Какие продукты банковской сферы могут привлечь широкие массы новых инвесторов в страну.
Об этом рассказывает Карен Срапионов, управляющий партнер Avesta Investment Group.
Большинство читателей наверняка много раз обращали внимание в фильмах и книгах на то, как распространены знания о финансовых инструментах в странах Европы, США, передовой части Азии, на то, что у многих людей есть ценные бумаги и они следят за биржевыми котировками.
А вот встретить в Узбекистане человека, владеющего акциями, достаточно сложно. Несмотря на наличие более чем 800 тысяч счетов и существенный рост активности среди молодёжи в последние годы, проникновение этого вида финансовых инструментов в обществе крайне невелико.
Здесь можно, конечно, отметить и практически полное отсутствие школьного экономического образования, и долгое историческое развитие западных рынков, насчитывающих не одну сотню лет. Но ведь и в Узбекистане акции и облигации были в ходу ещё с конца XIX века, хоть и с длительным перерывом на семь десятков лет. А действующей бирже в этом году исполняется тридцать!
К сожалению, слова «спекуляция», «пассивный доход», «облигации», «приватизация» имеют в нашем обществе весьма негативную коннотацию. Потеря старшим поколением сбережений в государственных краткосрочных облигациях и финансовых пирамидах в начале 1990-х, долгие годы неэффективного и откровенно коррумпированного вывода некоторых активов в частные руки без должной компенсации бюджету, рост числа мошеннических схем в последнее время приводят к тому, что для продвижения финансовых инструментов приходится не просто начинать работу с нуля, но и преодолевать накопленный негативный опыт населения.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ
При этом наличие развитого внутреннего рынка капитала открывает дополнительные возможности по более эффективному использованию ресурсов. Чем больше денег уйдёт «из-под матрасов» в банки и на фондовый рынок, тем больше ресурсов будет доступно в официальной экономике. А чем выше предложение, тем ниже цена — значит, и потенциально стоимость фондирования для компаний может сократиться. Люди получат возможность размещать свои средства под более высокую ставку, «перекрывающую» уровень девальвации валюты — сначала на депозиты в банки, а позже и в более рисковые и сложные инструменты рынка капитала.
Для популяризации банковских продуктов государство прилагает существенные усилия — даёт гарантии по депозитам, упрощает законодательство для возможности удалённого открытия счетов и предоставления онлайн-услуг, фондирует банки, что позволяет им сообщать населению о своих услугах всеми доступными путями и сразу давать возможность их тестировать через приложения и простые продукты, такие как депозит.
Но вот для рынка капитала такого простого и доступного продукта пока нет. Ведь выбор акций и облигаций требует анализа эмитента, его финансовой истории, планов развития, рисков дефолта: даже при наличии всего нескольких видов ценных бумаг на рынке, выбрать нужные широкому кругу инвесторов бывает трудно.
Кроме того, сам принцип работы и отличия акций от облигаций зачастую сложно объяснить большинству людей, потому что о рынке ценных бумаг, как упомянуто выше, они знают либо в негативном ключе от родственников, либо из фильмов и книг. Люди намного лучше разбирается в таких видах активов, как недвижимость, машины, золото — или даже в общем развитии экономики страны: ведь каждый видит масштабы изменений в городе и стране и может понять, что в экономике идёт рост.
КОЛЛЕКТИВНЫЕ СХЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
В такой ситуации рынок капитала должен иметь возможность предоставить простой, доступный, понятный и эффективный продукт для широких масс инвесторов. Это могут быть различные виды продуктов, которые объединены названием «коллективные схемы инвестирования» — фонды ценных бумаг разного вида, фонды недвижимости, акции торгуемых фондов под определённые базовые активы, такие как золото и серебро или ценные бумаги.
В чём же смысл таких продуктов и чем они отличаются от покупки квартиры или машины напрямую? Смысл в том, что не каждый имеет достаточно денег для покупки квартиры, даже с использованием заёмных средств. Но какие-то сбережения имеются у существенной части населения. Однако многие по разным причинам, включая упомянутые выше, не доверяют депозитам.
Если людям предложить приобрести небольшую часть квартиры, офиса, машины, слитка золота за счёт приобретения акций таких фондов, это позволит им осуществлять небольшие инвестиции на регулярной основе: откладывать ежемесячно по одному миллиону или сто тысяч и получать доход от прироста стоимости базового актива. При этом у инвесторов будет возможность продажи имеющихся акций, если срочно понадобились средства.
Внедрение таких инструментов позволяет вывести из теневого наличного оборота достаточно существенный объём средств и внести его в официальную экономику: средства от покупки акций фондов пойдут на приобретение недвижимости, других акций и облигаций, а оттуда — строителям, поставщикам материалов и услуг, на зарплаты, расширение производства и т. д. Также это позволяет создать дополнительный объём ликвидности на рынке и даёт эмитентам уверенность в том, что они смогут успешно разместить новые акции/облигации на бо́льшую сумму или по лучшей цене.
Кроме повышения доступности инвестиций в крупные активы за счёт аккумулирования средств множества инвесторов, которые не могут себе этого позволить по отдельности, такой инструмент повышает качество принятия инвестиционных решений: ведь управлять подобными фондами смогут профессионалы в области инвестиций или того вида активов, куда инвестирует фонд.
Каждому отдельному инвестору больше не нужно будет тратить время на анализ сотен акций и облигаций, обход десятка девелоперов и новых строительных проектов, чтобы понять их качество, перспективы и т. д. Инвесторы будут выбирать понятную и приемлемую для них команду управленцев, стратегию инвестирования, тип активов, а остальную работу будут делать профессиональные управляющие.
Тут, безусловно, крайне важно достаточно жёсткое государственное регулирование, чтобы не допустить на рынок мошенников и непрофессионалов. Фрод (мошенничество в области информационных технологий, например телефонное мошенничество. — Прим. ред.) уничтожает рынок. Поэтому даже единичный случай провала или мошенничества будет угрожать репутации всей индустрии, особенно на начальном этапе развития и обретения доверия инвесторов.
ВИДЫ ФОНДОВ ПО ОБЪЕКТАМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Драгметаллы. Самыми простыми схемами, понятными для большинства людей, могут стать фонды драгметаллов. Например, ЦБ может создать фонд, положить в него условно тонну золота и продать акции инвесторам по рыночной цене этой тонны. То есть суммарная стоимость всех акций будет равна стоимости золота, но цена одной акции может составлять хоть 1000 сумов.
Таким образом, каждый инвестор сможет купить нужный ему объём акций и владеть не килограммами золота, а лишь малой частью. При этом, если цены на золото будут увеличиваться, пропорционально будет меняться цена акций и владение такими акциями будет равно владению золотом напрямую. Для подобного инструмента не нужна управляющая команда или какой-либо специальный персонал — акции такого фонда могут участвовать в торгах на бирже, и инвесторы могут покупать и продавать их в любое время.
Недвижимость. Ещё один вид такого инструмента — инвестирование в недвижимость. Фонд, собрав деньги большого числа инвесторов, может приобрести один крупный объект или ряд небольших и сдавать их в аренду или перепродавать. В этом случае стоимость акций фонда будет зависеть как от изменения стоимости недвижимости, так и от эффективности операций по аренде и продаже. В такой структуре безусловно нужен профессиональный руководитель, с точки зрения как инвестирования, так и управления недвижимостью.
Ценные бумаги. Наиболее сложными могут стать фонды ценных бумаг — акций, облигаций или их микса в различных пропорциях. Тут возможно огромное количество вариантов продуктов, и к ним должно быть особое отношение, т. к. в будущем этот сегмент может стать одним из направлений пенсионной реформы.
Для создания данных инструментов и их эффективного использования нужно предусмотреть очень комфортные условия, чтобы инвестирование через них по налоговой и административной эффективности было максимально близко к прямому инвестированию. Например:
- сквозное налогообложение таких структур (их освобождение от налога на доходы и дивиденды, т. к. эти налоги будет платить инвестор, как если бы он напрямую покупал какие-то активы);
- удобный механизм создания и управления (без необходимости набора персонала, даже директора, т. к. юридическое лицо выполняет только техническую функцию);
- понятное законодательство, позволяющее создавать разнообразные модели и структуры таких продуктов и т. д.
В итоге должна появиться возможность создания простых механизмов для аккумулирования небольших сумм инвестиций от большого числа инвесторов, их управления профессиональными менеджерами для наиболее эффективного размещения в различные виды активов, что позволит компаниям-эмитентам рассчитывать на успешное размещение их бумаг или продажу активов.
Если такой механизм привлечёт внимание инвесторов, за этим последует интерес со стороны управляющих, которые будут создавать новые продукты и пытаться заинтересовать новых инвесторов или переманить прежних из других фондов. А конкуренция всегда на пользу потребителю, коим в данном случае будет являться инвестор.