Flat Preloader Icon
Директор по маркетингу M Cosmetic Мария Строева: следовать трендам или задавать новые?Директор по маркетингу M Cosmetic Мария Строева: следовать трендам или задавать новые?
23 октября 2024

Директор по маркетингу M Cosmetic Мария Строева: следовать трендам или задавать новые?

1-3

Каждому нашему читателю наверняка знакомы комфортные ярко-розовые магазины первой в Узбекистане современной розничной сети сегмента бьюти и товаров для дома. Именно с M Cosmetic началась глобальная перестройка этого рынка в стране. Но самое важное — смена паттерна покупок таких товаров: теперь всё нужное по выгодным ценам есть в удобном магазине в более чем 100 точках на карте Ташкента, Ташкентской области, Самарканда, Ферганы, Намангана и других областей страны.

За два года M Cosmetic инвестировал десятки миллионов долларов в динамичное развитие сети. Мы поговорили с директором по маркетингу компании Марией Строевой о том, что этот формат из себя представляет и работают ли здесь мировые маркетинговые тренды, а ещё, есть ли разница между мужским и женским подходом к работе и почему самое главное — не переставать совершенствоваться.

Расскажите о формате M Cosmetic.

В классическом понимании, мы сеть дрогери — это магазин у дома, в котором человек может быстро найти товары, нужные ему здесь и сейчас. Дрогери может быть продуктовым или предлагать исключительно non-food (непродовольственные) товары. Можно сказать, что благодаря нам в Узбекистане и узнали этот формат, хотя я бы не назвала M Cosmetic классическим дрогери. В разных странах такая бизнес-модель выстраивается по-своему, и в Узбекистане это всё-таки мультиформат, что и представляет собой наша сеть.

Насколько это у нас востребовано?

Мы формируем новую культуру покупок. До выхода M Cosmetic на рынок не было такой привычки — пользоваться магазином рядом с домом или в махалле. В Узбекистане любят «делать базар», отправляясь в выходные за покупками на неделю–месяц вперёд.

Поэтому для страны такой формат новый. Мы столкнулись со множеством покупательских стереотипов, что комфортный магазин — это значит: дорого, небольшой ассортимент, много незнакомых брендов. В течение этих двух лет мы ежедневно общаемся с нашими клиентами, рассказываем, как устроен M Cosmetic, и, по сути, первыми прошли путь большого ретейла в своём сегменте. Смело скажу, что здесь M Cosmetic задаёт тренд. Спустя год мы заметили: другие ретейлеры тоже стали располагаться в махаллях, в небольших районах, ближе к домам. Три года назад этого не было. Мы как лидер заинтересованы в комплексном развитии всей отрасли: чем больше будет магазинов в нашей нише, тем лучше пойдут дела у всех игроков рынка. Сейчас наша с коллегами задача — сменить паттерн. Очень рано говорить о конкурентных играх, хотя попытки уже видим.

Каков маркетинг дрогери в Узбекистане?

У нашей страны своя культура и свои правила — восточные, при этом мы открыты всему новому. Я сама из Узбекистана и могу сказать, что главное — это уважение к культуре той страны, где ты живёшь и работаешь. Запуская новый международный бренд, мы не делаем его полностью локальным. Образно говоря, если на иностранца надеть чапан и тюбетейку — он же не станет узбеком. Мы называем вещи своими именами, но тем не менее держимся в рамках наших традиций.

В то же время мы делаем ставку на то, что популярно у покупателей. Согласно последним данным, проникновение интернета в Узбекистане находится на уровне 83% и, несмотря на такой высокий показатель, самый «рабочий» в стране медиаканал — телевидение. Социальные сети удобны не для всех, а вот смотрит телевизор большинство. Интернет мы используем как второй канал коммуникации — там наш продвинутый, активный покупатель, который очень любит пробовать новое, он в нашей аудитории самый лояльный. Также мы выявили, что женщины практически всех возрастов (20–45+) активно пользуются Instagram и следят за официальными страницами различных магазинов.

Ещё одно немаловажное направление нашей работы — интеграции, коллаборации, специальные мероприятия. Здесь у нас полная свобода творчества. Например, на модный показ свадебных платьев Bridal Fashion Show 2024 в крупнейшей гостинице Ташкента мы интегрировались как экспертный бьюти-партнёр: за кулисами наши визажисты-амбассадоры на базе косметических продуктов из магазинов M Cosmetic создавали эффектные образы для изысканного шоу на подиуме.

Директор по маркетингу M Cosmetic Мария Строева: следовать трендам или задавать новые?

Как компания пришла к смене концепции магазинов?

Это не просто визуальная смена композиции. Когда сеть M Cosmetic только открылась в Узбекистане, мы много работали над запуском самого формата. Но постепенно бренд развивался и расширялся: он становился известным среди населения, открывалось много новых магазинов, а также анализировалась обратная связь. Уже через год мы решили, что покупатель нас хорошо знает и что пришло время серьёзно, на другом уровне, о себе заявить.

Сильная сторона каждого нашего шага — исследования. Как крупный бренд, мы не делаем ни одной активности без глубокого анализа. Второй год сети в Узбекистане был в том числе посвящён исследованию, что нам удалось внедрить, а что нет. Так мы лучше узнали, кто наш клиент, что ему нужно. И появилась миссия, которая выражается в экспертности и реализации потребностей женщин: чего они хотят, о чём мечтают. Наш бренд помогает им в реализации их желаний. И не только им, кстати. Компания внимательно относится и к клиентам-мужчинам, которые тоже постоянно посещают наши магазины.

Затем мы поняли, что бренд нужно визуализировать. Это не ребрендинг, а просто его правильное оформление в нужных рамках. Сегодня M Cosmetic — ваш эксперт в области красоты, семьи и дома. Эта наш генеральный слоган, вера и философия, а также фундамент, на котором держится наша масштабная работа.

Как к косметике относятся в Узбекистане?

Восточные женщины любят выделяться: им нравится ярко подчёркивать свою красоту. Поэтому декоративная косметика — на пике спроса в товарной линейке. Здесь мы также учли местную специфику, предлагая клиенткам халяльную косметику.

Однако мы не ограничиваемся продажей косметических средств — мы обучаем наших клиентов и делимся своей экспертизой в вопросах использования продукции. Публикуем полезные видеоуроки о том, как правильно наносить и смывать косметику, а также как грамотно ухаживать за кожей. В наших планах — открытие современной бьюти-школы.

Каков образ Вашего целевого покупателя?

В основном это женщины, которые каждый день приходят в наши магазины. Все они разные. Первый сегмент — девочки-подростки. Они с интересом рассматривают разнообразную косметику, тестируют на месте и покупают обычно только гигиеническую помаду. Но через два–три года девочки обязательно станут нашими постоянными покупателями.

Следующая группа — женщины, недавно вышедшие замуж. Это матери, которые занимаются домом и детьми: они приходят к нам за бытовой химией, подгузниками, но также покупают что-то себе.

Есть бизнес-леди — занимающие ответственные должности молодые женщины, которых у нас становится всё больше. У них свои потребительские предпочтения и понимание трендов в бьюти-индустрии. А замужние женщины-матери постарше покупают всё для дома и семьи.

В процессе подготовки к интервью мы узнали, что у M Cosmetic есть собственные бренды Stellary и Beauty Bomb. Расскажите о них.

Stellary пользуется большой популярностью и конкурирует наравне с популярными международными брендами. Это и правда достойный бренд с высоким качеством. А Beauty Bomb — дерзкая и яркая молодёжная косметика. Отмечу, что все продукты, которые к нам приходят, мы сначала тестируем сами, и это, кстати, любимая часть работы. (Смеётся.) Позже проводим фокус-группы среди визажистов, потом по сегментам аудитории и только после всех тестов выставляем товар на полки.

Мы за честность в отношениях с клиентами. Вот сейчас на моём лице макияж с тушью, карандашом и помадой от Stellary. Поэтому я так уверенно рекомендую наш товар.

Мы также узнали, что в прошлом году M Cosmetic запустил свой бренд носков. Расскажите подробнее.

В конце 2023 года мы сделали важный шаг в развитии собственных торговых марок (СТМ) в Узбекистане, запустив бренд носков Sportour.

Этот проект стал для нас не просто очередной бизнес-идеей, а настоящим стратегическим решением. На сегодняшний день бренд Sportour представил более 50 наименований для всей семьи, которые производятся в Коканде и пользуются популярностью среди клиентов нашей сети.

Как маркетинг стал Вашим призванием?

По образованию я менеджер антикризисного управления. Бывают моменты, когда нужно быстро принимать решение и действовать оперативно, в маркетинге это помогает, особенно на динамичном рынке. А Узбекистан сейчас — именно такой рынок.

Сначала я занималась аналитикой: мне было интересно, что, как и почему продаётся? Так я перешла в маркетинг. Когда мы с командой разбираем, для кого предназначен продукт, как его правильно подать, упаковать, какие потребности он удовлетворит, а потом видим результат своей работы, — вот это радует и воодушевляет больше всего! Чувствуешь себя настоящим «кардиналом невидимого фронта».

Директор по маркетингу M Cosmetic Мария Строева: следовать трендам или задавать новые?

Принято считать, что маркетинг очень творческая профессия. Но команда большая, могут быть кризисы роста. Вы жёсткий руководитель?

Справедливый. Это стереотип, что маркетинг — сплошной креатив. В маркетинге задействованы разные люди: аналитики, маркетологи, пиарщики, дизайнеры. Если не найдёшь индивидуального подхода к каждому человеку, если не научишься правильно объединять сотрудников в профессиональном плане, ничего не выйдет. Неправильно думать, что маркетинг — исключительно творческая среда. Это в первую очередь исследования и цифры, это понимание — кто, для кого, в каком объёме, с каким посылом и даже в какую погоду.

Руководителя в себе нужно растить и воспитывать. Не бывает такого, что десять лет назад ты научился давать какие-то мелкие задания и та же тактика применима сейчас. Я и ребятам на работе, и ребёнку своему говорю: «Надо всегда себя совершенствовать хотя бы по чуть-чуть. Стагнировать вредно для здоровья».

В M Cosmetic большинство руководителей — мужчины. При этом продукты компании предназначены преимущественно для женщин. Как это сказывается на внутреннем менеджменте?

Думаю, дело не в половой принадлежности. Все наши топ-менеджеры чётко понимают, ради чего мы здесь и какую цель преследуем. Мужчина по своей природе всегда защищает женщину, оберегает, предлагает то, что ей бы понравилось. Да, у нас бренд женский, но столько мужчин работает, чтобы сеть развивалась! В этом есть своя фишка.

А существует ли разница между руководителем мужчиной и женщиной?

Наверное, сегодня уже нет. А может, это в нашей компании такие вопросы стёрлись. Ценности — вот что сейчас важно. Если мы все за доброту, теплоту, поддержку, то какая разница, мужчина руководитель или женщина? Да, сейчас ещё нередко можно услышать: «Я мужчина, как я сказал — так и будет». Но у себя в компании мы от такого подхода избавились с первых дней работы. Мы дискутируем, иногда даже спорим, и не важно, сколько кому лет, женщина ты или мужчина. Поэтому мне здесь очень комфортно работать.

Вы целеустремлённая, Вы готовы постигать новое, решать любые проблемы, а как остальных на это нацелить?

Только через то, как я сама отношусь к делу. Если скажу: «Знаете, у нас такой дурацкий проект, я вообще не вижу в этом смысла», — что моя команда на это ответит? Поэтому я говорю: «Ребята, это будет круто, я в это верю, давайте попробуем». Нужно больше разговаривать и быть искренним — и с собой, и с окружающими. Если своё дело любишь, у тебя всё получится.

На правах рекламы.

Новости партнёров