Владимир Борзов прошел интересный путь от врача до ведущего специалиста по традиционному ушу в Узбекистане, создал уникальную школу «Парящий дракон». Его ученики – это известные спортсмены, чемпионы мира и призеры различных соревнований, каскадеры и основатели собственных школ.
Все началось с «Юности»
Я родился в семье военных и врачей. У меня не было задачи пойти по тем или иным стопам, но так вышло, что попробовал себя и в роли военного, и в роли врача. Спорт и единоборства присутствовали в моей жизни с самого детства. Знаковым моментом стал приход в цирковую школу «Юность». В свое время в Ташкент из Юрги переехал цирк «Юность», которым руководил Евгений Петрович Белкин. Он был легендарной личностью, выступал с Иванов Поддубным – прославленным на весь мир борцом. Евгений Петрович положил начало моей карьере. Далее была армия, после которой я попал в центральную школу карате в Узбекистане к замечательному наставнику – Владимиру Васильевичу Лигаю. Вместе с ним вошел в сборную.
От медицины к боевым искусствам
Через три года после армии, получив травму, решил поступить в медицинскую школу имени Ахунбабаева. Окончил ее с отличием, поработал год на «скорой помощи» и, чтобы углубить знания, продолжил обучение на лечебном факультете ТашМИ.
Судьба привела меня в медицину не просто так. Западные сознание и медицина основаны на материализме, тогда как восточные – на метафизике. Знание анатомии, понимание биохимических процессов и так далее помогали мне разобраться в восточных практиках. Я параллельно изучал восточную и европейскую медицинские системы. В определенный момент был большой внутренний конфликт и нестыковки, но мне удалось найти способ интегрировать полученные знания в единую систему.
Психофизика – основа методологии ушу
По-китайски «вушу» – это система традиционных боевых искусств, которая включает несколько направлений. Предполагает пять типов психофизического склада человека. В зависимости от телосложения, характера, темперамента ученика мастер четко понимает, какой стиль ему подойдет.
Когда ученик готов, учитель приходит
Начинать заниматься ушу можно в любом возрасте, как только почувствуете желание. Детей обычно приводят родители. Мы предлагаем первые две недели просто походить, потренироваться в группе и посмотреть: нравится или нет? Если ребенку это по душе, он остается.
Основа воспитания детей – дисциплина, понимание моральных норм и физическая подготовка. Я не считаю, что ребенок лишается детства, занимаясь спортом. Наоборот, ему интересно, он развивается в среде единомышленников и приобретает навыки, которые останутся с ним на всю жизнь.
Многие виды единоборств были созданы не как боевые системы, а для физического развития и воспитания молодежи: например, шотокан, айкидо. Создавая спортивное направление ушу, спорткомитет Китая стремился распространить его в стране и мире, привлечь молодежь в возрасте до 25–30 лет.
Шанс есть у каждого
Мы никогда и никому не отказываем. Ушу – настолько многоцелевая система, что человек с любыми физическими возможностями найдет то, чем сможет заниматься. Тем более ребенок. Если ему это интересно, он будет с удовольствием посещать тренировки. Для многих ребят знакомство с ушу начинается с игры «Пять зверей». Это своеобразная гимнастика. Она даже транслируется по детскому телевидению в Китае.
Даже умирая, можно чему-то научиться
Человек отличается от других форм жизни тем, что имеет сознание и мыслит. Он все делает сознательно: читает книги, посещает курсы, проходит обучение у мастеров. Этот процесс длится на протяжении всей жизни. В двадцать, тридцать, пятьдесят или семьдесят лет – в любом возрасте можно узнать что-то новое.
«Парящий дракон» небесного императора
Занимаясь карате, я познакомился с мастерами кунг-фу с Дальнего Востока. Меня интересовало это направление, так как было понимание, что корни карате уходят туда. С 1982 года начал глубже изучать истоки единоборства и спустя семь лет, в 1989-м, основал школу «Парящий дракон». В ее первый состав вошли мастера спорта и кандидаты в мастера спорта по борьбе, карате, дзюдо, боксу. Они создали школе имя в мире единоборств, стали первыми чемпионами мира и призерами.
Почему «Парящий дракон»? Дракон – это знак императора, парящий – символ мощности и устремленности команды. С метафизической точки зрения, Шень Лун Дао – это синий дракон с красными перьями, на котором парил небесный император.
Поражения укрепляют дух
Подняться после поражения помогает только дух – Шень. Он формируется в процессе занятий, помогает справляться с неудачами и идти дальше. Поэтому ушу – это прежде всего духовное воспитание, следование определенным положениям. На соревнованиях даже ставится отдельная оценка за Шень, который определяется по взгляду, артистизму, наполнености и осознанности движений.
Наставник – это человек, который несет факел в темноте
Задача наставника – научить подопечного самостоятельно следовать по своему пути. Мастер в ушу, как мама, помогает делать первые шаги, а после «отпускает» ученика, чтобы тот прошел свой путь – свое Дао. Ученик может идти в русле с учителем, но никогда по одному с ним пути.
Другие важные качества наставника – открытость и честность. Я никогда не лгу и требую того же от своих преподавателей.
Если раньше в единоборства приходили люди, чтобы научиться драться, уметь защищать себя, то сейчас наметилась тенденция самопознания. И это очень радует. Все больше учеников приходят в ушу, чтобы действительно пройти свой путь – Дао.
От сердца к сердцу
В Китае говорят, что нужно жить в доме наставника, так как учение передается от сердца к сердцу. Учитель несет огромную ответственность, ведь ученики наблюдают за ним не только во время физических упражнений, но и в обычной жизни. Он – их главный пример для подражания. Это налаживает связь, которая бесценна.
Преподаю больше 35 лет, и за это время у меня было много учеников. Почти все они находятся со мной «на связи». Могут обратиться по любым вопросам: относительно спорта или личной жизни. Были случаи, когда подопечные женились и во время свадебной прогулки заезжали в зал, чтобы попросить моего благословения.
Спорт – способ гордо заявить о своей Родине
Спорт основан на следующих «китах» – дисциплине, желании двигаться вперед, честности в присвоении званий, а также финансировании. Присутствие всех этих составляющих значительно продвигает вперед любой вид спорта. Главное – работать, стремиться к достижениям, а в случае поражений вставать и идти дальше. Также важна реклама и продвижение на телевидении. Без этого человек может просто не узнать, что на соседней улице есть хорошая школа.
Сегодня многие интересуются спортом, особенно после наших побед на чемпионатах мира, Олимпиаде. Это воодушевляет молодежь и дарит чувство гордости за свою страну. Спорт – эффективный инструмент объединения и мотивации подрастающего поколения и нации в целом. Для меня и нашей команды момент, когда на соревнованиях поднимали флаг Узбекистана, был особым, ни с чем не сравнимым опытом. Его стоит пережить каждому спортсмену. Поэтому задача нашей ассоциации – поддержать авторитет сборной Узбекистана, которую знают во всем мире, и вырастить новое поколение спортсменов.
Горжусь своими учениками, которые продолжают эту традицию. Так, в 2016 году на Открытом международном турнире по ушу в Санкт-Петербурге Олеся Абдурахманова завоевала три «золота» и одно «серебро», Алишер Меледжаев – «серебро» (вид программы Уданпай, Хуан ву Куан). На V чемпионате мира по кунг-фу файтинг в Москве Мафтуна Бердырахматова пополнила копилку нашей сборной серебряной и четырьмя бронзовыми медалями. Растет достойная смена!
Получайте новые интересные статьи в Telegram: TheMag
Читайте также:
- «Специальный гость: Ректор ИНХА Сарвар Бабаходжаев». О том, почему для открытия филиала ИНХА за рубежом выбрали именно Узбекистан, о развитии телемедицины и о том, что знания важнее поступления.
- «Непохожий на меня: Мы выросли в Узбекистане». Представителями негроидной расы, которые выросли в Узбекистане рассказали, с какими трудностями они столкнулись в детстве, как складывались их отношения с одноклассниками, а потом — и во взрослой жизни.