Skip to main content

От пиццы в вёдрах до грузовых беспилотников: кратчайшая история доставки еды

Люди любят гаджеты и вкусно поесть. Если соединить это — получится сервис по доставке еды. Самые древние такие сервисы возникли, когда компьютеров ещё и в помине не было, а сейчас блюда из ресторана может привезти робот или человек с реактивным ранцем за плечами. Разбираемся, как это работает.

От термополиумов до пиццы

Вообще-то, еду доставляли всегда. Раньше вельможам и прочим богатеям деликатесы приносил слуга, которого посылали в ближайшую лавку. В Древней Риме рабы таскали разные закуски из небольших кафе (термополиумов). На Руси этим делом занимались коробейники, которые ходили от деревни до деревни и продавали свой товар. Правда, у каждой конкретной избы они оказывались нечасто — пару раз за сезон. Говорят, что сделать доставку централизованной впервые догадались в Мумбаи и ещё нескольких городах Индии. Там в конце XIX века появились даббавала — пешие разносчики горячей домашней пищи.

Не выходя из дома

Но дальнейшему прогрессу помогли всё же технологии. А именно телевизор. После Второй мировой войны множество американских солдат вернулись домой с воспоминаниями о прекрасном блюде, которое готовили в Южной Италии очаровательные хозяйки местных кафе. Вспоминали они конечно же пиццу. И если до того её ели только итальянские эмигранты Нью-Йорка, Нью-Джерси и Чикаго, то теперь пиццу стали есть повсеместно. В самой Италии, кстати, пиццу продавали не только в заведениях. Разносчики пиццы отправлялись в город с готовыми пиццами, которые они укладывали в подобия вёдер с крышками.

В 1950-е годы вслед за бумом пиццы в США популярным стало и телевидение. Соединив одно с другим, американцы смекнули, что смотреть любимый сериал или знаменитый Супербоул в вечерний прайм-тайм лучше всего именно с пиццей в руках. И это до сих пор работает. По подсчётам экспертов, в день Супербоула американцы заказывают почти 4 млн пицц, покупают около 50 млн ящиков пива и съедают около миллиарда куриных ножек.

Важным моментом в развитии доставки стало изобретение картонных коробок для пиццы. По легенде, их придумал ресторатор из Мичигана и основатель Domino’s Pizza Томас Манаган. Вскоре такие коробки стали использовать и для доставки других блюд. Но Манаган «просёк фишку» и первым начал доставлять еду бесплатно и всего за полчаса. Это был фурор. Недовольными остались только курьеры, которые стали чаще попадать в аварии.

Не выходя из дома

Первые заказы онлайн

С развитием интернета доставка еды вступила в качественно новую эпоху. Заказать любимое блюдо стало возможным на сайте, а позже и в мобильных приложениях. Это значительно упростило и ускорило процесс. Первый онлайн-сервис для заказа еды создали в 1995 году два студента Стэнфордского университета — Трой Хенгел и Джеймс Курлингхэм. Они хотели пиццу, но им не хотелось отрываться от компьютеров. Так и пришла идея сервиса PizzaNet.

Не выходя из дома

С помощью этого сервиса пользователи могли выбирать блюда из меню пиццерии, указывать свой адрес и оплачивать заказ онлайн. Заказы поступали непосредственно в пиццерию, где их готовили и доставляли клиентам. Следом появились специальные сервисы-агрегаторы, собирающие предложения различных заведений и облегчающие поиск нужных блюд. Благодаря им доставка еды стала более доступной: снизились минимальные суммы заказов, появились разнообразные скидки и программы лояльности.

В скором будущем

Ранцы

Сеть пиццерий Domino’s заключила партнёрское соглашение с гигантом реактивных костюмов Gravity Industries, чтобы обслуживать фестиваль в Гластонбери. Костюмы, которые стоят сотни тысяч фунтов стерлингов, были изготовлены специально для пиццерии. Как скоро мы сможем увидеть таких курьеров в городе, пока не ясно, но очевидно, что теперь это вполне возможно. Ну а видео с летающими курьерами уже наводнили сеть. На этом фоне меркнет новость о том, что та же Domino’s запускает новую услугу на всей территории США: теперь можно заказать пиццу в любое место, будь это парк, пляж или даже бейсбольное поле. Нечто похожее придумала и компания «Яндекс». «Яндекс Лавка» запустила в Москве доставку готовой еды и продуктов в парки города.

Не выходя из дома

Упаковка

«Додо Пицца» в заботе об экологии тестирует доставку пиццы в многоразовой упаковке. Нравится пока не всем, но есть и те, кто приветствует такое решение. На своём сайте компания заявляет, что одной многоразовой коробки хватит минимум на 500 доставок. На вопрос о гигиеничности «Додо пицца» отвечает, что коробки моются в «мощной посудомоечной машине», а саму пиццу кладут на пергамент. «Безусловно, сначала опыт будет не самый удобный для клиентов и не самый выгодный для бизнеса, но по-другому этот путь не пройти», — говорит владелец компании Фёдор Овчинников.

Не выходя из дома

Роботы

А ещё «Яндекс» активно внедряет своих роверов. Впервые компания показала тестовые прототипы в ноябре 2019 года. Это небольшие роботы с шестью колёсами, отсеками для перевозки грузов и разными встроенными в корпус датчиками, которые помогают им ориентироваться в пространстве. Эксперты считают, что роботы-курьеры идеально сгодятся для гиперлокальной доставки заказов — обычно в пределах нескольких кварталов города. Например, от ближайшего кафе или магазина до жилого дома.

Не выходя из дома

Это почувствовали и в Uber Eats. Компания закупает еще 2000 беспилотных роботов-доставщиков у Serve Robotics. Агрегатор доставки начал тестировать роботов около года назад в Лос-Анджелесе. Сейчас Uber Eats планирует запустить их в Сан-Хосе, Далласе и Ванкувере. Роботы передвигаются по тротуарам и могут работать в течение длительного времени без вмешательства человека.

Беспилотники

А каким сервис доставки будет через десять лет? Может быть, еду нам будут доставлять прямо к окошку, как в фильме «Пятый элемент»? Вполне возможно. Так, в России доставка еды и товаров через беспилотники может появиться к 2030 году. Там сейчас собираются проработать нормативные акты совместно с Росавиацией и министерством транспорта. В других странах полёты беспилотников в тестовом режиме уже проходят успешно. Но и в Европе, и в США такого рода сервисы натыкаются на недостатки законодательства. Поэтому для начала предстоит провернуть кое-какую бумажную работу.

Не выходя из дома

5 самых популярных сервисов доставки еды в мире

Uber Eats

Общий доход: $1,2 млрд

Сервис по доставке еды с помощью свободных от заказов таксистов запустили в 2014 году. Он начал обслуживать небольшую испытательную площадку в Санта-Монике и добрался до Беверли-Хиллз и Западного Голливуда. А сейчас Uber Eats, как сообщается, контролирует 29% мирового рынка доставки еды.

Delivery Hero

Общая выручка: $1,37 млрд

Европейское приложение для доставки еды основано в Берлине. Delivery Hero предлагает все ресторанные блюда, какие только можно придумать — от органических продуктов до веганской и азиатской кухни. Сейчас есть уже в 40 странах мира.

Just Eat

Общая выручка: $2,5 млрд

Just Eat — один из гигантов по доставке еды, доступный в 24 странах. Первоначально Just Eat была основана в Дании в 2001 году и объединилась с Takeaway.com в 2019 году. Не так давно новая компания под названием Just Eat Takeaway объявила о покупке американского гиганта Grubhub за $7,3 млрд для выхода на рынок США.

Amazon Food

Общая выручка: $3,6 млрд

Технологичная компания быстро оттяпала свой кусок в США, затем продолжила экспансию в Европу, а недавно бросила вызов индийскому рынку доставки еды — таким компаниям, как Zomato и Swiggy. Инвестиции в новый проект составили более $6,5 млрд.

Meituan Waimai

Ведущей китайской компанией по доставке еды является Meituan Waimai. Она была основана в 2010 году в Пекине и в настоящее время охватывает 2800 городов Китая. Помимо продуктов питания, пользователи также могут приобретать лекарства и предметы первой необходимости из супермаркета. В прошлом августе рыночная стоимость компании превысила $200 млрд.

Текст: