Skip to main content

Как Yahoo! занималась почтой, музыкой и другими онлайн-развлечениями ещё до появления известных гигантов, но из-за неверных инвестиционных решений не стала лидером ни в одной из отраслей

Yahoo! — это интернет-портал, включающий в себя множество сервисов: поисковую систему, электронную почту, новости, смарт-ТВ, игры и прочие сопутствующие услуги.

На заре своего существования компания стала пионером интернет-коммуникаций и создала многоцелевой сайт, который пользовался бешеной популярностью. Затем компания приобрела Yahoo Broadcast за $6 млрд, похожий на современный YouTube. Задолго до появления Spotify и YouTube Music, Yahoo Music позволял людям слушать музыку по подписке. Yahoo Mail стал одним из первых сайтов, где была электронная почта с понятным интерфейсом. Со временем компания расширила сферу своих услуг и представила такие сервисы, как новостной портал Yahoo News, провайдер финансовой информации Yahoo Finance и спортивное обозрение Yahoo Sports.

А ведь хорошо шли

Сайт yahoo.com был запущен в январе 1995 года, хотя ещё в конце 1994-го бета-версия сайта набрала больше миллиона просмотров. Поскольку слово Yahoo ранее было запатентовано для соуса барбекю, ножей и лодок, основатели компании Джерри Янг и Дэвид Фило решили добавить в название восклицательный знак.

В 1990-е годы компания Yahoo! росла в геометрической прогрессии, приобретала компании и стартапы, внедряла новые функции для своих клиентов, оставляя конкурентов далеко позади. Компания собрала огромную поддержку и заработала два раунда венчурного финансирования до первичного размещения акций в 1996 году. Цена акций компании почти удвоилась в конце 1990-х годов, в эпоху так называемого «пузыря доткомов» (активная торговля переоценёнными акциями IT-компаний), и достигла исторического максимума в $118,75 в 2000 году.

Не в том месте, не в то время

Так выглядела главная страница Yahoo! в 1999 году

Однако, когда «пузырь» лопнул, акции Yahoo! опустились до исторического минимума — $8,11 за акцию, однако при этом компания оказалась в числе немногих выживших. С развитием интернет-эры в конце 1990-х — начале 2000-х годов изменилась и домашняя страница Yahoo, которая стала отправной точкой во Всемирной паутине для миллионов людей.

Почему же тогда молодое поколение зумеров почти не пользуются Yahoo! и так мало о ней знает? Самый простой ответ кроется в недальновидности руководства. Успех Yahoo! был недолгим, и компания не смогла угнаться за развивающимися на протяжении многих лет тенденциями и технологиями.

Причины неудач

Падение Yahoo! можно объяснить целым рядом неверных решений и упущенных возможностей. Если говорить одним словом, Yahoo! была больше ориентирована на бизнес и извлечение выгоды, а не на обеспечение качественных интернет-услуг.

Одним из значительных источников дохода Yahoo! была реклама. Однако, как когда-то социальная сеть Orkut из-за медлительности и загруженности рекламой потеряла свою аудиторию, которую приютил Facebook, точно так же интенсивная, назойливая реклама на портале Yahoo! отпугнула пользователей и подтолкнула их перейти на Google. Из-за обилия рекламы пользовательский интерфейс довольно часто менялся, и людям было сложно привыкнуть к нововведениям. Yahoo растеряла всё конкурентное преимущество, которое подхватили более удобные сервисы, и с годами рыночная стоимость компании только снижалась.

Руководство Yahoo вовремя не разглядело потенциала Google и отказалось приобретать компанию. Затем упустило шанс купить Facebook, отказалось от слияния с Microsoft. Вместо этих выгодных сделок Yahoo! за баснословные деньги приобрела несколько компаний, но не сумела ими разумно управлять.

Отказ покупать Google

В 1998 году Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатели Google, обратились к интернет-порталу Excite с предложением продать Google за $1 млн, поскольку разработка продукта мешала им продолжать учёбу. Однако Excite отказалась от этого предложения. В 2002 году стоимость Google многократно возросла и генеральный директор Yahoo! Терри Сэмюэл, оценив потенциал компании, предложил основателям Google сделку на $3 млрд.

Зная истинную стоимость Google, Пейдж и Брин отказались продавать его за $3 млрд и оценили компанию в $5 млрд. Однако Yahoo! отклонила это предложение, что стало одной из крупнейших ошибок в цифровой индустрии. Всё могло бы сложиться иначе, если бы Yahoo! тогда приобрела Google, стоимость которой в июне 2021 года составляла уже $1,6 трлн.

Как Yahoo! ошиблась на $830 млрд:

  • Yahoo! отказалась покупать Google за $1 млн
  • Yahoo! осознала свою ошибку и попыталась купить Google за $3 млрд. Google запросили $5 млрд. Yahoo! отказалась
  • Yahoo! отказалась быть купленной компанией Microsoft за $40 млрд
  • Yahoo! продана компании Verizon за $4,6 млрд

Yahoo! могла купить Facebook

В то время как Google уже проделала большой путь в мире онлайн-поиска, новым трендом интернета стали социальные сети. Yahoo! пыталась приобрести Facebook ещё в 2006 году за $1 млрд, но первоначальное предложение было отклонено генеральным директором Марком Цукербергом. Совет директоров вынудил бы Цукерберга принять предложение в размере $1,1 млрд, однако руководство Yahoo! не согласилось на повышение цены. Так неудачная попытка купить Facebook пополнила список упущенных возможностей.

Несостоявшееся слияние с Microsoft

В 2008 году корпорация Microsoft обратилась к Yahoo! с предложением купить компанию за $44,6 млрд. Однако Джерри Янг отклонил это предложение. Повторные отказы объяснялись тем, что руководство Yahoo! считало такую цену слишком заниженной. По иронии судьбы всего девять лет спустя, в 2017-м, телекоммуникационная компания Verizon приобрела Yahoo! за каких-то $4,48 млрд.

Бесполезные приобретения

Yahoo! вложила много денег в покупку таких компаний, как Broadcast.com, Geocities, Flickr, Right media, Overture Services, Inc и Tumblr, но все они легли на Yahoo! неподъёмным грузом.

До того как Yahoo! приобрела Flickr в 2005 году, её основатели намеревались расширить деятельность компании на социальные сети. Однако план так и не был реализован, и возможность была упущена. Компания не обладала стратегическим видением: она почти не заботилась о сообществе, которое уже сформировалось во Flickr, не уделяла внимания внедрению новых функций и развитию. И в результате не смогла удержать своих клиентов и расширить клиентскую базу.

В 2013 году Yahoo! приобрела Tumblr, сайт микроблогов и социальных сетей, за $1,1 млрд, но не сумела извлечь из этой сделки прибыль. Она не смогла внедрить инновации, понять, в каком направлении двигаться дальше, как не отстать от конкурентов в отрасли. В итоге ставка генерального директора Yahoo! Мариссы Майер на Tumblr оказалась провальной.

Инвестиции в Alibaba

Не все инвестиции Yahoo! оказались бесплодными. В 2005 году технологический гигант совершил прозорливый ход, вложив $1 млрд в китайскую компанию Alibaba, занимающуюся электронной коммерцией, — решение, которое в итоге оказалось одновременно и удачей, и упущенной возможностью.

На момент инвестирования Alibaba была ещё относительно молодой компанией и вливание капитала Yahoo! способствовало её быстрому росту. Однако по мере того, как Alibaba расширяла и диверсифицировала свой бизнес, стало ясно, что эти инвестиции могли принести гораздо более значительную прибыль.

Переломный момент наступил в 2014 году, когда Alibaba провела рекордное IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже. В результате этого IPO стоимость Alibaba составила $168 млрд, что сделало её одной из самых дорогих технологических компаний в мире. 24%-ная доля в Alibaba должна была принести Yahoo! доход в размере около $40 млрд.

Не в том месте, не в то время

Марисса Майер проработала CEO Yahoo! последний пять лет перед поглощением компанией Verizon. Её доля от продажи компании составила $186 млн

Однако генеральный директор компании Марисса Майер не смогла извлечь всю выгоду из этих инвестиций. Оказавшись в затруднительном налоговом положении, Майер приняла роковое решение продать значительную часть акций Alibaba, фактически выбросив на ветер миллиарды долларов.

Утечки данных и нестабильные серверы

Один из самых громких скандалов с участием Yahoo! произошёл в начале 2010-х годов, когда компания столкнулась с масштабной утечкой данных как раз в то время, когда её слава клонилась к закату.

Первая утечка, произошедшая в 2013 году, но державшаяся в тайне вплоть до 2016 года, затронула более 3 млрд учётных записей пользователей. Конфиденциальные данные: имена, адреса электронной почты, номера телефонов и хэшированные пароли — оказались в руках хакеров. Эта утечка попала в мировые заголовки, шокировав как технологическое сообщество, так и пользователей Yahoo!. Что ещё хуже, в 2014 году Yahoo! пережила вторую значительную утечку данных, затронувшую не менее 500 млн учётных записей.

Кроме того, Yahoo! часто сталкивалась со сбоями в работе серверов, даже когда находилась на пике своего развития. Это снижало качество обслуживания и подталкивало пользователей к поиску более эффективных и быстрых альтернатив порталу.

Yahoo! сегодня

В 2021 году Verizon продала Yahoo! за $5 млрд инвестиционной компании Apollo Global Management. Этот шаг ознаменовал очередной этап истории компании, и сегодня Yahoo! трансформируется под руководством своего нового владельца. Компания сократила число всего персонала на 20% и сосредоточилась на своих основных направлениях: электронной почте, финансовых новостях и спортивном обозрении. Она также изучает новые возможности для роста, например приобрела приложение для ставок на спорт Wagr.

Текст: