Чёткость, опыт, профессионализм — три слова, которые приходят на ум после общения с главой логистического субхолдинга Orient Group Валерием Русиным.
The Mag поговорил со специалистом о строительстве автоматизированных складских помещений, 3PL-логистике и логистических перспективах Узбекистана.
■ Расскажите о себе. Вы приехали в Узбекистан с командой?
Да, я привёз с собой небольшую часть команды: это директор по логистике, директор по IT-технологиям и менеджер по работе со складскими процессами. Все они уже больше 15 лет в отрасли.
Сам я работал во многих международных (Mars, Lexel Electronics, Metro) и российских (Smile, ALIDI) дистрибьюторских компаниях. Последнее место работы — ALIDI — крупная логистическая дистрибьюторская компания, которая занимается организацией складских и транспортных операций. Но если в Узбекистане мы строим собственные склады, то там были арендные площади, на которых мы оказывали логистические услуги и дистрибуцию по РФ. Поэтому коммерческая и логистическая часть мне отлично знакомы.
■ А сейчас какова Ваша основная задача?
Организация работы площадок, строительство складов и настройка процессов. Когда это сделано, идёт вывод на самостоятельные мощности, обеспечение местным кадровым резервом, и тогда всю деятельность можно масштабировать.
■ Судя по бэкграунду, Вы специалист с богатым опытом.
Кажется, что это легко, но на самом деле это глубочайший процесс. Если привести в пример человеческий организм, то мозг — производитель, придумывающий товары, которыми мы с вами будем пользоваться всю жизнь. Сердце — завод, производящий продукт в большом объёме. А ещё есть кровеносная система — логистика, которая должна донести товары до каждой клеточки, то есть до каждого человека.
■ Интересная аллегория. Расскажите подробнее о деятельности логистического субхолдинга Orient Group.
Ключевая работа Orient Logistics — таможенные склады. До 50% всех грузов, которые обрабатываются в Узбекистане, как приходящие из-за границы, так и уходящие за рубеж, проходят через терминалы Orient. Всего у нас четыре терминала: Chukursay Logistics Center, Universal Logistic Services (ULS), Orient Logistics Center (OLC) и Highway Logistics. В три из них грузы доставляют железнодорожным и автомобильным транспортом, а в Highway только автомобильным.
Грузы прибывают, проходят таможенную очистку, за них платится пошлина, а мы оказываем услуги по их обработке. Например, у нас есть растаможенный контейнер, который нужно разобрать, — и мы это делаем для разных поставщиков. То же самое происходит с вагонами или автомобильными фурами. Клиенты, собственники либо закупщики могут хранить продукт на терминале до трёх лет.
■ Если говорить совсем просто, какие услуги Вы оказываете?
Размещаем груз на складах и обязуемся его качественно, аккуратно, бережно хранить. По заявке заказчика мы передаём товар, оформляем пакет документов — и продукция покидает нашу территорию. Именно так сейчас работает Orient Logistics.
Но как новое направление у нас есть и коммерческий склад международной корпорации Nestle, которой мы оказываем услуги хранения продукции — речь идёт о так называемом распределительном центре. Товар, который производится в Европе и в России, поступает к нам, проходит таможенную очистку и отправляется на склад хранения. Там продукт лежит до того момента, пока его не заберёт дистрибьютор, торговая сеть либо оптовый клиент. То есть уже полностью очищенный товар находится за пределами таможенных складов.
Всё собирается по коробкам определённого срока годности и партий товара, в зависимости от требований клиента, и отправляется заказчику в нужный период. Большие супермаркеты ставят особые условия: заказывают много продуктов с необходимым сроком годности. Они бьются за свой имидж. Мы всё это принимаем во внимание. Наша задача — учитывать в своей работе потребности и задания наших партнёров и выполнять их в полной мере с наивысшим качеством.
Кроме того, два с половиной месяца назад мы начали строить коммерческие склады. На площадке Highway Logistics возводится 20-тысячный склад категории А: большие современные 14-метровые помещения для хранения различной продукции. Причём это будет полностью автоматизированный проект. Такого уровня автоматизацию на сегодняшний день в Узбекистане делают единичные компании, а мы хотим занять лидирующую роль в этом направлении.
■ Можно здесь тоже поподробнее?
Склад с автоматизированной системой, благодаря которой и производитель, и заказчик получают информацию, что и в каком количестве у нас хранится. Например, клиент сделает заказ, а мы подберём, сформируем и отправим товар к нему в торговую точку. При этом он в любой момент будет знать, что происходит с грузом: он на сборке, в пути или уже доставлен. Это полный цикл так называемых 3PL-операций.
До сегодняшнего дня в Узбекистане всё хранилось на маленьких складах категории B и C, поэтому, например, известные интернет-платформы, E-com компании, крупные поставщики продуктов питания, товаров повседневного спроса, сетевые компании с большим ассортиментом продукции не заходили сюда: никто не мог обеспечить им должный уровень сервиса.
Мы не изобретаем колесо, а сразу предлагаем отработанные и настроенные услуги с высоким уровнем сервиса. Мы готовы сотрудничать не только с продуктовыми группами, но и с товарами высокой моды. Это могут быть крупные национальные группы компаний, например Inditex, в которую входят такие бренды, как Zara, H&M, Bershka и Stradivarius, а также другие холдинги, заинтересованные в складской и транспортной логистике.
■ То есть условно я как некая сеть передаю вам свои вещи, они приходят на склад, и дальше вы уже сами занимаетесь рассылкой до конечных покупателей?
Не до конечных покупателей, но до магазинов. Самое дорогое — это торговые площади. Цены на аренду высокие, а хранение больших запасов товаров на складах сложно организовать: артикулов множество, и нужны специалисты, которые смогут обеспечивать сохранность и безопасность товара. Мы это всё берём на себя.
Допустим, для вас условно из Голландии, Франции, Китая или откуда угодно приходят контейнеры с огромным ассортиментом товара. Мы его принимаем у себя на складах, раскладываем по размерам, брендам, артикулам. Заказчикам же, имея ежедневную информацию по остаткам продукции на нашем складе, достаточно на каждый день сформировать заказ и дождаться поставки в указанное время. Они говорят: «Нам нужно столько-то штук рубашек такого артикула, другого артикула — столько». В течение 24 часов упакованные коробки с этим продуктом будут у них.
Если происходит какая-то путаница, заказали что-то не то — они могут вернуть этот товар со следующей поставкой. Мы его опять-таки разложим в нужные места и при следующем заказе они получат то, что заказали. Безошибочно. И это касается абсолютно всех групп продукции.
■ Вы говорили, что такой принцип работы называется 3PL. Объясните?
Да, есть два варианта — 2PL и 3PL. Какие бывают услуги? Первая — это хранение, вторая — обработка, третья — доставка. Если на складе мы только храним и подбираем товар, то это 2PL, если только подбираем и развозим, тоже 2PL, если весь цикл, когда все три фактора работают, — это 3PL (Third Party Logistics, «логистика третьего поколения». — Прим. ред.).
В Узбекистане по системе 3PL работают максимум три компании, называть их не буду, это дистрибьюторы, которые могут сами закупать, хранить и развозить товары по торговым точкам. Это нонсенс, ведь страна большая. Складов, которые мы сейчас строим, в Узбекистане примерно в тысячу раз меньше, чем в России, и в 10 тысяч раз меньше, чем в Германии, в пересчёте на численность населения.
■ Хотя, казалось бы, рынок потребления здесь очень ёмкий.
Ёмкий, да. Но пока здесь нет компетенции, знаний, умений работать с этим направлением. Мы понимаем, что в ближайшее время, за год-два, нам необходимо не только развить эту технологию, но и подготовить сотрудников: должна вырасти команда профессионалов, которые продолжат развивать это направление в Узбекистане.
■ Когда эти новые склады будут запущены?
Первый двадцатитысячник запускается в феврале 2024 года. Мы очень быстро строим. Весь цикл от котлована до полного старта склада составляет 7–8 месяцев. В конце июня начали «копать», а сейчас уже устанавливаются стропильные системы для перекрытия крыши. Запустим его ориентировочно во второй–третьей декаде февраля.
■ Нужны какие-то особые условия для хранения товаров, тех же продуктов? Определённая температура?
Конечно. Расскажу про особенности. Первое — склады должны быть идеально чистыми. Для этого, понятное дело, нужно, чтобы они были технологически приспособлены к тому, чтобы быстро вымываться, обезжириваться и дезинфицироваться. Поэтому мы используем определённый строительный материал. Второе — для работы специализированной техники требуются прочные полы. Тот же мрамор не подходит, потому что он трескается.
Также необходимо специальное стеллажное оборудование, которое может «нарезаться» на определённые ячейки, чтобы максимально задействовать всё пространство склада. Везде математика, везде коммерция, везде мы ищем максимальную оптимизацию.
Кроме этого, на складах используются температурные установки. В Узбекистане, конечно, чаще жарко, но и про холод тоже не следует забывать. На складах мы устанавливаем как систему кондиционирования, так и систему обогрева, чтобы круглый год там сохранялась оптимальная температура, и неважно, будет на улице −20 или +45. На строящемся складе будет установлена климатическая система, которая в любое время суток поддерживает температуру в диапазоне 18 плюс-минус три градуса и 25 плюс-минус три градуса.
Кроме этого, в следующем году здесь, в OLS, мы начнём строить продуктовые склады. Там будет три температурных зоны хранения: +4, −4 и −25.
Важны и машины с поддержкой определённого температурного режима, чтобы мы могли на них перевезти в магазин молоко и оно было качественным и свежим, поскольку иначе его никто не купит. То же самое касается фруктов и овощей.
Также используется спецтехника и специальная система управления складом. Каждая операция проходит через терминал сбора данных, поэтому ни одну единицу товара сотрудники не могут без контроля куда-то переложить или забыть: система всегда подскажет, где продукт и какому клиенту его необходимо отгрузить.
■ Как данные попадают в систему?
Изначально на каждом товаре есть штрихкод, он сканируется терминалом, и все данные, в том числе срок годности, попадают в систему. Дальше, когда осуществляется сборка на складе, система сама говорит, из каких ячеек и с каким сроком годности собирать товар.
■ Как всё просто и логично!
Только сделать это технологически очень сложно. Основной акцент делается, конечно, на IT-системы.
■ Вы покупаете эти системы?
Покупаем и дорабатываем одновременно. Базы всегда покупаются, а настройки системы уже подстраиваются под потребности каждого клиента. К примеру, на этом двадцатитысячном складе, наверное, половину будет занимать Nestle. А на второй половине могут располагаться товары порядка ста партнёров, и у каждого свои требования к товару, к его подбору и отгрузке. Вся эта информация обязательно заносится в систему. Клиент должен всегда понимать, что он заказывает, что ему отгружают, в каком месте находится груз, когда он его получит.
■ У Вас будут и внешние, и узбекские партнёры?
Мы рассчитываем, что узбекских будет больше, чем внешних.
■ Сейчас мало внутренних игроков, которые пользуются услугами складов?
Мало, очень мало. И связано это в первую очередь с отсутствием предложений по складам, как я и упоминал ранее. Надеемся, что их будет больше.
Понятно, что все должны заниматься своим делом. Производители должны производить, складские компании — правильно оказывать свой комплекс услуг, продавцы — продавать. Тогда всё будет работать максимально эффективно и правильно.
■ А вообще, рынок логистики развит в Узбекистане?
Как я и сказал, не очень. Здесь недостаточно хороших транспортных компаний. Эту компетенцию нам вместе с рынком придётся нарабатывать. Про складскую логистику я тоже говорил. В Казани, например (город с населением чуть более миллиона человек), у нас под миллион квадратных метров складских помещений категории А, а здесь на начало 2023 года было всего 45 тысяч на весь Узбекистан. Из этих 45 тысяч — 25 тысяч у Orient. Сейчас рынок начинает развиваться, выстраиваться заново, и мы надеемся, что каждый год будет появляться хотя бы по 200 тысяч квадратных метров новых складских помещений.
■ А как, по Вашему мнению, будет развиваться логистика в Узбекистане в ближайшие пять лет с учётом того, что Россия отрезается от остального мира?
Ничего страшного не произойдёт, появятся новые логистические цепочки. Раньше было два основных потока: Европа — поток потребления, Китай — поток производства. Россия выступала как большой поставщик ресурсов и вместе с Центральной Азией использовалась как логистический коридор. Существующая цепочка частично порвалась, но развиваются другие пути.
Титанические сдвиги произошли, необходимо развивать новые маршруты восток — запад, нужен коридор север — юг, новые коридоры для увеличения поставок из Китая. Эти новые маршруты сейчас начинают выстраивать вдоль Каспийского моря, через соседние братские страны. Узбекистан в любом случае будет в сердце данных изменений, но также очень важно использовать и развивать внутренний рынок.
Узбекистан очень быстро развивается, я бы сказал семимильными шагами. Думаю, что 80–90% населения будет задействовано именно на внутреннем рынке, но, чтобы довести его до европейского уровня, потребуется время. Это нужно, чтобы выстроить всё качественно и правильно. Повторю, в Узбекистане пока 45 тысяч квадратных метров складских площадей категории А, в России для сравнения порядка 100 миллионов. С учётом интенсивного развития Узбекистана всем отраслям необходимо взаимодействовать и идти в ногу со временем для обеспечения роста экономики, улучшения качества обслуживания населения и повышения уровня жизни в стране.
На правах рекламы.