Первые модели самокатов появились ещё в прошлом столетии, и за это время они успели стать символом женской независимости, транспортом почтальонов, полицейских и даже гангстеров. А сегодня они помогают тысячам людей быстро передвигаться по городу — и становятся всё более привлекательным бизнесом. Рассказываем, с чего всё начиналось, и как электросамокатами пользуются сегодня.
В 1916 году в американском журнале Puck появилась провокационная реклама с девушкой на странном двухколесном транспорте. Слоган гласил: «Берегись девушки с автопедом». Реклама стала одной из маркетинговых уловок компании Autoped, которая запатентовала новое изобретение.
Именно автопеды можно считать предшественниками современных электросамокатов. Конструкция имела двигатель внутреннего сгорания, а на одном галлоне (3,7 литра) бензина можно было проехать около 200 км. Есть информация о том, что автопеды могли разгоняться свыше 50 км/час, но, скорее всего, это рекламная уловка. В основном модели теряли стабильность уже после 30 км/ч.
Другая рекламная кампания гласила «Автопеды — средство перемещения миллионов», но и это было не так. Новинка обходилась в круглую сумму — $100 (в сегодняшнем эквиваленте более $2000$). А новый Ford Model T, к слову, и вовсе стоил тогда около $440. Автопеды более экономично расходовали топливо, чем автомобиль, но удобство двухколесного транспорта без сиденья вызывало сомнения.
Создатели попытались сделать изобретение символом роскоши и независимости: на автопеде каталась суфражистка Леди Норман и знаменитая летчица Амелия Эрхарт. Продавать новую технику помогали также государственные и корпоративные заказы. Автопеды закупила почтовая служба Нью-Йорка, а полицейские использовали самокаты для патрулирования улиц. Но удобство транспорта оценили и злоумышленники: на автопедах было легко передвигаться по городу, даже удавалось затеряться в толпе. Самокаты покупали гангстеры и бандиты, а некоторые районы Нью-Йорка подверглись нападениям террористических молодежных группировок на автопедах. Но ни селебрити, ни преступники не сделали производство рентабельным, и 1922 году автопеды перестали продавать.
До 60-х годов предпринимались единичные попытки усовершенствовать конструкцию, но чтобы получить тот удобный вид транспорта, который мы видим в городе сегодня, не хватало энергии. Проблему решил щелочной топливный элемент, изобретенный специалистами из американской химической компании Union Carbide, которая активно занималась ракетными двигателями в эпоху холодной войны. Новый топливный элемент дал возможность экспериментировать с разными моделями. Но настоящая популярность пришла к самокатам уже в нашем столетии благодаря деятельности одного известного стартапа.
Электрический транспорт: ключевые изобретения
1895. Патент на электродвигатель получает американец Огден Болтон-младший. Однако не известно, выпустил ли он собственную модель.
1916. Появляется модель, похожей на современный самокат. Сцепление и тормоз на ней приводились в действие с помощью руля: нужно было потянуть его на себя или наоборот толкнуть вперед. Изобретение патентует нью-йоркская компания Autoped.
1941. Новая попытка сделать самокат популярным. Чтобы решить проблему нормирования бензина во время оккупации, немецкое командование заказывает производство самокатов у бельгийской компании Socovel. Продали 400 моделей, но покупку посчитали нерентабельной.
1960. Изобретатели Льюис Урри, Карл Кореш и Пол Маршал получают патент на конструкцию щелочного элемента.
1967. Создатель щелочной батареи Карл Кордеш презентует гибридный электрический мотоцикл.
1974. Auranthic Corp. выпускает электроскутер Charger. Модель работает на заряжающейся батарее.
1985. Инженер Стив Патмонт представляет Go-ped, серийным производством которого занимается компания Patmont Motor Works. Де-факто модель стала электросамокатом в привычном нам понимании за исключением некоторых конструктивных особенностей.
1995. Моторы Go-ped заменяют на экологически чистые Komatsu Zenoah G23.
1996. Появляется быстрый (25 миль/час, примерно 40 км/час) городской самокат Puegeot Scoot’Elec с никель-кадмиевой батареей.
Как кикшеринг начал завоевывать мир?
Нарастающая популярность электросамокатов во многом связана с калифорнийским стартапом Bird, созданным бывшим вице-президентом по развитию Uber Трэвисом Вандерзанденом. В 2017 году компания запустила относительно недорогой сервис аренды электросамокатов в Санта-Монике. Лозунг проекта получился экологичным: «Объезжайте пробки и сокращайте выбросы CO2».
Можно долго спорить о реальной экологичности такого транспорта. Авторы MIT Technology Review, к примеру, подсчитали: выбросы углекислого газа от электросамокатов действительно мала, но экологичность опирается не только на этот параметр. Влияют также возможность утилизации и подзарядки устройства, и по этим характеристикам электросамокаты сильно отстают, скажем, от общественного транспорта.
Тем не менее, за год стартап Bird стал оцениваться в размере свыше $1 млрд, а за несколько лет открыл филиалы во многих странах Северной Америки и Европы. И, естественно, получил огромное количество конкурентов, которые предложили аналогичные сервисы. Шеринг электросамокатов довольно скоро появился у компании Spin, принадлежащей Ford Motor Company, и Lime, ранее предлагавшей аренду велосипедов.
Все сервисы работают примерно по одному принципу: скачиваешь приложение и сканируешь QR-код на самокате, чтобы его разблокировать. Сумма списывается в начале поездки (есть и компании, которые отказались от первого взноса) и затем за каждую минуту использования. Оставить самокат можно на специальной парковке, а в некоторых странах и городах в принципе в любом месте.
Как разные страны регулируют движение самокатчиков?
Отношение к электросамокатам общественности было двояким ещё со времен автопедов. Тогда их называли «дьявольскими повозками», и сегодня мало что поменялось.
Электросамокаты чаще всего не получается легко встроить в правила дорожного движения. Их нельзя отнести к автомобильным средствам, а для пешеходов самокатчики могут быть опасны. Но и заставить владельцев самокатов ездить исключительно по велодорожкам тоже трудно: редкие города могут похвастаться развитой системой благоустройства.
Так, фактически запрещены электросамокаты в Сингапуре. Кататься на них предлагают только по велосипедным дорожкам, которых в стране очень мало. В Великобритании использовать частные электросамокаты можно исключительно на частной территории: для передвижения по дорогам придется арендовать модели на специальных станциях, обнаружить которые — уже трудность.
В некоторых странах для вождение потребуется водительское удостоверение или специальный экзамен. В других — к самокатам допускаются лица старше 18 лет. Дания, Испания, Норвегия требуют носить шлем и соблюдать минимальные стандарты безопасности.
А вот в Германии кикшеринг поощряется: для водителей даже есть специальная табличка E-Scooter frei, то есть правила для самокатчиков менее строгие, чем, скажем, для велосипедистов. Но есть и жесткие условия: в той же Германии вас оштрафуют за вождение в пьяном виде, даже если вы ехали по велосипедной дорожке.
Самое распространенное ограничение скорости — 20–25 км/ч. Но самая интересная ситуация, конечно, в США, где правила о вождении меняются от штата к штату. В некоторых штатах допустимая скорость может достигать до 30 миль/час (примерно 48 км/час).
Аренда электросамокатов в разных странах
Обязательный возраст
с 10 лет — можно стать самокатчиком в Полье, если сдать специальный экзамен
с 12 лет — во Франции
с 14-15 лет — в Германии, Швеции, Дании
с 18 лет — в Бельгии
с 18 лет — прокатные самокаты выдаются в Финляндии
Максимальная скорость
6–8 км/час — в некоторых пешеходных зонах Франции или Италии
20 км/ч — в Германии, Швеции, Франции
25 км/час — в Австрии, Швейцарии, Испании, Бельгии, России, Великобритании
≈ 48 км/час — во Флориде
Возможные запреты
Джакарта, Сингапур, Шанхай — движение только по велодорожкам
Бразилия — нельзя ездить по тротуарам, но можно по проезжей части с ограничением скорости до 40 км/час (при этом максимальная скорость для самоката — 20 км/час)
Может понадобиться
Япония — водительское удостоверение и регистрация самоката в полиции
Израиль — фото водительских прав или специальный двухдневный курс на знание ПДД для кикшеринга
Италия — осветительные приборы и отражающий жилет в вечернее и ночное время
Электросамокаты в будущем
Безопасные
Российский сервис кикшеринга «Юрент» тестировал электросамокаты с автопилотом. У моделей есть камера и технология компьютерного зрения, в идеале они должны распознавать препятствия. Такая технология предупредит небезопасное вождение и в будущем, возможно, позволит управлять самокатом слабовидящим людям.
Инклюзивные
Три международных сервиса кикшеринга TIER, Lime и Dott начали разрабатывать единый сигнал для электросамокатов по всему миру. Если общий звук появится, прохожие будут безошибочно определять подъезжающий самокат. Сигнал поможет предупредить участников дорожного движения. Это особенно важно для незрячих людей.
Самодвижущиеся
Электросамокаты считаются транспортом «последней мили» после поездки, допустим, на метро. Идея была бы совсем идеальной, если бы транспортом можно было управлять дистанционно. Но вместо этого приходится искать стоянку и надеяться, что самокаты в наличии. Многие сервисы заявляли о разработках самодвижущихся моделей, которые можно вызвать заранее по нужному адресу. И в 2020 году стартап Tortoise протестировал разработку в США. Распространение технологии наверняка станет новым пиком популярности кикшеринга.