Почему заслужить репутацию у инвесторов сложнее, чем кажется
Карен Срапионов, управляющий партнёр Avesta Investment Group
С возрастом или опытом, не знаю, начинаешь больше ценить спокойствие и предсказуемость. Особенно когда на твою деятельность сильно влияют такие эфемерные понятия, как «настроение инвесторов», «инвестиционный климат» и «имидж страны».
Бывает, что вроде бы всё сделано правильно и по закону, но каким образом «правильность» решений объяснить сторонним интересантам — неясно. Когда читаешь в СМИ, что в офис каких-то компаний наведывались правоохранители, а ещё второй раз за год меняется подход к управлению целой отраслью, действительно не понимаешь, как это кому-то объяснить. Ведь если всё всегда списывать на пресловутые «особенности» ведения бизнеса в стране, в конце концов сложится впечатление, что «бардак» — это и есть стиль ведения бизнеса.
К сожалению, многие по-прежнему забывают о важности правильной коммуникации. Даже хорошее и полезное действие, если его не объяснить и не попытаться ответить на все вопросы, может обрасти слухами, домыслами, непониманием. Тем более в нашем регионе, где население только-только обретает веру в государственные органы. Тем более в век цифровых технологий и сотен различных телеграм-каналов с высоколояльной аудиторией.
В сфере привлечения инвестиций проблема ещё более ощутима, так как эти эфемерные понятия, оказывается, стоят денег: кредиты обходятся чуть дороже, сроки по ним короче, обеспечения требуется больше, а оценка стоимости компаний оказывается существенно ниже ожиданий владельцев, включая само государство. Потому что для большинства инвесторов Узбекистан, к сожалению, по-прежнему ассоциируется в первую очередь не с победой над принудительным трудом по сбору хлопка, не с проведённой валютной реформой и не с продолжающимся даже в период пандемии ростом экономики.
Говорят, у «инвесторов короткая память» — подразумевается, что инвестиции в тот или иной момент «приходят» во все страны, даже если там прежде нарушались права инвесторов и были потери вложений. Это правда. Но лишь отчасти. Инвестиции поступают, но далеко не от всех — инвестируют в основном оппортунисты. Также цена этих инвестиций очень высока: инвесторы хотят отбить свои вложения за год-два, чтобы вернуть основную сумму и извлекать прибыли в будущем.
Ни один указ, закон, выступление и обещание не смогут решить проблему, ведь, как говорится, «репутация долго строится и рушится в один миг». Даже если высокопоставленный руководитель заверяет инвесторов в приоритете их интересов, а потом на среднем и низшем уровне инвесторы сталкиваются с непрофессионализмом, бюрократией, безответственностью и наплевательским отношением, то общий эффект будет отрицательным.
Причём сегодня испортить свою репутацию становится всё легче. Социальные сети, видеоконференции, международные ивенты создают больше возможностей соприкосновения. Возникают и новые темы, которые нужно держать в голове, — ESG, SDG, геополитика и т. д.
К счастью, появляется всё больше специалистов и компаний, помогающие выстраивать отношения с инвесторами, партнёрами, поставщиками. Плохо лишь, что у нас до сих пор не привыкли платить за такие услуги. Потерять на коррупции и неэффективных тендерах несколько миллионов, забыть сделать необходимые сертификаты и задержать проект на полгода–год — всё это воспринимается как нормальный рабочий процесс. А вот потратить десятки или сотню тысяч на наём высокопрофессиональной команды специалистов, которые помогут ускорить проект, более оперативно привлечь инвестиции, избежать перерасхода средств за счёт того, что работу не придётся переделывать — всё это видится каким-то буржуазным изыском и позёрством. Такие расходы делаются лишь в крайнем случае, когда «припёрло» и проект уже под угрозой срыва.
А ведь главное в таких процессах — это постоянная готовность и устойчивость. Хорошо, когда менеджмент может обратиться к специалистам, которые знают положение дел, ответы на различные вопросы, ситуации, в которые может попасть проект, и помогут оперативно отреагировать на внешние и внутренние проблемы, будь то негативная статья в международных СМИ или другая внештатная ситуация.
Быть готовым к таким ситуациям, минимизировать негативное влияние, создавать постоянный образ правильной работы, обучать внутренний персонал внешним коммуникациям, контролировать процессы взаимодействия с партнёрами и вмешиваться до наступления конфликта — это большая и сложная, но вполне посильная работа на любом уровне. Которая обычно стоит потраченных денег.
Прошли те времена, когда для условной сырьевой компании единственно важным было увеличение объёмов добываемых из земли полезных ископаемых. Сейчас на первый план выходит требование делать это эффективно, для чего нужно иметь возможность привлекать инвестиции, контролировать экологические риски, правильно рассказывать о проекте жителям и работникам, выстраивать коммуникации с госорганами и международными организациями, правильно отчитываться о заработанной прибыли и т. д.
К счастью, на самом высоком уровне это уже достаточно давно осознали, как и в крупных частных компаниях. Но это по-прежнему пока кажется лишь исключением из правила, чем массовым трендом.