Рассказываем, как формировалась культура быстрого питания.
Более 70 лет назад два брата-предпринимателя из США по имени Ричард и Морис смекнули, что на фоне резко возросшего темпа жизни типичный американец утратил возможность отводить много времени на удовлетворение своих пищевых потребностей. Быстрый и недорогой, но сытный перекус вблизи оживлённой автодороги – вот, что казалось идеальным вариантом для рабочего класса, неискушённого в гастрономических изысках. Рискнув всем в погоне за идеей, братья-бизнесмены открыли на кредитные средства ресторан в Дауни (Калифорния), меню которого содержало всего три блюда: гамбургер, чизбургер, картошка фри и шесть напитков. Ричард и Морис сделали ставку на скорость обслуживания и не прогадали, так как спустя годы их кафе, носящее тогда никому не известное название McDonald’s, стало настоящей революцией в сфере общепита и породило целое направление под названием «фастфуд». Впрочем, считать братьев Макдональдов «отцами жанра» ошибочно.
От Античности к современности
Самый первый фастфуд был совершенно не похож на то, что приходит на ум современному обывателю при виде этого привычного слова. Прообразом всеми любимого гамбургера был хлеб с говяжьей котлетой, а пиццы — политая оливковым маслом дрожжевая лепёшка. Они продавались на улицах Древнего Рима. В отличие от греков, римляне не любили утолять аппетит дома, а предпочитали кушать в уличных закусочных. По словам британского историка Фернандеса-Арместо, обычный римлянин употреблял фастфуд чаще, чем житель американского мегаполиса в наши дни. Параллельно «быстропит» развивался и в Азии. Так, в Поднебесной это была лапша быстрого приготовления, а в Индии — острые лепёшки чапати, которые употреблялись с соусами или наполнителем в виде картофельного пюре с луком.
Однако настоящий культ из фастфуда сделали именно американцы. В 1921 году, когда братья Макдональды были ещё мечтающими о собственном бизнесе подростками, в городе Уичито (Канзас) появилась закусочная White Castle, привлекающая клиентов вкусными ценами и приятными мини-бургерами (а может, и наоборот). Они стоили всего пять центов и были приготовлены по рецепту, заимствованному у немецких эмигрантов из Гамбурга. Отсюда и название – гамбургер. На протяжении почти двадцати лет бизнес предпринимателя Билли Ингрэма развивался семимильными шагами, пока на эту сцену не шагнули уже известные нам Ричард и Морис. К началу 50-х годов сеть быстрого питания McDonald’s приобрела не только более или менее привычный нам вид, но и завидную популярность. Тогда-то компанией и заинтересовался ещё один бизнесмен по имени Рэй Крок, ставший прототипом главного героя небезызвестной драмы Джона Ли Хэнкока «Основатель». Он разглядел в заведении Макдональдов поистине грандиозные перспективы, предложив братьям открыть на территории Штатов десятки одноимённых ресторанов. Со временем Крок стал единственным владельцем сети быстрого питания, полностью выкупив этот бренд у его родоначальников. Сейчас McDonald’s перестал быть исключительно американским фастфудом, «разбросав» по всему миру более 30 тысяч ресторанов. White Castle же так и не вышел за границы Соединённых Штатов, что, впрочем, не помешало владельцам сети обрести богатство.
Почти параллельно в Кентукки Харландом Сандерсом была создана сеть закусочных Kentucky Fried Chicken, ставшая популярной за счёт своей фирменной жареной курочки в панировке. Последняя содержала в себе смесь из 11 трав и специй, которые до сих пор являются коммерческой тайной компании. Со временем KFC добавила в меню бургеры, салаты и сэндвич-рапы с курятиной в составе.
Именно тогда – в середине прошлого века – и был сформирован окончательный образ американского фастфуда, который дошёл до века XXI без существенных изменений.
Рецепт популярности
Так что же такое классический фастфуд? Дословный перевод (fast – быстрый, food – еда) лишь частично отражает сущность этого кулинарного явления. Быстро – не всегда фастфуд. «Отец барбекю» Генри Перри тоже оперативно подавал клиентам своего ресторана в Канзас-Сити (Миссури) ароматную поджаренную на углях говяжью грудинку или свиные рёбрышки, но его блюда не стало символом фастфуда. «Быстропит» – это, как правило, недорогая и несложная в приготовлении еда удобного формата, которая употребляется без тарелок и столовых приборов. Куриные ножки полковника Сандерса или гамбургеры братьев Макдональдов неспроста полюбились автомобилистам. Водители авто могли устроить перекус прямо за рулём своего Ford или Dodge, где им было бы затруднительно, например, резать ножом и вилкой снятый с гриля стейк.
Однако не только основные блюда сделали фастфуду имя. Немаловажную роль здесь сыграли и обжаренные во фритюре тонкие дольки картофеля. Бургер и картошка фри – вот что первым предстаёт перед глазами, когда речь заходит о быстром питании. А ещё сладкая газировка – теперь полный комплект! Купи все три разом и получи скидку – ну как тут не зарулить за вкусным обедом?
Не менее известной разновидностью фастфуда является стритфуд или уличная еда. Отличие состоит лишь в том, что для торговли блюдами здесь достаточно иметь киоск, фудтрак (грузовичок с едой) или даже трёхколёсную тележку с навесом и небольшим грилем, которые размещаются на наиболее оживлённых пешеходных улицах городов или у достопримечательностей, где полно туристов. Классикой же культуры уличного «быстропита» стал хот-дог, завоевавший популярность на Западе задолго до рождения гамбургера. Хот-дог – настоящее олицетворение основополагающих принципов фастфуда. Политая кетчупом и горчицей жареная сосиска в разрезанной булочке – вот и весь оригинальный рецепт этого поистине эпохального блюда. Уже потом туда стали добавлять маринованные огурцы, квашеную капусту, лук и десятки других ингредиентов.
Фастфуд по-нашему
Пока типичный американец баловал себя бургерами и хрустящими ножками, советский человек наслаждался в общепите блюдами национальными: украинским борщом, белорусскими драниками, русскими пельменями и другими. Однако ошибочно полагать, что фастфуд в СССР напрочь отсутствовал.
Быстрые и недорогие перекусы в чебуречных с начала 1950-х годов очень полюбились рабочему классу, а особенно студентам, коротающим перерывы между занятиями. Туда заглядывали все – от мала до велика. Приятный запах жареного, разносящийся на десятки метров вокруг, попросту не давал пройти мимо. Всего за смехотворные 15 копеек посетителю предлагались хрустящие золотистые чебуреки с пылу с жару, сочная мясная начинка которых просто растворялась во рту благодаря бульону. Умение съесть такое блюдо и не пролить ни капли вкуснейшего сока было настоящим искусством.
В отличие от фастфуда американского, качество которого с самого начала вызывало у его посетителей вопросы, в основе чебуреков лежал лишь натуральный бараний или говяжий фарш с луком. Блюдо готовилось за считанные минуты, получалось очень сытным и отличалось дешевизной – всё по канонам фастфуда.
Чебуреки – не единственное традиционное блюдо восточной кухни, снискавшее популярность среди рядовых граждан. Из Узбекской, Азербайджанской, Таджикской союзных республик в каждый уголок страны пришли самса, беляш, гумма, хычин и десятки других самобытных и неповторимых вариаций жареного теста с начинкой из мяса или овощей. Даже после распада СССР и прихода в постсоветские государства западной культуры фастфуда перечисленные блюда не утратили популярность: ими до сих пор можно полакомиться в большинстве кофеен и пекарен.