Петиция о Чарваке стала частью решения ⋆ The Mag Business
Flat Preloader Icon
Голоса услышаны. Как петиция о Чарваке стала частью решенияГолоса услышаны. Как петиция о Чарваке стала частью решения

Голоса услышаны. Как петиция о Чарваке стала частью решения

photo_2025-08-21_20-21-13_20250821_152731

Общество, бизнес и государство – не по разные стороны, а в одном диалоге.

17 июля 2025 года на платформе MeningFikrim.uz была опубликована петиция известного блогера и экологической активистки Urikguli, в которой содержались тревожные вопросы о будущем Чарвакского водохранилища и масштабного проекта Sea Breeze Uzbekistan. В обращении подчёркивалась стратегическая важность Чарвака как источника питьевой воды, рекреационного и природного ресурса, и выражались опасения по поводу возможных экологических и социальных последствий.

Петиция быстро получила резонанс. Её деловой тон, обоснованная аргументация и ссылки на международные экологические принципы (включая Орхусскую конвенцию) задали новый стандарт публичного диалога: без истерики, но с твёрдой гражданской позицией.

И вот, ещё до истечения 15-дневного срока на модерацию петиции, 1 августа 2025 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №490, детально регламентирующее реализацию проекта Sea Breeze Uzbekistan.

Постановление как ответ

Документ носит не декларативный, а юридически обязывающий характер. И самое важное – он отвечает на большинство озвученных в петиции вопросов, причём не только принципиально, но и по конкретным механизмам исполнения:

  • сброс сточных вод в Чарвак строго запрещён – это зафиксировано в п. 5 постановления;
  • все стоки должны быть подключены к существующим очистным сооружениям г. Чирчика;
  • строительство инфраструктуры будет вестись за счёт инвестора, а проект будет проходить обязательную государственную экологическую экспертизу;
  • контроль за экологическими аспектами возложен не только на профильные ведомства, но и на Генеральную прокуратуру, СГБ и Министерство здравоохранения, что само по себе беспрецедентно для подобных инициатив.
photo_2025-08-21_20-21-28_20250821_152739

Сила институционального баланса

Интересно, что петиция и постановление, вышедшие почти синхронно, на деле не противоречат друг другу, а скорее становятся элементами одного целого – диалога, который возможен в обществе с высокой политической культурой.

Петиция выразила тревогу. Постановление – дало архитектуру ответов. И то, и другое стало возможным потому, что в Узбекистане появился новый тип коммуникации: формализованный, но живой.

Позиция инвестора: «Мы согласны с каждым пунктом»

Президент Agalarov Development Эмин Агаларов в своём официальном заявлении подтвердил: все условия, изложенные в постановлении, полностью приняты. Более того, компания приветствует жёсткий экологический контроль.

«Мы понимаем всю ответственность и всегда планировали реализовывать данный проект в рамках утвержденных экологических норм. Сброс в Чарвак невозможен ни технически, ни юридически – это закреплено в документах и будет контролироваться государством, а также мною лично – со стороны компании-инвестора», – подчеркнул Агаларов.

Что дальше?

На момент публикации статьи, проект Sea Breeze Uzbekistan официально находится в фазе предпроектной подготовки: ведётся очистка береговой зоны от мусора, собирается техническая информация, разрабатываются концепции инженерных решений. Любое строительство начнётся только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Параллельно обсуждаются варианты публичной презентации проекта – с привлечением архитекторов, местных жителей, экологов и журналистов. Потому что, как бы амбициозным ни был девелопмент, в XXI веке он не может быть закрытым.

А петиция? Услышана до того, как набрала подписи

Сегодня в социальных сетях и отдельных медиа раздаются мнения о том, что петиция на портале Mening Fikrim будто бы осталась без ответа, «зависла» в модерации или была проигнорирована. Но факты говорят об обратном.

Ответ на неё был дан – и дан в форме официального документа – ещё до того, как петиция прошла обязательную процедуру голосования. Это означает, что правительство отреагировало не формально, а принципиально: не дожидаясь кворума, не рассчитывая на PR-эффект, а исходя из важности озвученных тревог.

Что петиция поднимала – и как на это ответило государство:

  • Запрет на сброс сточных вод в Чарвак? – Введён прямой законодательный запрет.
  • Экологическая и социальная оценка воздействия? – Обязательная государственная экспертиза + экологический мониторинг.
  • Подключение к системе очистки? – Предусмотрено. Только через очистные сооружения г. Чирчика.
  • Публичность решений? – Проект выведен в формат официального регулирования.
  • Ответственность? – Контроль передан не только экологии, но и Генпрокуратуре, СГБ и другим ключевым структурам.
  • Приостановка реализации до оценок? – Никаких строительных работ до прохождения всех этапов экспертизы.

Это – не «замалчивание», а, наоборот, пример оперативной и уважительной реакции на гражданскую инициативу.

photo_2025-08-21_20-21-26_20250821_152736

Уважение – ключевое слово

То, что петиция не попала в ленту «проголосованных», не означает, что она была проигнорирована. Это скорее показатель новой чувствительности системы к общественным сигналам. Потому что настоящая ответственность – это не ждать давления, а действовать заранее. И в случае с Чарваком – именно это и произошло.

Вместо эпилога

История с петицией и постановлением показала главное: в Узбекистане формируется новая культура – культура слышащей власти, ответственного бизнеса и неравнодушного общества. Это не конфликт. Это взросление.

Интересные новости