Журналистка The Mag Business «отработала смену» с продавцами и курьерами Humans и узнала все секреты: легко ли новичку «сделать» 10–15 млн сумов зарплаты в месяц, как быстро можно подняться по карьерной лестнице, какие бонусы полагаются за выполненный план… Мы заглянули не только в точки продаж Humans, но и в карманы самых богатых продавцов и курьеров — участников «списка Forbes Top-7 Retail».
Первым делом мы решили посетить один из флагманских магазинов Humans в центре Ташкента. Утро буднего дня — отличное время, чтобы не слишком отвлекать сотрудников от обслуживания покупателей своими вопросами (которых мы запасли великое множество). В магазине мы застали нескольких продавцов, а также стажёра и старшего продавца, который по совместительству выступает наставником. Вот и первая инсайдерская информация: обучение потенциальных сотрудников проходит не только в аудитории, но и прямо «в поле», то есть в точке продаж. Мы сразу же взяли новичка в оборот и первым делом, конечно, спросили, почему он решил выбрать это место работы.
«О Humans я узнал от знакомого, который уже работал продавцом и был в восторге от нового проекта «Зарплата каждый день», — поделился стажёр Адхамжон Рахматуллаев. — Это такая система, когда при выполнении ежедневного плана бонусы выплачиваются уже на следующее утро. Для меня очень важно получать какой-то доход каждый день, а не раз в месяц. К тому же, когда видишь результат своих усилий практически сразу, это здорово стимулирует стараться ещё сильнее».
«Зарплата каждый день — лучшая мотивация и на 100% правильное решение руководства, — делится Умархон Хайитбоев, старший продавец и наставник, который за апрель 2023 года заработал больше всех сотрудников розницы — свыше 15 млн сумов. — Я за смену делаю минимум четыре подключения. Когда в первый раз получил бонус, то понял, как это круто — зарабатывать каждый день. Потом это превратилось в «рефлекс». Мой личный лайфхак и секрет успеха — подходить к каждому клиенту и объяснять, как работает наш продукт».
Нам стало интересно, как «звёздные продавцы» зарабатывают по 10–15 млн в месяц, и мы решили выяснить все подробности системы начисления бонусов.
«Мама, я в Forbes Top-7 Retail!»
У продавцов и курьеров в Humans есть фиксированный оклад и бонусы, которые ежедневно выдаются на руки при одном простом условии — если сотрудник сделал четыре или больше подключений в день. Мы выяснили подробности того, как это работает: продавец или курьер получает до 90% от каждого оплаченного клиентом пакета связи! Этот процент зависит от стоимости тарифа, который оплатил клиент, а также от количества продаж, которые сделал продавец за день.
«Идея — просто бомба! — считает директор собственной розницы Humans Нагина Абдилхакимова. — Нигде в Узбекистане такого нет, это точно прорыв! А ещё у нас появилось одно классное внутреннее новшество — «Список Forbes Top-7 Retail», который обновляется каждый месяц. Туда попадают лучшие продавцы с самой высокой зарплатой. Иногда ежемесячный доход «перешагивает» 15 млн сумов, а это в 3–4 раза больше того, что получает среднестатистический продавец в Узбекистане.
Кстати, в этом рейтинге бывают и девушки, что лично меня очень радует. Гендерное равенство в финансовых возможностях — это очень важно в работе. В Humans успехи зависят исключительно от профессиональных навыков и выполнения KPI, поэтому среди руководящего состава у нас много женщин. Так, я устроилась в 2020 году продавцом, и за это время доросла до позиции директора всей собственной розницы Humans».
«Всегда делаю больше шести подключений в день! — раскрыл свой секрет попадания на 2-е место в «списке Forbes» курьер Шерзод Муратов, который заработал за месяц больше 15 млн сумов. — Что делал для этого? Выезжал в область, расширял радиус доставки. Моя личная стратегия –— это много коммуницировать с людьми, рассказывать про продукт, в частности про Humans VISA карту и её преимущества. Клиентов можно заинтересовать системой кешбэка: ведь связь становится бесплатной, если пользоваться картой VISA Humans. В общем, секрет успеха один — много работать и быстрее доставлять заказы. Тогда и бонусов будет больше, а это достойная мотивация».
«Мотивация отличная! — согласился курьер Дониёр Нишоналиев, который тоже стал «самым богатым сотрудником». — Деньги есть ежедневно. Конечно, нужно много работать, я стараюсь делать активные продажи на каждой доставке: это когда помимо запланированных доставок я также предлагаю новым клиентам дополнительные услуги прямо на выездах. Всем новичкам советую учитывать пожелания клиента, когда он просит приехать в другое место или время, брать побольше заказов в работу, заинтересовывать людей Humans VISA картой и нашим продуктом в целом».
«Нужно правильно распределять время, маршрут доставки, знать город, а ещё — идти навстречу клиенту, — добавил в копилку советов «звёздный» курьер Бекзод Туракулов. – Ну и, конечно, необходимо лучше изучить продукт, преимущества, фишки и правильно донести до человека эту информацию. Система бонусов мотивирует подключить лучший тариф клиенту и сделать результат сегодня, потому что завтра же ты получишь за это деньги».
«На пути к Forbes»: обучение и тренинги
По дороге к следующей торговой точке Humans мы решили проверить остановку в учебном центре компании, который расположен в главном офисе недалеко от центра. Академия Humans не зря носит такое громкое название. К обучению в компании относятся очень серьёзно.
«Функционал наших продавцов и интереснее, и в то же время сложнее, чем у конкурентов, поэтому уже на первом собеседовании мы много говорим о компании, наших преимуществах и ценностях, — поделилась Гуля Каримова, методолог Humans. — Если кандидат подходит, ему предстоит пять дней обучения. Каждый продавец и курьер — это эксперт и консультант по продукту, который совершает полный цикл обслуживания — от приветствия до активации сим-карты и банковской карты, поэтому они должны знать продукт от и до».
Мы заглянули в уютный зал Академии, где будущие продавцы и курьеры проходили первый день тренинга, погружаясь в культуру ценностей компании. Опытные сотрудники, которые начинали карьеру в рознице, поделились с аудиторией своей историей успеха.
«До Humans я прошёл путь от официанта до управляющего рестораном, — рассказал Виталий Клепиков, территориальный менеджер Humans. — В карантин заведение пришлось закрыть. Тогда я устроился курьером в Humans. Обучение было очень полезным, позволило вникнуть во всё, поставить себе правильные цели. Я решил, что достигну в этой компании тех же высот, что и в ресторанном бизнесе. Изучив полностью весь продукт: мотивацию, чек-листы и т. д., — я старался по максимуму помогать клиентам. Когда появилась вакансия территориального менеджера, я даже не подавал заявку, рекрутер компании сам ко мне обратился. Как видите, собеседование прошло успешно: уже полгода я работаю на этой должности. Уверен, что это не предел!»
Лилия Ахатова, руководитель Академии Humans, рассказала о содержании программы: «Во второй день сотрудников обучают продукту, а на третий — теории продаж. Кстати, это происходит не в учебной аудитории, а в торговой точке. Мы не берём теорию продаж из книжек — мы проводим разведку «в полях», смотрим, как работают самые «богатые» продавцы, и переносим это в наш скрипт. На четвёртый день новичок уже пробует делать самостоятельные продажи под наблюдением наставника. Курьеры же выезжают на первые консультации в сопровождении своих опытных коллег. На пятый день всех ждёт аттестация».
К слову, учебный центр работает не только для новичков. Все сотрудники, даже самые опытные, проходят обучение и прокачивают разные навыки, например управленческие, с прицелом на повышение. Любой продавец (при условии высоких результатов) может стать наставником.
Как мы поняли, опыт наставничества — это секрет Humans по борьбе с текучкой кадров. После того как в компании появилась эта система, «срок жизни» сотрудников увеличился в три раза. Наверное, всё дело в том, что новичок при поддержке и опеке испытывает гораздо меньше стресса.
Гоу-гоу — это не то, что вы подумали!
Мы приехали в следующую точку продаж Humans уже в середине дня и столкнулись в дверях с продавцом, который собирался на доставку заказа. Как так? Мы попросили руководителя службы доставки Михаила Евдокушкина поделиться подробностями.
«Для всех сотрудников розницы в Humans работает проект Go-go. Это курьерская работа, которую также могут выполнять и «точечные» продавцы. Видите, сейчас в точке мало покупателей, а продавцов целых три? Поэтому один из них собирается взять заказ на доставку в близлежащую локацию. Это даст ему подключение и, следовательно, дополнительный бонус. За каждую продажу, которую продавец делает в роли Go-go, также начисляется бонус», — рассказал Михаил.
«Азарт — это хорошая мотивация. Каждый старается выполнить или перевыполнить план, чтобы получить бонус уже завтра! У нас большинство продавцов — студенты, и им необходим ежедневный доход, а также возможность выбирать подходящий для себя график и локацию для работы, например поближе к дому или институту», — поделился Тургун Гаффоров, старший продавец и наставник, занявший 3-е место в «списке Forbes».
Расти и развиваться
Нам стало интересно, что же это за культура и атмосфера такая? Сегодня мы успели пообщаться со многими сотрудниками — от линейных до руководителей. И составили с их слов уникальный рецепт работы, с которой не хочется уходить. Первый компонент — это поддержка и взаимовыручка.
«Атмосфера очень нравится, — поделилась с нами Гулайым Жанабаева, старший продавец и наставник. — У точки есть план, который нужно выполнять, поэтому мы всегда поддерживаем друг друга, помогаем».
«Вся компания — это единая команда, — отметила Елизавета Сергеева, старший продавец и наставник. — Свою команду на нашей торговой точке я выбирала сама: некоторых даже просила перевести ко мне из других точек. Мы всегда поддерживаем друг друга. Здесь работает очень много классных людей. Кстати, именно на этой работе я встретила свою вторую половинку».
Второй компонент — это культура инноваций. В компании много собственных внутренних цифровых разработок, которые облегчают работу продавцов и курьеров. Есть и отдельный саппорт для линейных сотрудников (к слову о системе поддержки), куда можно позвонить и попросить помощи в сложных ситуациях.
Ну и, конечно, третий компонент — возможности для карьеры и развития. Сегодняшний продавец может вырасти в управленца в достаточно короткие сроки. Возможны и горизонтальные переходы — это когда курьер, например, становится менеджером продавцов. Главное для этого — пройти обучение и подтвердить свои навыки.
«В Humans я устроилась в 2020 году продавцом и стала лучшей по Узбекистану. Выросла до старшего продавца за два месяца и чуть больше года работала на этой позиции перед тем, как стала супервайзером. Предлагали и раньше, но я отказывалась: боялась, что не справлюсь. А потом решила рискнуть. В итоге на позиции супервайзера я проработала полгода, прежде чем перейти на должность регионального менеджера: с 2023 года руковожу макрорегионом «Ташкент и область». А недавно получила повышение до директора всей собственной розницы — в подчинении у меня сейчас около 500 человек. Очень благодарна компании за то, что меня мотивировали и подтолкнули к такому невероятному карьерному росту», — рассказала Нагина Абдилхакимова, директор собственной розницы Humans.
Общаясь с сотрудниками Humans, невольно ловишь себя на мысли, как важно для успеха попасть в правильную среду и правильное окружение. И кажется, команда Humans — это как раз такой случай.
«Часто ребята сомневаются: смогу ли я зарабатывать больше? потяну ли должность руководителя? что во мне есть особенного? — делится Александр Сазонов, директор по дистрибуции Humans Group. — И как здорово, когда всё в компании построено таким образом, чтобы побуждать людей к успеху, каждый раз отвечая на все не заданные вслух вопросы: «Да, ты сможешь. Именно ты — суперзвезда, пробуй и добивайся, а мы всегда поддержим». Так выглядит на деле наш главный принцип — Humans for Humans — философия, помогающая нашему бизнесу создавать продукты, которые меняют жизнь людей к лучшему».
[/vc_column_text][/vc_column]