Азиза Кариева — фотограф года ⋆ The Mag Business
Flat Preloader Icon
Азиза Кариева — фотограф годаАзиза Кариева — фотограф года
10 декабря 2016

Азиза Кариева — фотограф года

Почти 10 лет назад мир Азизы Кариевой — тогда еще студентки художественного колледжа — изменился. Она прониклась фотографией — конкретно тем моментом, когда картину с уникальным содержанием можно «нарисовать», поймав миг, который не повторится никогда. Сейчас она занимается не только фото — в насыщенный график попадает и живопись, и дизайн, и среди прочего — забота о двух маленьких детях. Мы встретились с ней на самом шумном, четвертом этаже Samarqand Darvoza — как раз возле детской площадки, куда она на время привела своего ребенка.

— Как вы успеваете все совмещать? Дети, работа, домашние дела…

— Да никак. В основном работаю по ночам, и то не каждый раз. Обычно я просто не заморачиваюсь — занимаюсь делами, когда есть свободная минутка. Но если работать приходится днем, то с детьми, разумеется, кто-то сидит. Ну или они бегают где-то рядом.

— С детьми на работе веселее?

— Нет, это очень сложно. И опасно. За ними нужно постоянно следить — то попытаются засунуть пальцы в розетку, то начнут играть с проводами от студийного оборудования.

— А как часто вы занимаетесь фотографией?

— В месяц бывает по шесть-семь съемок. Это могут быть и коммерческие заказы, и собственные проекты, которые делаю просто для души.

— Бывают ли заказы, за которые вам не хочется браться?

Азиза Кариева

— Обычно я не отделяю коммерческое от личного — просто делаю то же, что и всегда, получая за это деньги.

Иногда бывает, что заказчик хочет чего-то, что я не совсем понимаю, но и в этом случае не имею права отказываться и говорить, что это «не в моем стиле». Фотографов много, и если человек обратился ко мне, значит, ему нравится мой подход. Я стараюсь не вредничать и не конфликтовать: хочет человек на фотографии гламур и барокко — пожалуйста, сделаю, если только получится. Но сделаю так, как буду видеть сама — в своем стиле.

— Вы говорите, что фотографов много. Эта область развивается?

— Если в общих чертах, то культура фотографии за последние два года заметно выросла. Люди стали более разборчивы — влияние Интернета, доступ к журналам и фоторесурсам научили людей видеть и делать хорошие работы. И это радует. Снимки местных фотографов стали более грамотными, и все чаще я замечаю работы, которые мне просто нравятся.

— Как вы считаете, желание людей фотографировать — это осознанный выбор или их в определенный момент просто «озаряет», как и вас когда-то?

Фото Азизы Кариевой— Думаю, чаще всего играет роль «эффект толпы». Если бы у нас не было способов заниматься фотографией, если бы люди не могли арендовать студии, а вместо современных камер была бы дагерротипия, не было бы такого роста. Сейчас фотография доступна и удобна — даже мобильные телефоны могут выдавать хорошую картинку — поэтому люди ею занимаются. У каждой эпохи есть свои направления: во времена Возрождения было много художников и музыкантов, а сейчас, в эру высоких технологий, пришло время фотографии. Это ведь совсем не сложно — нужно немного почитать, потренироваться и действовать.

— Появилось много фотографов. Они друг другу не мешают? Могут ли, грубо говоря, дилетанты испортить отношение людей к фотографии как к искусству?

— Если кто-то не знает основ и теории, он либо придет к этому со временем, либо забросит занятие вообще. Я не думаю, что много фотографов — плохо. Зритель-то все равно разбирается: у него есть вкус, и он знает, чего хочет. Для кого-то фотография — способ заработать. Для кого-то это хобби вроде поездок в горы. Моменты, которые приносят радость. А большая конкуренция — это, скорее, плюс, который толкает всех участников к развитию. Но творческий человек вообще не должен думать о конкуренции: если часто обращать на нее внимание, можно потерять смысл в том, что делаешь.

— О чем же тогда нужно думать творческому человеку?

— Настоящему художнику достаточно иметь в голове постоянные идеи и воплощать их. Если они понравятся другим людям — еще лучше. Мне кажется, нужно постоянно искать себя. Говорят, что художник должен быть голодным. А фотограф должен быть голодным на изображения. Постоянный поиск — это когда ты сделал что-то одно, от чего был в восторге, а через несколько недель посмотрел на работу и сказал: «Ну так, нормально». Художник всегда должен хотеть чего-то большего.

— Должен ли художник всегда отстаивать свое видение и сражаться за него?

— Да. Кто-то его поймет, а кто-то — нет. Может быть, зритель просто не готов, и немного позже, пройдя определенный путь и получив новый опыт, он повернется к художнику лицом и признается, что наконец понял его. Это ведь факт — то, что вам нравится, отражает вас изнутри. И если к чему-то не лежит душа, то это просто не ваша вибрация. По крайней мере сейчас.

— А недавний случай в Москве, когда практически силой закрыли выставку Стерджесса?

— Кого?

— Джока Стерджесса — фотографа, который делал художественные снимки обнаженных подростков. Гражданские активисты заблокировали выставку, некоторые работы даже испортили…

— А мне кажется, он знал, на что идет. Или это была обычная провокация. Здесь тот же вопрос, о котором мы говорили, — нас, фотографов, много, и каждый хочет чем-то выделиться. Во все времена считалось не совсем нормальным снимать обнаженных детей — он знал, на что идет, и добился, чего хотел: его знают, его обсуждают. Я же стараюсь не затрагивать ка-
кие-то больные моменты, так же, как стараюсь не лезть в политику — мне это просто не интересно. Бунтарство — не мое.

— А какие темы вы затрагиваете в своих работах?

— Мне нравится показывать маленькие миры отдельных людей, их психологию и переживания. Искать то, что человек прячет. Глаза ведь никогда не врут, особенно, когда ты их снимаешь. Не думаю, что это похоже на бунтарство, но эта тема слегка завуалирована, и не каждый может ее понять. В фотографии для меня важна эстетика, а еще — нечто большее, чем просто красота. Что-то, что «цепляет». Что-то, что ты не можешь объяснить. Копать глубоко — скучно, пусть этим занимаются искусствоведы или те, кто любит анализ. Мои же критерии при оценке фотографий — просто «нравится».

Фото Азизы Кариевой

Я стараюсь не затрагивать какие-то больные моменты, так же, как стараюсь не лезть в политику — мне это просто не интересно. Бунтарство — не мое

— А как вы сами относитесь к искусствоведам?

— Хорошо, потому что должен быть кто-то, кто направляет людей. Не все могут быть знатоками искусства, не все могут в нем разбираться. Критики направляют, говорят, на что стоит обращать внимание.

— Но вы говорили, что главное — то, как работа «цепляет» человеческие эмоции. Если это так важно, то зачем прислушиваться к логике других людей, которые, возможно, даже не испытывали этих эмоций?

— Все люди разные. И никто не обязан любить то, что нравится всем. Кто-то любит кофе с корицей, а кто-то наслаждается черным, без сахара. Наши вкусы зависят от детства, опыта, профессии, словом — от всего. И никто никого не обязывает прислушиваться к определенному мнению. Нравится — смотри, читай, слушай. Я же хочу просто заниматься своим делом. И пусть все говорят, что хотят, пусть кому-то нравится, а кому-то нет. Зритель — он все равно будет.

— Всегда найдутся люди, которым вы будете интересны?

— Именно.

— А на каких мастеров вы сами обращаете внимание?

Фото Азизы Кариевой

— Вдохновителей много. Среди них есть и классики, которых знают все. Салли Манн. Энни Лейбовиц с ее невероятными портретами. Не знаю, как она это делает — замечает магию в глазах каждого человека. С виду — обычные портреты, но стоит приглядеться, как находишь столько всего, что хочется смотреть и смотреть. И таких людей очень много… А на самом деле, когда меня спрашивают про любимых авторов, я срочно забываю всех. Но вдохновение — оно есть во всем. Его можно ловить на улице, в парках, искать в книгах, песнях, в небе…

— А если оно пропадает?

— Ну что поделать? Если пропало вдохновение, это говорит о диссонансе с миром. Вдохновение — это связь с космосом, а значит, ты потерял эту связь, и придется ее восстанавливать. Я не могу работать, когда в жизни появляются сложности — когда ругаюсь с кем-то или когда кто-то портит настроение. Сразу опускаются руки и не хочется ничего делать. Но при любой возможности я стараюсь делать хоть что-нибудь и не тратить время зря.

— Что бы вы пожелали читателям в Новом году?

— Ценить время и не терять его просто так: оно улетает очень быстро. Можно потратить пару часов, так и не поняв, чем ты занимался все это время. А можно провести их за делом и вспоминать об этом еще не раз. Осознаешь важность каждой минуты — и сможешь держать себя в тонусе. Даже если у человека нет огромного таланта, но он трудится, ему обязательно воздастся. Равно и обратное — если есть талант, но нет опыта, сделать что-то хорошее и интересное вряд ли получится.

Интересные новости

Saber Publisher

Saber Publisher

2,16 тыс. подписчиков

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

26 просмотров

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

574 просмотров

Первым делом — самолёты

Первым делом — самолёты

537 просмотров

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

942 просмотров

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

552 просмотров

Спецпроект The Mag и TBC Bank

Спецпроект The Mag и TBC Bank

28 просмотров

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

35 просмотров

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

877 просмотров