Более чем за двадцать лет предпринимательской деятельности я научился связывать разнопрофильные бизнесы, выстраивая равноправные отношения с партнёрами. Постараюсь раскрыть главные критерии, благодаря которым можно подойти к поиску коллеги по бизнесу более тщательно.
Самые опасные партнеры
Первым делом обезопасьте себя от двух самых неприятных типов бизнес-партнёров.
Первые — хищники. Они используют любую ситуацию в свою пользу. Обычно у таких людей туннельное мышление (ограниченный тип восприятия, при котором человек считает верной только свою точку зрения, а другие варианты игнорирует). Они жаждут наживы и идут на поводу у собственного эго. Эти люди живут по принципу «единственный способ получить больше — забрать у других», что и создаёт проблемы для их бизнес-партнёров. В коммуникации с таким человеком важно обозначить определённые границы, после пересечения которых необходимо сказать «нет». Лучше заранее себя обезопасить.
Другой тип — манипуляторы, создающие дисбаланс в деловом общении и эксплуатирующие других для решения своих задач. Обнаружив слабости оппонента, манипулятор будет этим пользоваться. Он может скрываться под маской как агрессора, так и жертвы. В первом случае он прибегает к угрозам и запугиваниям, чтобы вас контролировать. Во втором — в своих целях вызывает в вас чувство вины.
Эффективное оружие против манипулятора — показать, что вы видите его игру и понимаете, как он будет поступать дальше. Когда все его слова и действия ставятся под сомнение или даже обесцениваются, манипулятор не представляет опасности.
Что важно в работе с партнёрами
Если вы планируете долгосрочную работу над проектом, то должны заранее предусмотреть свои действия, как бы ни сложились обстоятельства.
Заключайте партнёрское соглашение, в котором будут описаны обязательства каждого из партнёров. Обсудите и письменно зафиксируйте все вероятные случаи, даже если они кажутся курьёзными или невозможными. Например, можете ли вы привлечь в качестве бухгалтера свою супругу, не будет ли против ваш партнёр. Или что будет в случае болезни одного из вас.
Укажите, как вы будете поступать, если у одного из партнёров закончатся деньги. Или как быть, если у кого-то из вас начался бракоразводный процесс и жена претендует на долю в общем бизнесе. Все договорённости в обязательном порядке нужно зафиксировать в партнёрском соглашении.
Внедрите в свой бизнес ERP—систему. Старайтесь сделать все бизнес-процессы максимально прозрачными. В этом вам поможет ERP — особая система планирования ресурсов предприятия.
Я использую её в каждом своём бизнесе: это позволяет собрать все процессы в единую систему, что делает работу более понятной и эффективной. Система даёт возможность автоматизировать множество повторяющихся задач и таким образом экономит массу времени и сил. Кроме того, данные становятся точнее и доступнее, что помогает принимать более обоснованные решения и оперативно реагировать на изменения на рынке. Можно легко отслеживать ресурсы, управлять запасами, финансами и делать многое другое — всё из одного места. Бизнес становится более предсказуемым, что положительно отражается на вашем сотрудничестве с партнёрами.
И ещё пара моментов
Кроме чисто рабочих процессов, важно обратить внимание и на то, каков человек вне работы.
Присмотритесь, насколько сильно внешние обстоятельства могут повлиять на работу вашего партнёра и умеет ли он отделять одно от другого. Например, партнёр изменил жене и теперь она является к нему на работу и устраивает скандалы. Если он допускает подобное — это так себе партнёр.
Бизнес не всегда бывает экологичным с точки зрения отношений, продукта или самой идеи. Ведь есть люди, которые в своём подходе к бизнесу игнорируют моральные принципы и стандарты общества, благодаря чему могут быстро добиться желаемого результата. Считаю, что экологичность в бизнесе и отношениях с партнёрами играет очень важную роль.
И это касается не только партнёров, но и сотрудников. Я убеждён, что сотрудники — это те же партнёры по бизнесу, просто чуть ниже в иерархии. Они — движущая сила бизнеса, и нужно уметь находить общий язык со всеми.
Поймите, для чего вы ищете делового партнёра. Как правило, многие начинают бизнес с друзьями или родственниками, что зачастую приводит к конфликтам. Это происходит по одной простой причине: новые «коллеги» не понимают, что они приносят в дело и где заканчивается их зона ответственности. Партнёр в бизнесе в первую очередь именно коллега, без всяких кавычек. Вы должны понимать, что он может дать бизнесу, и обсудить это «на берегу».
Ну и заключительный совет. Когда я только начинал вести бизнес, не было социальных сетей, настолько развитой коммуникации между людьми и разнообразия коворкингов с семинарами, посвящённых продуктивности и «успешному успеху». Я двигался на своём энтузиазме, набивал шишки на практике и делал выводы.
Сейчас же всё стремительно меняется, коммуникация с разными людьми доступна одним нажатием кнопки, как и экспертиза в разных вопросах. Поэтому не бойтесь искать знакомства с более опытными людьми, которые могли бы проконсультировать вас, — в этом нет ничего страшного.