Тернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решения ⋆ The Mag Business
Flat Preloader Icon
Тернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решенияТернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решения
29 августа 2024

Тернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решения

TheMag-15

В Узбекистане растет роль образования в жизни общества.

В последние годы в Узбекистане наблюдается резкий рост числа вузов. С 2017 года их количество выросло с 77 до 211 — такие данные привела председатель Сената Олий Мажлиса республики Танзила Нарбаева. Она добавила: охват населения высшим образованием в стране увеличился с 9 до 42%, а число квот с 1999 года — в 4,9 раза.

Сегодня в вузах Узбекистана обучается более миллиона человек. При этом в январе–мае нынешнего года в зарубежные страны для обучения выехало 15,8 тыс. узбекистанцев, что на 7,4% меньше, чем годом ранее. Таковы данные Статагентства.

С увеличением количества образовательных учреждений и числа студентов формируется полезная конкурентная среда, приводящая к оптимизации нагрузки и внедрению современных цифровых технологий в образовательный процесс.

Частные университеты наравне с государственными прочно проросли в фундамент образовательной системы, выпуская специалистов различных профессий. На руководящие должности в вузы приглашаются в том числе профессионалы с мировым именем из зарубежных стран. Зарплата преподавателей растёт — сегодня это востребованная и престижная работа.

Всё это свидетельствует о возрастающей роли образования в жизни общества. Этой сфере уделяется особое внимание со стороны государства, реформы дают свои плоды.

На этом статью можно было бы закончить, создав обманчивое впечатление безоблачного настоящего и счастливого будущего. Однако важно понимать, что феноменальные показатели роста во многом являются реакцией государства на пульсирующие проблемы предыдущих лет и новые вызовы. Тема требует осмысления, критического подхода, беспристрастного анализа.

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ: ПОКАЗАТЕЛИ АБИТУРИЕНТОВ

В 2023 году из 888,5 тыс. абитуриентов проходной балл для поступления не смогли набрать 439,3 тыс., то есть 49,4%. Почти половина.

Верховный муфтий Узбекистана Нуриддин Халикназаров отреагировал на это так: «Объявлены баллы выпускников школы, сдававших вступительные экзамены. Более 40% не ответили даже на двойку, это трагедия для нас. Вместо обсуждения длины бород нам следует побеспокоиться об этом вопросе. Нашему народу будет трудно обрести счастье, если мы не прекратим споры и не займёмся знаниями».

Заявление муфтия оказалось резонансным и породило много споров, особенно в соцсетях. Тем не менее первый шаг к решению проблемы — её признание. И Узбекистан в этом смысле демонстрирует незашоренность и дух конструктивизма. При таком подходе преодолевать любые сложности проще.

ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ: УРОВЕНЬ ПЕДАГОГОВ

Аналогичная ситуация с учителями. В 2022 году знания 86 тыс. из 220 тыс. учителей (37%) оценивались как «неудовлетворительные». В частности, было обнаружено, что знания учителей информатики, физики, английского языка, математики и химии, которые сейчас пользуются большим спросом, оставляют желать лучшего. Из 51 тыс. учителей иностранных языков только 17 тыс. (33%) имели степень С-1. Однако с 2025 года преподавать иностранный язык смогут учителя только со степенью С-1. Как видим, процент слабых выпускников школ и слабых педагогов коррелируется друг с другом.

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ: СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ

Пять лет назад была запущена реформа школьного образования. «Концепция развития системы народного образования до 2030 года» содержала конкретные механизмы достижения 48 целевых показателей. Так, Узбекистан должен войти в топ-30 стран мира по рейтингу программы учащихся международного уровня PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), а учителя — получать высокую заработную плату, льготное жильё и автокредиты, что мотивировало бы молодых людей идти в педагогику.

Тернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решения

Амбициозные планы требовали максимальной мобилизации со стороны чиновников. Но, увы, порой тяжёлая бюрократическая машина отстаёт от нужного темпа, а президент, прекрасно понимая необходимость изменений «на ходу», активно омолаживает чиновничий аппарат.

Шавкат Мирзиёев открыто говорит, что он делает ставку на молодёжь, в первую очередь на вчерашних выпускников престижных, высокорейтинговых вузов, людей нового мышления, которые вот-вот вступят на рынок труда. И в этом смысле рост числа вузов в Узбекистане, в том числе иностранных, как минимум создаёт важный задел на будущее.

Фактически же за эффективную работу реформ зачастую по-прежнему отвечают люди старой закалки, не имеющие ни опыта, ни привычки работать в режиме горящих дедлайнов.

ПРОБЛЕМА ЧЕТВЁРТАЯ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ БУМ

Косвенно на снижение качества образования влияет и значительный демографический рост в республике. Если при Исламе Каримове ежегодный прирост составлял порядка 500 тыс. человек, то сейчас цифра приближается к миллиону. Согласно данным Института прогнозирования и макроэкономических исследований Узбекистана, к 2030 году в стране будет больше 40 млн населения.

Тернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решения

Образовательной инфраструктуре даже при столь впечатляющем рывке, как за последние семь лет, сложно успевать за таким ростом. В скученных классах невозможно получить полноценное образование. В некотором приоритете находятся учащиеся специализированных и так называемых «президентских» школ, которые и завоёвывают призовые места на международных олимпиадах. Это говорит о том, что при надлежащем подходе можно добиться хорошего результата.

Тернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решения

Мунир Мамедзаде, бывший глава представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане: «Качественный человеческий капитал является основой роста нации. Чтобы превратить существующие демографические возможности в дивиденды, Узбекистан вместе с партнёрами по развитию должен продолжать приоритизировать инвестиции в образование. Для достижения этого в равной степени необходимы как крупные капиталовложения в расширение и модернизацию дошкольной и школьной инфраструктуры, так и улучшение доступа к качественному инклюзивному образованию».

СРОЧНЫЕ МЕРЫ

Проанализировав результаты 2023 года, президент взялся за решение проблемы «вручную», и за короткий срок был подготовлен целый ряд «пожарных» мер. Создано более 250 тыс. ученических мест (в два раза больше, чем в 2022 году), на строительство и реконструкцию школ выделили свыше 3 трлн сумов, что позволило к началу учебного года получить еще 150 тыс. ученических мест.

Кабмин активно привлекает иностранные инвестиции к финансированию программ по реконструкции школ, в страну из-за рубежа приглашены сотни высококлассных специалистов, являющихся носителями языка. Отдельно проработан вопрос жилищного обеспечения иностранных преподавателей.

Тернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решения

Алишер Назаров, PhD, Ташкентский государственный университет востоковедения: «Система образования, как и другие сферы, не может быть реформирована сразу — это поэтапный процесс, зависящий от условий, возможностей, потребностей и мировоззрения населения. В нашей стране из года в год продолжается постепенное развитие и достигается соответствие системы образования требованиям времени.

Примером может служить увеличение числа негосударственных образовательных учреждений, что повышает качество образования. Необходимо более широко применять опыт развитых стран в системе образования. Проводимая работа будет способствовать подготовке подрастающего поколения в соответствии с потребностями рынка труда».

Коснулись изменения и школьников, и учителей. В завершившемся учебном году количество предметов в старших классах было сокращено с 16 до 11 — с прицелом на углублённое изучение самых важных для поступления в вуз предметов; изменилась система найма учителей: только конкурсная основа, а впервые принимаемые кандидаты должны отработать учителем-стажёром как минимум год для получения профессионального сертификата.

Шавкат Мирзиёев, курируя вопрос лично, глубоко погружён в суть всех проблем и предлагает решения, направленные не на формальную, а на фактическую работу реформы.

Минимальный проходной результат при поступлении в вузы в 2024–2025 учебном году увеличили до 66,5 балла. В 2025–2026 году этот показатель вырастет до 75,6. Решение свидетельствует о намерении государства поднять не казённую статистику, а реальный уровень знаний школьников. Оно как бы говорит: половина абитуриентов не может получить минимальный проходной балл? Старайтесь лучше и набирайте ещё больше — все условия создаются.

Тернистый путь реформы образования в Узбекистане: проблемы и их решения

Фирюза Мухитдинова, профессор ТГЮУ, доктор юридических наук: «Роль государства в развитии системы школьного образования является ключевой и может оказать значительное влияние на качество и эффективность образовательного процесса. Внимание, уделяемое президентом данной области, не только подчёркивает её важность, но и служит примером для участников общества».

С 2024–2025 учебного года приём в государственные вузы и учреждения профобразования проводятся одновременно по принципу «вначале тест, затем выбор». После сдачи тестов абитуриенты по своему выбору участвуют в конкурсе на поступление в вуз, затем — в учреждение профобразования.

Начиная с текущей кампании, по государственному гранту можно будет поступить в частные вузы. Государственные гранты станут распределяться между вузами согласно выбору абитуриентов, зарегистрированных по данному направлению, и их баллам.

ВМЕСТО ПОСТСКРИПТУМА

Успехи Узбекистана в реформировании системы высшего образования определяются в зависимости от заявленных метрик. Охват населения высшим образованием, поддержка талантливых студентов, стремительно растущая инфраструктура, ежегодный рост числа государственных грантов, международная работа и привлечение в страну статусных иностранных вузов и преподавателей можно отнести к промежуточным победам государства. Вместе с тем сложностей, как можно убедиться, остаётся немало, и республике предстоит сделать большой рывок, чтобы к 2030 году сфера высшего образования вышла на принципиально новый уровень и достигла всех заявленных целей Стратегии.

Для этого государство должно действовать открыто, оперативно, решительно. Что оно и делает благодаря президенту, взявшему выполнение реформы под бдительный контроль. Грядущий новый учебный год даст новую оценку этим усилиям, и надеемся, при необходимости­ план будет оперативно скорректирован.

Интересные новости

Saber Publisher

Saber Publisher

2,16 тыс. подписчиков

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

26 просмотров

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

574 просмотров

Первым делом — самолёты

Первым делом — самолёты

537 просмотров

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

946 просмотров

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

552 просмотров

Спецпроект The Mag и TBC Bank

Спецпроект The Mag и TBC Bank

28 просмотров

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

35 просмотров

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

877 просмотров