Flat Preloader Icon
Парковочная «метаморфоза» докатилась до ТашкентаПарковочная «метаморфоза» докатилась до Ташкента

Парковочная «метаморфоза» докатилась до Ташкента

oblozhkapark-

В 2025 году в Ташкенте должны всё-таки появиться платные парковки. Рассказываем их историю и как они сегодня упорядочивают (и раздражают) улицы.

«Одноногий вор»

Платные парковки появились там, где человечество впервые столкнулось с засильем автомобилей в городе. Произошло это в 1930-е годы в США. Правда, начали бить тревогу вовсе не жители гигантского Чикаго или Нью-Йорка. Первый паркомат и соответственно платное парковочное место появились в небольшом Оклахома-Сити.

5park-

В этом самом обыкновенном американском городке была одна центральная площадь с магазинчиками и ресторанами. Парковка перед ними была забита практически постоянно. Страдали и те, кто приезжал за покупками, и сам бизнес, потому что машины ставили все кому не лень.

В итоге арендаторы и владельцы недвижимости объединились и обратились к местному адвокату Карлу Меджи — филантропу и общественному деятелю. Он лично организовал и провёл конкурс на лучшее изобретение, способное отсчитывать время парковки. В итоге в 1933 году был представлен первый паркометр, который почему-то назвали «Чёрной Марией».

Правда, сразу же это устройство на улицу не отправилось. Меджи решил его слегка доработать. А ещё нужно было договориться с мэрией города, принять кое-какие законы. В Оклахома-Сити паркометр официально запустили только летом 1935 года.

Работал он примерно, как сейчас. Каждый водитель должен был взять талончик со временем начала парковки и положить под лобовое стекло. Потом по факту занятого времени этот талончик оплатить. Вот и всё.

1park-
Парковочный счётчик в Лонг-Бич, Калифорния, ок. 1940

Но, конечно, нововведение устроило не всех. Первый же паркометр выдрали с корнем и разбросали детали по всей округе, второй исчез бесследно, с третьим тоже ничего хорошего не случилось.

Даже местные журналисты были против новинки. В местной газете «Оклахома-Сити Стар» стали появляться статьи о том, что бесплатная парковка — это конституционное право каждого американца. «Мы будем оставлять машины так, как некогда наши деды оставляли своих лошадей», — писали разгневанные местные жители. Появилось и обидное прозвище для такого рода устройств — «одноногий вор».

Однако иски о том, что парковку необходимо сделать бесплатной, были проиграны. Властям города идея понравилась, и они всё активнее и активнее выбирали места, где можно было припарковаться, только заплатив деньги. Бюджет города начал получать от водителей дополнительные пять центов в час с парковки и 20 долларов за каждый штраф.

И это возымело действие! Парковочных мест стало значительно больше. А уже спустя пару лет ситуация кардинально изменилась. Теперь уже частные компании просили власти города ввести платную парковку перед их офисами, чтобы небольшое количество машиномест не занимали пришлые люди.

4-park

Экспериментом оклахомцев заинтересовались власти других штатов. «Посмотрите, у нас и места вдоль обочин освободились, и бюджет города пополнился», — делились опытом в мэрии. Поэтому неудивительно, что соседние города, а потом и отдалённые мегаполисы взяли это нововведение на вооружение. Уже в начале 1940-х в США установили 140 тысяч паркоматов и построили огромное количество многоэтажных паркингов, где машину можно было оставить за относительно небольшие деньги.

Одним словом, уже скоро платная парковка была везде. Ну или почти везде. Даже в Европе. Первыми концепцию переняли британцы. У них первый паркомат появился в 1958 году.

Кстати, в США придумали обязательные нормативы по минимальному числу машиномест для разного рода объектов. Для больниц оно определяется количеством коек, для ресторанов — посадочных мест, для отелей и кондоминиумов — комнат, а для библиотек — площадью пола.

Правильные приоритеты

Но ближе к 1980-м произошёл перелом. Урбанисты стали доказывать, что удобные и доступные паркинги — это сигнал для человека приезжать в центр города на авто. А человеку нужно дать другой сигнал. Примерно такой: «Друг, лучше оставь машину дома. Приезжай к нам не на машине. Приезжай на общественном транспорте. Так ты сможешь и пробок избежать, и за парковку платить не надо будет».

Первыми к этому пришли в европейских странах. Здесь и культ автомашин не так развит, как в США, и велосипед в большем почёте.

6-park-kopija

Сейчас для мэрий европейских городов список приоритетов выглядит примерно так: пешеход наиболее важный участник дорожного движения, на втором месте компактный и полезный для здоровья велосипед, затем — общественный транспорт, следом — такси и различные каршеринги. И только потом замыкает эту цепочку личный автомобиль.

Так, например, мэрия Амстердама сокращает парковочные места в рамках программы «Зелёная инфраструктура 2050», которая включает в себя больше зелёных зон, свободных от автомобилей, а также дополнительные вело- и пешеходные маршруты. Власти намерены поменять транспортную систему города, меньше концентрируясь на автомобилях и отдавая предпочтение развитию общественного транспорта.

Азиатские страны присматриваются к опыту европейцев. Например, о необходимости закрыть часть межквартальных проездов для автомобилей говорят китайские власти.

Поэтому администрации многих европейских городов с начала девяностых пошли по пути отказа от минимального количества парковочных мест и потихоньку стали вводить платный въезд в город или в его центр. При этом такой въезд не освобождает от необходимости отдельной оплаты парковки, стоимость которой весьма высока.

Пионерами в этом были британцы. В Лондоне платные зоны действуют с 2003 года. Плата взимается с 7 до 18 часов в будние дни. Деньги списываются автоматически, благодаря установленным камерам, которые считывают номера автомобилей. Стоит въезд в центр около £10. Для местных жителей и отдельных групп граждан предусмотрены скидки.

Также платным сделан въезд в центр Стокгольма, Осло (и ещё семи городов Норвегии), Милана, Юрмалы.

2park

А за океаном о частично платном въезде в город задумались власти Сан-Франциско. Они берут плату в $7,5 за въезд в город по мосту Золотые Ворота, а также в отдельных случаях за проезд по мосту, ведущему в город-спутник Окленд ($4–6). В будущем планируется сделать платным въезд и в другие районы.

Однако сейчас власти этих городов столкнулись с другой проблемой: это сервисы доставки и такси, которые загружают улицы и места стоянки автомобилей. Как бороться с таким «стихийным бедствием», продвинутые умы пока ещё не решили.

Кстати

В 2014 году американский профессор Дональд Шуп написал книгу «Высокая стоимость бесплатной парковки». Он выявил, что в среднем 30% автомобилей в пробке находятся в поиске парковочного места. По его мнению, бесплатная уличная стоянка — это заасфальтированное общественное благо, которое лишь увеличивает нашу потребность в автомобиле и за которое платят даже те, у кого автомобиля нет. Кроме того, сам процесс парковки расходует топливо, затрудняет дорожное движение и загрязняет воздух.

11park-

Шуп опровергает устоявшееся представление, что в большинстве случаев парковочные места бесплатны, не считая платной парковки, так как «цена бесплатной парковки скрыта в издержках городского бюджета, национальной экономики, окружающей среды». Любой ресторан или магазин закладывает в цену своего товара налоги, которые уплачивает за парковку. Бизнес учитывает эти расходы «в каждой чашке капучино, хотя покупают его не только водители».

А как у нас?

Теперь парковочная «метаморфоза» докатилась и до Ташкента.

Городские власти периодически заявляли о том, что платная парковка появится и в столице Узбекистана. Впервые об этом, как о вполне вероятном, заговорили в 2018 году. После чего какое-то время ушло на обдумывание идеи, создание соответствующей законодательной базы и окончательное понимание, как всё это запустить.

Теперь же президенту была представлена программа изменений в экономике страны, куда вписана и платная парковка. А значит, пути назад нет. Тем более что ещё в 2019 году Шавкат Мирзиёев поручил в срок до 1 июля 2020 года организовать сеть платных парковок вдоль автомобильных дорог и улиц в городах, областных и районных центрах. В 2021 году в рамках пилотного проекта выбрали первые десять центральных улиц, на которых решили организовать сбор денег за стоянку машин.

Изначально платные парковки должны были появиться на улицах столицы: Фидокор, Амира Темура, Нукусской, Братиславской, Мирабадской, Глинки, Авлиё-ота, Тараса Шевченко, Саид Барака, Моштабиб и Якуба Коласа. Там планировалось создать более 2,2 тыс. парковочных мест и установить 72 паркомата. Часть мест должны были зарезервировать для бесплатной парковки в платной зоне автовладельцев с ограниченными возможностями.

Впрочем, теперь речь идёт о том, что проект станет ещё грандиознее. Это будет сеть платных парковок вместимостью 10 тыс. мест на 20 улицах, а у шести станций метро планируется построить перехватывающие автостоянки с последующим выставлением их на аукцион.

Сейчас решением хокима Ташкента утверждены тарифы для платных парковок. Цены установлены в зависимости от тарифных зон и составляют от 5 до 12 тысяч сумов за час.

Новости партнёров