Картина высотой в трехэтажный дом — звучит как фантастика, не правда ли? Однако такое произведение действительно существует: это «Тысяча ангелов и одна картина» ташкентского художника Лекима Ибрагимова. О вдохновении, Малевиче и ангелах-хранителях художника — наше интервью.
— Про некоторых людей говорят, что при рождении их Бог поцеловал в макушку. При взгляде на ваши картины кажется, будто вас благословили ангелы. Расскажите, с чего началась ваша любовь к живописи?
— Мои родители были образованными и с детства старались привить мне любовь к искусству. С малых лет у меня хорошо получалось рисовать, поэтому после школы я решил поступить в художественное училище в Алма-Ате. Там уже все свое время я стал посвящать живописи.
— Какие художники вас вдохновляли в начале творческого пути?
— Во время учебы нас накрыла волна европейского искусства — Пикассо, Сезан, Малевич… Многие из студентов тогда обращались за вдохновением к африканским и азиатским образцам искусства. Так и я решил почерпнуть вдохновение в древней культуре своего народа. Переехал в Ташкент и ничуть об этом не сожалею — вся культура Востока собрана в Узбекистане.
— Как вы считаете, почему некоторые картины собирают вокруг себя толпы людей, а некоторые остаются никем не замеченными?
— В картине художник выражает свой внутренний мир, его душа раскрывается в работе. Он отдает полотну часть своей ауры, если можно так сказать. И люди неосознанно тянутся к картине, потому что в ней есть глубинный смысл.
Когда мои работы выставлялись в ЦДХ, я обратил внимание, что в обеденное время около них собираются работники центра. «У ваших картин аура хорошая, мы тут отдыхаем», — объяснили они.
Я хочу нести людям радость, и, думаю, они это чувствуют.
— Не так давно в Музее современного искусства Сан-Франциско произошел курьезный случай. Подростки оставили обыкновенные очки среди других инсталляций и стали наблюдать за реакцией посетителей. Удивительно, но многие подходили, многозначительно рассматривали «экспонат». Каково ваше отношение к такому современному искусству?
— Репинская школа, авангардизм, кубизм… Время идет, жанры меняются, а суть искусства остается той же. Но
если сравнить Джоконду и современные инсталляции — на чем вы задержите взгляд?
— Что вдохновило вас на создание вашего знаменитого произведения «Тысяча ангелов и одна картина»?
— Почти сорок лет я был в поиске. Писал произведения, изображающие ангелов, проводил выставки… но все это было не то. Собравшись семейным кругом — жена и сыновья Мурат и Гайрат, решили, что нужно написать гигантскую картину, состоящую из тысячи полотен. Финальная работа получилась высотой почти в трехэтажный дом (8 метров) и длиной 66 м.
Название пришло само собой: «Тысяча ангелов и одна картина». На протяжении почти пяти лет я работал над «ангелами» и днем, и ночью. Иногда хотелось просто бросить все, но каждый раз неведомая сила возвращала меня за мольберт.
И, конечно, ничего бы не получилось без моей семьи — старший сын помогал финансово, младший помог отснять всю тысячу эскизов, жена тоже поддерживала на протяжении всей работы.
— В чем основная идея картины?
— В ней отражена и тема Великого шелкового пути, и элементы религий всего мира. Тут и буддизм, и библейские сюжеты, причем у многих из них — новая трактовка. На каждой из тысячи картин изображен ангел, защищающий или предостерегающий людей от необдуманных поступков или опасности.
Главная идея —
что бы с нами ни происходило, ангелы всегда рядом.
— Ваше произведение выставлялось не только в Ташкенте, но и в Москве, Праге… где его наиболее тепло приняли?
— Где бы ни выставлялась картина, ее встречали очень тепло. Одну из выставок мы назвали «Найди своего ангела», и люди старательно рассматривали полотно в поисках своего защитника. Я верю, что у каждого из нас есть ангел-хранитель, который оберегает от бед.
— Над чем вы работаете сейчас? Стоит ли любителям искусства ожидать нового, столь же глобального произведения?
— Пока ничего такого не планирую. Сейчас меня вместе с «ангелами» приглашают во многие музеи. Я хочу выставить эту работу во всех странах мира, но вы ведь понимаете, как тяжело в техническом плане все организовать. Тем не менее скоро предстоит новая поездка, куда — пока не скажу, суеверия. (Улыбается.)