Камила – экспат-апатрид. Апатриды – это лица без гражданства, но которые пользуются целым комплексом прав, их интересы защищены в правовом государстве. И все-таки невольно поражаешься хрупкой девушке, которая стойко переносит бытовые трудности, тяготы и заботы и идет по жизни улыбаясь.
Три швейные машинки портнихи по объявлению
В Узбекистан я перебралась с семьей в далеком 1998 году из Казахстана, города Чимкента. Здесь же пошла в школу, окончила колледж и институт. Не думайте, что у меня диплом дизайнера, по образованию я финансист.
Дизайн одежды интересовал меня с детства. Сколько себя помню, лет с десяти точно, я неосознанно, хотя, может быть, это был не просто детский лепет, заговорила о собственной линии одежды. Финансовое образование я получила по настоянию родителей. Но все-таки решила параллельно окончить полугодовые курсы кройки и шитья. Позже я скопила некоторую сумму, приобрела три швейные машинки и нашла портних по объявлению в газете.
Было тяжело, ведь я совсем не имела опыта в данной сфере, да и курсы в целом ничего не дали. Люди учатся на дизайнера, приобретают знания… А тут я со своей мечтой и верой в себя. Мне было очень сложно. Влезла в долги, спорила с родителями – дело-то несерьёзное, как мне говорили.
Как я начинала? Море слез, брака, отсутствие квалифицированного персонала… Да и – чего таить – моя неопытность. Бывало так: родится в голове образ, перенесу его на бумагу, а швеи мне говорят, что воссоздать это просто невозможно.
Однажды даже закрались сомнения: все-таки родители были правы, надо закрываться. Наигралась в детскую мечту, теперь пора осознать, что слишком многое взяла на себя. В общем, я сдалась.
Знак свыше и вымышленный цех
В ту ночь, когда я решила «опустить руки», мне приснился сон, что откуда-то сверху на меня падают пеньюары — «Моя первая коллекция». Не улыбайтесь, я не преувеличиваю. В общем, восприняла это как знак.
Изначально я открывала ателье по пошиву одежды. Но продукция вечно оказывалась бракованной. Она не продавалась и, честно говоря, не нравилась мне самой. Очень важно признаться себе в этом.
После полугодовых метаний и того знака свыше в виде сна я рискнула отшить пробную коллекцию пеньюаров. А для реализации продукции пригодились знания финансиста и… мужество. Представьте положение, в котором я находилась. Мне двадцать два года, родители мою идею не поддерживают, что, естественно, отражается на субсидировании. Грубо говоря, «денег нет, но вы держись».
Как мне оплачивать аренду, заработную плату швеям, элементарно расходы на ЖКХ? Прихожу я на рынок, начинаю интересоваться ценами. Включаю режим финансиста и гордо объявляю: «А вы знаете, что я могу предоставить вам продукцию в разы лучшего качества и по приемлемой цене?». Придумала легенду о цехе и сама себе усмехнулась! Цех? Громко сказано. Камила, у тебя маленькая комнатка… И тут понеслось!..
Мы создали коллекцию пеньюаров за очень короткий срок, продали ее практически по себестоимости, ну, может быть, с минимальной прибылью. Немного отойду от темы. Знаете, мне везет на людей. Владелица магазина, в который я, грубо говоря, толкала свою продукцию, разглядела во мне потенциал, каким-то образом поняла, что продукция произведена чуть ли не в кустарных условиях, что нет у меня никакого цеха, и вручила мне энную сумму денег на пошив новой партии.
Кстати, сейчас у меня действительно есть цех, даже целых три. Свою продукцию я контролирую от и до, разработкой и изготовлением лекал занимаюсь самостоятельно. Перелопатила кипу модных журналов, постоянно черпаю знания из Интернета. В общем, не собираюсь останавливаться на достигнутом. Я разработала собственную базу для пошива. Как бы нескромно это ни звучало – идеальную.
О бренде «Майсар»
Как многие девочки, лет в пятнадцать, я придумала себе звучный псевдоним – Майсара. Мечтала назвать так будущую дочь, но в итоге назвала свое детище. Не знаю, почему у меня в голове засело именно это имя, значение которого я узнала лишь много лет спустя. В общем, как вы яхту назовете, так она и поплывет. А «Майсар» переводится с фарси как «изобилие».
Конкурентов в сфере белья сейчас предостаточно. Бренд «Майсар» на рынке Узбекистана представлен уже более семи лет. Мы были первыми в плане масштаба, продавали товар оптом, а не в розницу. Естественно, успех вскружил мне голову, мы подняли цены, но это никогда не сказывалось на качестве. Конкуренция оздоравливает. Прогуливаюсь я как-то по торговым рядам и вижу: абсолютная реплика моего изделия, но качество хромает. Именно благодаря качественной продукции я не потеряла своих клиентов.
Не прошло и года, как мы с подругой открыли новую линию одежды «Оливка», выполненную в стиле кэжуал. У нас очень приятные и приемлемые цены, и все благодаря тому, что мы используем не привозные, а отечественные ткани.
О приезде в страну
С Узбекистаном я чувствую связь. Где бы ни была, я всегда хочу домой, и это чувство окрыляет, подпитывает, дает мне силы и вдохновение. Здесь я чувствую всплеск энергии. Именно в Ташкенте я творю с любовью и душой. Уже считаю себя местным жителем.
В Ташкент я переехала в возрасте одиннадцати лет. Естественно, это было трудно – пятый класс, я подросток. Сначала город был мне чужым, и я чувствовала себя абсолютно чужой в нем. Но постепенно это чувство переросло в любовь.
Мешает ли бизнесу статус лица без гражданства? В моем деле единственный минус – это авторское право. Конечно, я могу запатентовать свою продукцию, но надо учитывать, что добавь бантик, поменяй цвет – и это уже принципиально новая модель. Но меня успокаивает, что такие бренды, как Chanel и другие, постоянно борются с репликами. Это дает мне силы.
«Не падать духом» как жизненное кредо
Читайте также:
• «Ташкентский рэпер Mikky штурмует Россию» О дуэте с Егором Кридом, песне «Небо», первом месте в российском iTunes, и «совместках» с узбекскими звездами.
• «Действуй: Рукопашный бой – как стиль жизни». Как обычный парень, стал многократным чемпионом республиканских и международных турниров, как он попал в спорт, и как рукопашный бой повлиял на его жизнь.