8 художественных и документальных фильмов о том, как настоящие стартапы вырастали в корпорации
Против гигантов (2022)
Spotify
Шведская докудрама об истории Spotify, чьи создатели заставили людей покупать музыку легально, пока крупные студии несли убытки от пиратства. Но кто именно ответствен за успех компании? Действительно ли у её основателей были благородные намерения? И чем Spotify разозлили Тейлор Свифт? Каждая серия показывает точку зрения одного из важных для компании людей, а в финале другой герой восклицает: «Да всё было совсем не так!» — и излагает свою версию событий.
Основатель (2017)
McDonald’s
Продавец миксеров для молочных коктейлей Рэй Крок приходит к основателям McDonald’s, братьям Макдональд, с предложением создать франшизу их ресторанов и существенно улучшить показатели продаж. Братья соглашаются, но с условием: они должны быть в курсе абсолютно всех изменений и нововведений. Вот только Крок этому правилу следовать совершенно не собирается, двигаясь вперёд любыми способами… Фильм рисует неоднозначный портрет Рэя Крока: он дал новую жизнь знаменитому бренду или паразитировал на чужом успехе? Предал своих работодателей или удачно воспользовался моментом?
На взводе: битва за Uber (2022)
Uber
История противоречивого основателя Uber Трэвиса Каланика, отстранённого от управления в 2017 году. Инвесторы были в восторге от удобного приложения для поиска такси, однако не знали, что Каланик скрывает важную финансовую информацию, нарушает корпоративную этику и совершенно забывает про свою репутацию… Сериал убедительно показывает, как раздутое эго и отсутствие моральных принципов могут навредить даже самому новаторскому бизнесу.
Плюшевый пузырь (2023)
Beanie Babies
В середине 1990-х бренд игрушек Beanie Babies буквально свёл с ума Америку, сделав своего создателя Тая Уорнера миллиардером. Чем же мишки, лягушки и собачки Beanie были лучше других? Уорнер делал ставку на уникальность: каждая линейка игрушек определённого дизайна продавалась в строго ограниченное время, вынуждая покупателей гоняться за коллекционными экземплярами, меняться ими или приобретать их по завышенной цене. Но «плюшевый пузырь» рано или поздно должен был лопнуть… Кто в этом виноват? Об этом и рассказывается в фильме.
Взлёт и падение Аберкромби и Фитч (2022)
Abercrombie & Fitch
Фильм об американском бренде одежды Abercrombie & Fitch — от прихода нового главы Майка Джеффриса в 1992 году до обвинений в расизме и дискриминации в начале 2000-х. Джеффрису удалось превратить A&F из убыточной компании, терявшей до $25 млн в год, в лидера рынка с годовой прибылью в $2 млрд. Но когда повсюду пестрели рекламы A&F с идеальными телами полуголых моделей, сотрудников компании могли легко уволить за цвет кожи, лишний вес, дреды или тюрбан…
Внутри мозга Билла: расшифровка Билла Гейтса (2019)
Microsoft
Трёхсерийный документальный фильм Netflix рассказывает о жизни основателя Microsoft Билла Гейтса и его гуманитарных проектах в развивающихся странах.
Каждая серия сопоставляет развитие гуманитарной деятельности Гейтса с его карьерой в IT: ранними годами Microsoft, построением бизнес-партнёрств или борьбой с обвинениями в монополизации рынка.
Ставка на ноль (2016)
Herbalife
Выход картины о Herbalife сопровождался большим скандалом: представители компании угрожали авторам судом за клевету и всячески пытались сорвать премьеру. Почему? Создатели фильма открыто обвиняют компанию в построении финансовой пирамиды (наглядно показывая, как работают такие схемы) и объясняют, как Herbalife неоднократно удавалось отбиться от обвинений в мошенничестве, недобросовестной рекламе и обмане клиентов.
WeWork: рождение и крах единорога в 47 млрд долларов (2021)
WeWork
Коворкинг WeWork, созданный в 2010 году Адамом Нейманом, одно время оценивался в $47 млрд. Лидеры компании утверждали, что их цель не просто построить стартап по поиску дешёвых и доступных офисов, а создать рабочее сообщество нового типа. Однако девять лет спустя Неймана вынудили покинуть пост главы WeWork, обвиняя в гигантских растратах… В фильме исследуется неоднозначная личность Неймана: пристрастие к большим тратам и наркотикам, желание отправиться на Марс и жить вечно — и при этом несомненная харизма и умение убеждать как простых сотрудников, так и состоятельных инвесторов.