нашей работы по интернетизации республики.

  • Что Вы чувствуете в отношении дальнейшего развития UZTELECOM?

Оптимизм.

Назиржон Хасанов: Uztelecom - связь, основанная на инновациях

  • Кратко, но по сути. А сможете так же, одним словом, охарактеризовать дальнейший путь компании?

Совершенствование. Это неизбежный процесс: наша команда сделала всё возможное для того, чтобы именно всестороннее совершенствование стало магистральным направлением развития. Уверен, что UZTELECOM не свернёт с этого пути.