Блогинг — это практика ведения онлайн-страниц, где авторы делятся своими мыслями, фотографиями, рекомендациями и многим другим. Сейчас это один из самых популярных способов самовыражения и обмена информацией, а ещё огромная индустрия с колоссальными денежными потоками. Рассказываем, как всё к этому пришло.
Сегодня блогинг стал не только средством самовыражения, но и способом заработка. Многие блогеры монетизируют свои блоги через рекламу, спонсорские публикации, продажу собственных продуктов или услуг. Вместе с тем родилось целое направление маркетинга, получившее название инфлюенс-маркетинга, или маркетинга влияния.
Инфлюенс-маркетинг: новый тренд в сфере рекламы
С развитием интернета и социальных сетей количество активных пользователей значительно увеличилось. Многие из них следят за жизнью и рекомендациями известных личностей, которые делятся своими мыслями, отзывами о товарах и услугах. Именно на эту аудиторию и направлен инфлюенс-маркетинг.
Его основная идея заключается в том, чтобы для продвижения товаров или услуг использовать популярность блога и доверие, которое инфлюенсер внушает своим подписчикам. Бренды предлагают инфлюенсерам сотрудничество, в рамках которого те рекламируют продукты/услуги или просто рассказывают о них своей аудитории. Таким образом инфлюенсеры становятся своеобразными посредниками между брендами и потребителями.
Одно из главных преимуществ инфлюенс-маркетинга — это возможность выйти на целевую аудиторию, которая у инфлюенсеров уже есть. Бренды могут выбирать наиболее соответствующих их целевой аудитории инфлюенсеров и тем самым обеспечивать максимально точное попадание своего сообщения. Кроме того, такая реклама считается более эффективной, так как она основана на доверии и рекомендациях от известных и уважаемых личностей.
5,78 $ зарабатывают компании на каждом долларе, потраченном на инфлюенс-маркетинг, согласно данным Influencer Marketing Hub
21,1 млрд $ — до такого уровня по прогнозам вырастет объём инфлюенс-маркетинга до конца 2022 года
83% респондентов среди менеджеров компаний считают инфлюенс-маркетинг эффективной формой маркетинга
71% инфлюенсеров признали, что увеличили количество контента, который они производят и которым делятся, по сравнению с прошлым годом
67% компаний, выделяющих из бюджета средства на инфлюенс-маркетинг, в 2024 году планируют эту сумму увеличить
23% компаний намерены в 2024 году потратить более 40% всего своего маркетингового бюджета на кампании с участием инфлюенсеров
Правовое регулирование блогинга
Если не рассматривать в качестве правового регулирования политическое влияние на блогеров или прямую цензуру, то закон интересует в основном инфлюенс-маркетинг как способ рекламы. Соответственно, регулируется блогинг законодательством о рекламе.
В США существует Федеральная торговая комиссия (FTC), которая занимается защитой прав потребителей и следит за соблюдением антимонопольного законодательства. Для полной осведомлённости пользователей о связи блогеров с компаниями-производителями товаров, FTC требует, чтобы блогеры открыто сообщали о своём партнёрстве, помечали спонсорский контент с помощью объявления или хэштега. Например, в посте Instagram или SnapChat раскрытие информации о рекламе должно содержаться на картинке или в трёх первых строчках поста. В видеороликах на YouTube — в месте, которое зритель легко увидит и различит.
Управление конкуренции и рынков Великобритании (CMA) также рекомендует блогерам отражать только «искренние взгляды» и «чётко и заметно» раскрывать их коммерческие отношения без указания подробных деталей. Аналогичную рекомендацию даёт французская ассоциация по регулированию рекламной деятельности (ARPP). В Германии обязывать блогеров маркировать рекламное сотрудничество стали после нескольких судебных решений Верховного суда.
В Узбекистане в 2019 году Шавкат Мирзиёев пообещал поддержку блогерам, заявив: «президент всегда будет поддерживать вас». Пока что блогерская деятельность не регулируется законом: в стране всё ещё отсутствует правовая основа, определяющая права и обязанности блогеров.
Блогинг в Узбекистане
В прошлом году в Ташкенте прошла церемония вручения премии TEHNIKUM BLOGGER AWARD’22. Награждали лучших блогеров по версии школы актуальных профессий Tehnikum. В номинации были представлены более 120 блогеров и инфлюенсеров Узбекистана, из которых по результатам народного голосования и решения жюри определили 24 победителя. Блоги выбирали практически на всех платформах — от Instagram до Telegram и Youtube — и оценивали по качеству контента и вовлечённости аудитории.
PR-агентства и маркетинговые отделы компаний обычно имеют собственные рейтинги блогеров, к которым можно обращаться за продвижением товаров и услуг. Наибольшей популярностью у узбекской аудитории пользуются личные блоги в Instagram знаменитостей, актрис и певиц, например: Шахзоды (5,6 млн), Шахзоды Мухаммедовой (5,3 млн), Райхон Ганиевой (4,6 млн).
«Лёгкий на подъём» контент и юмор блогеров-вайнеров также популярен — с числом подписчиков от 250 тысяч до нескольких миллионов. Лайфстайл-блоги о путешествиях, хобби, повседневной жизни и быте ведут преимущественно женщины.
Отдельная ветвь блогеров, услугами которых пользуются компании-производителиспециальных товаров, — нишевые блогеры и микроинфлюенсеры. Как правило, их более эмоционально вовлечённая аудитория скорее склонна доверять выбору блогера, специализирующегося на конкретной нише. Например, автомобили, рецепты, психология, спорт, семейные и «мама-блоги», где число подписчиков может начинаться с 10 тысяч.