В Узбекистане активно идёт процесс накопления знаний и формирования компетенций в сфере управления бизнесом. Предприниматели, директора и топ-менеджеры инвестируют в себя, чтобы повысить эффективность своих компаний и воспользоваться новыми возможностями, которые открываются в регионе Шёлкового пути.
За последние несколько лет в стране появились различные программы, в том числе по корпоративному управлению или работе совета директоров. Эти темы осваивают руководители как государственных, так и частных компаний.
Весной 2023 года в Ташкенте стартовала новая программа, на сей раз специально для генеральных директоров и собственников бизнеса, — «Эффективный СЕО». Её организаторами выступили российская Ассоциация независимых директоров и первый предпринимательский вуз Узбекистана TEAM University.
Первый старт собрал 25 человек. Специально на курс, помимо участников из Узбекистана, прилетели первые лица частных компаний из Таджикистана, России и Беларуси. Мы поговорили с организаторами и выпускниками программы, чтобы узнать, что лежит в её основе и что нового участники узнали на занятиях.
«С одной стороны, в Узбекистане активно развивается частный бизнес. С другой, в Центрально-Азиатском регионе наметились мощные интеграционные процессы. Мы заметили, что многие компании достигли определённого уровня и сейчас задаются вопросом: как развивать бизнес в других странах Шёлкового пути или как выходить ещё дальше. Новый масштаб бизнеса предполагает серьёзные организационные изменения, предъявляет повышенные требования прежде всего к генеральному директору.
Для проведения курса мы пригласили в Ташкент экспертов из Великобритании, Израиля, ОАЭ, России. Были и практики из Узбекистана. Каждый из экспертов обладает значительным опытом управления бизнесом в качестве генерального директора. Одна из главных задач курса — расширить понимание участников о роли, задачах и действиях генерального директора в различных ситуациях на основе лучших примеров из реальной практики».
«Вызовов сегодня действительно много. Растёт конкуренция, увеличивается скорость развития самого рынка. Сейчас для нас главная задача — уйти от компании семейно-феодального типа к компании чётких правил, регламентов и процедур, стать более системными.
У меня самого есть очень простой лайфхак, которому я следую всегда: «Учиться самим и учить команду, изучать опыт мирового менеджмента». Поэтому я и оказался на этой программе. Мне было важно понять, какие бывают способы решения стоящих перед нами задач, и я убедился, что мы идём правильной дорогой».
«Многие из нас — руководители с многолетним стажем, но сейчас устойчивый рост возможен, только если сможешь выйти за рамки своего опыта. Нужно изучать примеры разных компаний, смотреть на проблемы под другим углом, обсуждать сложные вопросы с экспертами. Всё это даёт заряд положительной энергии и способствует появлению новых идей.
Очень важно поддерживать движение. Улучшения — это непрерывный процесс. Если происходит остановка в развитии, наступает стагнация, а потом бизнес умирает.
Слушая людей с международным опытом, владельцев и топ-менеджеров из разных стран, я убедилась, что задачи генерального директора сильно зависят от приоритетов и стадии развития компании, её стратегии и корпоративной культуры».
«Сегодня рынок меняется очень динамично. Есть необходимость в системной цифровой трансформации. Возникают новые вызовы в управлении командами. Лично я, например, сталкиваюсь с необходимостью адаптироваться к новым технологиям и балансировать между инновациями и стабильностью.
Генеральному директору очень важно уметь видеть долгосрочную перспективу, выделять приоритеты и вовлекать сотрудников в достижение общих целей. Он должен быть на шаг впереди — активно развиваться сам, но при этом учитывать мнение команды и адаптироваться к переменам.
Одним из важнейших открытий курса стало изучение методов принятия стратегических решений и принципов эффективного делегирования. Это то, что реально нужно для улучшения управленческих процессов и повышения эффективности команды».
«Перед генеральным директором стоят серьёзные вызовы в любой ситуации. Это и многозадачность, и необходимость делегировать полномочия, и правильная организация тайм-менеджмента. Я лично часто сталкиваюсь с нехваткой времени, необходимостью лучше структурировать работу. Без этого невозможно вывести компанию на более высокий и качественный уровень.
Планирование — это ключ. Нужно заранее назначать и проводить встречи, цель которых — предвидеть будущие события и проблемы. При этом надо слышать топ-менеджмент, спрашивать, какие они видят вызовы, угрозы и возможные решения.
Крайне важно также протоколировать все встречи с командой. Если нет протокола, значит, не было и встречи. Обязательно нужно документировать, указывать сроки, ответственное лицо, а также сроки выполнения задач, которые обсуждались во время любого заседания. Это повышает как эффективность работы, так и временные затраты.
Ещё я узнал, что существуют разные архетипы генеральных директоров: перед каждым из них стоят свои задачи, и на различных этапах развития компании нужно «включать» тот или иной архетип. Курс дал мне более широкое представление о том, какими качествами должен обладать СЕО, какие задачи ставить перед собой, сколько времени тратить на стратегические и тактические решения. Ведь миссия генерального директора — успешно вести компанию в будущее. Всё это стало возможным благодаря общению с замечательными людьми — экспертами курса, директорами и учредителями разных компаний. Мы все делились своими историями и опытом».
«Появляется первое поколение профессиональных топ-менеджеров в Узбекистане. Наша задача их познакомить между собой, создать площадку для обмена опытом. Мы бы хотели видеть растущее сообщество СЕО, которые поднимут корпоративную культуру, а также культуру отношений между собственниками и управленцами на новый уровень.
Раньше конкуренция не чувствовалась, и чтобы успешно осуществлять свою деятельность, достаточно было иметь нишу благодаря каким-то факторам, зачастую нерыночным. Сейчас конкуренция вынуждает делать что-то лучше, чем твои конкуренты. Самое же главное — это опытный СЕО, имеющий в своём тулбоксе набор инструментов, которых нет у конкурентов. Это мы и пытаемся сделать в рамках образовательной программы: дать инструменты, которых пока нет у других».
[/vc_column_text][/vc_column]