С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов ⋆ The Mag Business
Flat Preloader Icon
С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатовС ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов
07 ноября 2024

С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов

1-4

В апреле 2022 года в Ташкенте был запущен первый сервис онлайн-аренды электросамокатов. За короткий промежуток времени услуга под названием «кикшеринг» приобрела большую популярность, а число компаний, сдающих самокаты в аренду, стремительно увеличивается. Вслед за Россией, Казахстаном и Сербией наша страна открыла двери для сервиса, вокруг которого, равно как и вокруг других брендов, неизбежно разгораются споры. Рассказываем, в чём плюсы и минусы такого вида транспорта.

Преимущества электросамокатов многим сейчас кажутся очевидными, а их популярность — вполне обоснованной. Это средство передвижения не первый раз завоёвывает тротуары, а тренд на экологичное передвижение зародился вовсе не в XXI веке, а гораздо раньше.

С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ

Электрический самокат — это дорожное транспортное средство, двигатель которого потребляет электричество. Его прародителями были электрические велосипеды, точное время изобретения которых не известно. Впрочем, не ошибёмся, если назовём XIX век. Дело в том, что первый зарегистрированный патент на электровелосипед датирован 1895-м годом, но его автор Огден Болтон-младший утверждал: «Моё изобретение призвано улучшить конструкцию электрического велосипеда». Значит, они уже существовали.

Звучит будто бы неправдоподобно. Где электровелосипед и где XIX век? Но всё становится логичным, если вспомнить, что первый электромотор был изобретен ещё в 1740 году, а свинцово-кислотная батарея и электроповозка (мотоцикл с коляской) — к 1881 году. Просто кто-то додумался совместить велосипед, электромотор и пару-тройку свинцово-кислотных батарей, а Болтон-младший усовершенствовал агрегат. Его и будем считать прародителем кикшеринга.

С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов

На бизнес-рельсы электровелосипед поставил британский производитель Humber в 1896 году. Устройство хоть и было громоздким и неуклюжим, едва ли схожим с сегодняшним, им можно было пользоваться вдвоём, а в начале XX века всерьёз рассматривалось как альтернатива автомобилю.

С велосипедами разобрались. А когда же всё-таки появился первый электросамокат? Вероятно, многие подумают, в течение последних 20–30 лет. Как бы не так! Впервые мир увидел это «хипстерское» чудо техники в 1915 году, когда самокаты фирмы Autoped заполонили магазины Нью-Йорка — всего через три года после гибели «Титаника». В городе, куда он так и не приплыл. Особенно примечательно, что светофоры появились только спустя 15 лет — электросамокаты старше, чем правила дорожного движения!

Далее — почти столетняя история взлётов и падений популярности электросамокатов, постоянная модернизация и путь к современному виду, который только недавно стал по-настоящему массовым, феноменальным, но при этом спорным явлением.

ЭЛЕКТРОСАМОКАТЫ СЕГОДНЯ

Идея предоставлять самокаты в аренду не нова, однако бум популярности случился совсем недавно. В 2017 году американская компании Bird и Lime так «разогрели» американский рынок, что улицы крупных городов в момент оказались заполнены манёвренными и дешевыми самокатами.

Цена сыграла ключевую роль: сопротивляться явлению уже было невозможно, когда за доллар человек имел возможность добраться без долгих пеших прогулок и пробок из пункта А в пункт Б. Также киллер-фичей оказалась цифровизация услуги: для аренды самоката достаточно скачать приложение, отсканировать QR-код — и вперёд.

С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов

Успех компаний привлёк крупных инвесторов: только Uber, Alphabet и Google вложили в 2018 году более $1 млрд в шеринги самокатов. Через год после основания компания Bird оценивалась в $2 млрд. Впечатляющему примеру последовали многие, сервисы стали появляться по всему миру и конкурировать между собой. Самая ходовая модель на рынке — Xiaomi M3-65. Окупается самокат примерно через 10 месяцев, что делает бизнес весьма прибыльным, учитывая объемы.

ПРОБЛЕМАТИКА

Все, казалось бы, замечательно и прекрасно: возможность добраться до пункта назначения быстро и недорого; дороги разгружаются, самокат — экологичный. Однако новое транспортное средство породило ряд сложных вопросов: как регулировать индустрию? Каким правилам дорожного движения подчиняются самокаты? Ппочему транспортным средством можно пользоваться без водительских прав?

По мере роста числа самокатов увеличивалось число дорожно-транспортных происшествий. Главной проблемой до сих пор остаётся тот факт, что наезд самокатчика на пешехода не является ДТП как таковым, так как самокат де-юре в подавляющем большинства стран не является транспортным средством. Такая ситуация с точки зрения закона идентична уличной драке: пешеход повздорил с пешеходом. Абсурд! Понять можно и бизнес, который моментально схлопнется, если для управления самокатом потребуются водительские права и все остальные бюрократические издержки.

Опыт мировых столиц показывает, что такая неопредёленность и казуистика порой может провоцировать откровенный самосуд: недовольные нарушенным покоем, пешеходы порой словесно или физически атакуют самокатчиков, становятся вандалами; более культурные противники создают петиции, строчат жалобы и добиваются (с переменным успехом) запрета на электросамокаты.

С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов

МИРОВОЙ ОПЫТ

Учитывая растущее число травм, связанных с использованием электросамокатов, государства начали предпринимать ряд мер, направленных на регулирование безответственного пользования устройствами.

▪️ В апреле 2023 года в Париже прошёл референдум на полный запрет электросамокатов, в котором 90% респондентов высказались за отмену этих транспортных средств.

▪️ В 2022 году власти финской столицы Хельсинки запретили прокат электронных самокатов после полуночи по выходным.

▪️ В Японии действует правило, согласно которому электросамокаты должны иметь номерной знак и боковые зеркала. Также на них запрещается ездить по тротуару.

▪️ В Великобритании для использования электросамокатов необходимо иметь водительское удостоверение категории Q.

▪️ В Дании, Испании и Норвегии с 2022 года введено обязательное ношение шлемов в качестве минимального технического стандарта.

▪️ В России с 2023 года пользователям электросамокатов запрещено перевозить груз и других пассажиров.

ГДЕ ИСКАТЬ КОМПРОМИСС

Узбекистан пока только привыкает к засилию средств индивидуальной мобильности (СИМ) — юридически электросамокат именуется так. Велосипед, кстати, так же. В 2023 году МВД Узбекистана разработало поправки в ПДД, регулирующие движение СИМ. Среди любопытного: электросамокату будет присвоен статус транспорта, и он станет участником правил дорожного движения.

Сервисы кикшеринга обязаны применять технологию автоматического снижения скорости в определённых зонах, а также разработать механизм, который не позволит стоять на самокате вдвоём или в нетрезвом состоянии. Помимо этого, нельзя кататься ночью, а для соблюдения возрастного порога (14 лет) будет применяться технология Face ID.

Также в новом проекте сказано, что индивидуальное транспортное средство должно быть оборудовано фарами или фонарями, тормозом, звуковым сигналом, а также белыми светоотражателями спереди, красными или оранжевыми светоотражателями по бокам и красными светоотражателями сзади.

Внедрение этих мер позволит минимизировать риски для пешеходов и участников дорожного трафика, а также создаст безопасные условия для самих самокатчиков. Бизнес со своей стороны всячески заинтересован в диалоге с государством и охотно взаимодействует по реализуемым поправкам.

С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов

Ярослав Каретников, основатель кикшеринг-сервиса YOTO:

С ростом популярности услуг аренды электросамокатов возникает вопрос о необходимости эффективного регулирования отрасли. Мы считаем, что важно вовлекать кикшеринговые компании в процесс разработки соответствующих нормативов и правил в сфере дорожного движения, касающихся использования электросамокатов.

В данной области функционирует Ассоциация микромобильности, объединяющая практически всех ключевых участников рынка. На сегодняшний день мы активно инициируем диалог с правительством для обсуждения предлагаемых законопроектов. Это необходимо для того, чтобы избежать возможных ограничений, которые могут негативно повлиять на деятельность кикшеринговых сервисов.

С ветерком и налегке: плюсы и минусы электросамокатов

Хорен Лазарян, сооснователь бренда краткосрочной аренды электросамокатов IZZY:

Рано или поздно практически все крупные города мира приходят к проблеме транспортной перегрузки. Ташкент за один год проходит трансформацию, которую европейские города проходили в течение 5−10 лет. Микромобильность становится решением — это опыт многих развитых стран. Электросамокаты, которые соответствуют требованиям безопасности, должны стать доступным видом индивидуального транспорта. Это вклад в снижение нагрузки на экологию и облегчение трафика.

Мы, самостоятельно или в сотрудничестве с другими участниками рынка, готовы помогать пользователям осознанно подходить к управлению индивидуальным транспортом. Например, мы организовали «Академию вождения IZZY», где пользователи смогут получить необходимые навыки. Это поможет снизить риск ДТП, травм, повысить безопасность и культуру вождения. Мы убеждены, что электросамокат — это не развлечение, а личный транспорт.

Если представить идеальную картину мира, где все правила и законы соблюдаются, электросамокат по праву заслужит позитивный имидж экологического, удобного и недорогого вида транспорта. Как и с любым другим изобретением, которое в хороших руках и культурной обстановке сделает жизнь только лучше. По обе стороны тротуара.

 

Комментарии заимствованы из открытого источника uznews.uz.

Интересные новости

Saber Publisher

Saber Publisher

2,16 тыс. подписчиков

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

26 просмотров

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

574 просмотров

Первым делом — самолёты

Первым делом — самолёты

537 просмотров

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

945 просмотров

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

552 просмотров

Спецпроект The Mag и TBC Bank

Спецпроект The Mag и TBC Bank

28 просмотров

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

35 просмотров

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

877 просмотров