Flat Preloader Icon
Скромная история одного выдающегося скульптораСкромная история одного выдающегося скульптора
04 июня 2017

Скромная история одного выдающегося скульптора

Только за пределами мастерской приходит осознание — тут творилась история. Один твой неловкий поворот, взмах руки — и хрупкое изваяние может рухнуть. Здесь и дальше будет создаваться история руками Анвара Аброровича Рахматуллаева, человека и скульптора с большой буквы, Народного художника Узбекистана, Лауреата Государственной пресии Республики Узбекистан.

Мечтал ли я стать скульптором?

Сколько себя помню, всегда любил рисовать. Времена были тяжелые — годы войны, послевоенное время… Порой мы даже не имели возможности найти чистый лист. Рисовали карандашом на откидных досках парт, стенах.

Помню, как мой одноклассник, старше меня на год, увидев, как я рисую, спросил, хочу ли я продолжать рисовать. Разумеется, ответ был утвердительным. Так мы попали в кружок изобразительного искусства.

Не так вылепил? Сломал глину и начинай заново

Для рисования нужны краски, холсты, кисти, чего у многих из нас не было.

Учитель, заметив мой потенциал, предложил записаться в кружок лепки.

Для ваяния нужна только глина. И я начал лепить.

В училище им. П. П. Бенькова меня приняли без экзаменов — я на них опоздал. Моим учителем по скульптуре был Филипп Иванович Грищенко — прекраснейший и талантливейший скульптор. Помню, как он дремал на парах из-за того, что все время работал.

На занятиях стояла такая тишина, что можно было услышать, как пролетела муха. Это был неподдельный интерес к рисованию и лепке.

Не останавливаться на достигнутом

В студенческие годы я познакомился с Леонидом Рябцевым и Владимиром Луневым, с которыми мы подружились на долгие годы. Окончив учебу, я пошел модельщиком на фарфоровый завод, через некоторое время — в художественный фонд, а затем уже в скульптурный цех. Вначале мастером, а затем — начальником цеха.

Для себя я решил учиться дальше. Тайком, не говоря никому, сдал документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского на скульптурное отделение.

Только через видение можно прийти к результату

Прошло больше полувека, а я до сих пор помню, что мой первый урок по рисунку в институте им. Островского прошел в музее изобразительного искусства. Надо было видеть глаза студентов, которые еще не сталкивались с подобной красотой. Мы стояли с распахнутыми глазами.

Мои педагоги вернулись с войны — они прошли огонь и воду. Но любимое дело — рисовать, писать, лепить — они не забыли и передали нам.

Друзья, я прошу вас, посещайте музеи!

Я видел столько прекрасного…

Я преподавал, будучи студентом, а после окончания учебы меня назначали директором керамического завода.

Я работал главным художником города Ташкента, был в гуще событий и сотрудничал одновременно со своими педагогами и друзьями.

С однокурсниками Л. Рябцевым и В. Луневым мы создали воинский мемориал, расположенный на улице Шота Руставели, посвященный нашим великим отцам и прадедам. Во время войны на этом месте располагался госпиталь. Здесь захоронены герои и простые смертные.

У кого какие мечты

Актеры мечтают исполнить роль Гамлета, я же всю жизнь мечтал

о создании памятника Алишеру Навои. И даже порой думал: создам памятник и остановлюсь на этом.

Я расскажу, как проходила работа над образом.

В скульптуре любой нюанс играет значительную роль. Когда я собирал материал для работы над памятником, отправился в театр имени Хамзы и попросил одежду актеров, играющих роль Алишера Навои.

Портрет — это плоскость, а при осмотре памятника человек сможет обойти его со всех сторон. Поэтому было важно учесть даже то, как Навои завязывал чалму, какая у него была походка, движения.

Мой труд оценил первый президент. Я стал народным художником и понял, что не стоит останавливаться на достигнутом. Всегда нужно стремиться к большему.

Я стараюсь оставить после себя как можно больше, не важно, что это — бюст, фигура, портрет…

Анвар Рахматуллаев

Иное видение

Сейчас объявлен конкурс на проект памятника для первого президента нашей Республики — Ислама Абдуганиевича Каримова. Могу сказать одно: он был видным деятелем, не жалел себя и делал все для народа. Мы живем спокойно и мирно. Это его старания и труд. Более 25 лет спокойной и мирной жизни говорит о многом.

Узбекистанец — это русский, украинец, азербайджанец, мы единый народ.

Руками и глазами можно создать шедевр

Молодежь у нас крайне талантлива и прекрасна. Недостатки имеются, это вполне ожидаемо. Все сразу и гладко быть не может.

В Узбекистане есть выражение: «Устоз (учитель) — дороже отца». Мне довелось услышать это от студента, несмотря на мою недолгую деятельность преподавателя. Почему недолгую? Не было возможности. В мастерской я пропадал до утра и утром бежал на работу. Я уделял ей любое свободное время.

Как распознать в студенте потенциал? Одного желания не хватит, тут главное — вовремя протянуть руку помощи. Я считаю, хочешь быть кем-то — трудись. Мы все можем, и все возможно.

Сейчас другое время

Помню, как раньше на сбор образа нам выделяли до десяти дней, это ничтожно мало. Нужно понять, что, создавая работу, мы пропускаем ее через себя. Скульптор хочет найти и понять душу. Я могу проснуться среди ночи и ваять. Я закрываю глаза, и перед моим внутренним взором проносится образ.

Сейчас же условия абсолютно другие. Президент академии художеств Акмаль Нуридинов — прекрасный живописец, и он понимает, что объемная вещь — это не холст. Он требует шлифовки, отформования, отлития в гипсе. Мы собираем образ по кусочкам в прямом смысле.

Женщина-скульптор

Таких, как скульптор-монументалист Вера Мухина, единицы. Будучи в Москве на Новодевичьем кладбище, я посетил ее могилу. К моему удивлению, я увидел скромный памятник великой женщине и ее не менее великому супругу-врачу, на котором была выбита фраза: «Я сделал для людей все, что мог». И под ней слова Веры Мухиной: «И я тоже».

Она была великим скульптором. И скромным человеком.

Я хочу посвятить работу женщине

Это будет женщина Востока, царица. Имя ей Тумарис. Умница, красавица, прекрасно стреляла из лука. Она потеряла сына. Его пленили и предательски убили. Царица Тумарис поклялась, что накажет царя — убийцу ее сына. Кровь за кровь.

Я выполнил эскиз работы. Красной нитью проходит образ меча в ножнах. Царица держит его наготове. Это все необходимо прочувствовать.

В один прекрасный день я воссоздам образ этой достойной женщины.

Самая младшая внучка Лейла подает надежды в рисовании и музыке. Но я с высоты своих лет могу сказать — нужно быть художником по жизни.

Новости партнёров