Без руля и педалей: как устроены современные роботакси ⋆ The Mag Business
Flat Preloader Icon
Без руля и педалей: как устроены современные роботаксиБез руля и педалей: как устроены современные роботакси
12 февраля 2025

Без руля и педалей: как устроены современные роботакси

v-b-_-_20250212_085728

Поездки без водителей уже стали реальностью для жителей некоторых городов.

Компании не только развивают парки таких машин, но и предлагают совершенно новые концепты. Ещё пять–семь лет назад производители автомобилей предсказывали, что к 2020 году технология автономного вождения получит широкое распространение. Теперь разработчики признают, что задача оказалась гораздо более сложной и дорогостоящей, чем предполагалось. Тем не менее автономные автомобили уже появляются на улицах городов в виде роботакси.

Где уже есть роботакси

Компания Cruise при поддержке General Motors в 2022 году запустила полностью беспилотную службу роботакси Chevy Bolt в Остине (Техас), Финиксе и Сан-Франциско. Также компания протестировала своё роботакси Origin нового поколения на дорогах общего пользования в Сан-Франциско в конце 2023 года. Автомобиль похож на шаттл без рулевого колеса и педалей.

А Uber и производитель беспилотных технологий Motional в 2022 году начали развивать свою службу роботакси в Лас-Вегасе. С начала 2023 года услугу можно заказать и в ночные часы. В этом городе уже работает служба роботакси компании Lyft, которую также запустили совместно с Motional. Аналогичный сервис развивают в Лос-Анджелесе. Motional поставляет для роботакси Uber и Lyft электромобили Hyundai IONIQ5.

Также Lyft совместно со стартапом по разработке ПО для автономного вождения Argo AI и Ford запустили роботакси в Майами и Остине. Пассажиров перевозят гибридные автомобили Ford Escape.

Роботакси тестируют и в России. Осенью 2021 года «Яндекс» запустил первые такие машины в Ясенево. Роботакси созданы на базе Toyota Prius и Hyundai Sonata. В июне 2023 года «Яндекс» сделал сервис в Ясенево общедоступным.

v-b-4_20250212_085736

В Китае нишу роботакси занял техгигант Baidu, который испытывает свои беспилотные авто в 10 городах по всей стране. Toyota пока тестирует свои робошаттлы e-Palette без руля и педалей только на изолированных площадках. Так, роботакси испытывали в Олимпийской деревне во время Паралимпийских игр в Токио в 2021 году. Тогда не обошлось без инцидентов, и тесты пришлось остановить для доработки авто.

Tesla, которая уже не первый год обещала выпустить своё роботакси, на декабрьской презентации электрогрузовиков Semi в 2022 году подтвердила свои намерения. В 2023 году Tesla объявила о создании беспилотных такси без устройств управления — руля и педалей. Компания показала первый такой автомобиль осенью 2024 года.

Такси без руля

Компания Waymo, которая принадлежит Alphabet, в декабре 2022 года анонсировала новое роботакси для своей службы. Современные автомобили Waymo — это Chrysler Pacifica и Jaguar I-Pace с различными камерами и датчиками, но в остальном они похожи на обычные модели.

Однако в рамках проекта Google Self-Driving Car Project будет выпущена модель Firefly («Светлячок») без руля. Роботакси разработали совместно с китайской Geely. Оно имеет два сиденья спереди и экран в центре между ними. На нём отображается статус самостоятельного вождения (например, «Уступить дорогу пешеходу»), карты и элементы управления музыкой. За сиденьем водителя и переднего пассажира для второго ряда установлены дополнительные экраны. Роботакси должно пополнить автопарк службы такси Waymo One «в ближайшие годы».

v-b-2_20250212_085732

Компания уже развернула свою службу в Техасе, Аризоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, а теперь её такси появится в Лос-Анджелесе. Пока его тестируют с участием сотрудников компании. Наконец, Waymo и Uber запустят совместный проект, в рамках которого пользователи смогут заказать роботакси для поездки или доставки еды.

Такси с футуристичным салоном

Американский стартап Zoox в 2021 году представил концепт робомобиля будущего без привычного салона. Автомобиль полностью симметричен — у него нет ни передней, ни задней части, что позволяет машине двигаться в любом направлении. Все компоненты в конструкции дублируются, включая моторы и датчики. В каждом углу транспортного средства установлены два лидара: один смотрит наружу, а другой вниз. Также в каждом углу установлены по три камеры. На крыше разместили дополнительно две камеры и по пять радаров в каждом углу.

В салоне четыре сиденья, а пассажиры сидят лицом друг к другу. Также внутри помещаются небольшой дисплей и порты для зарядки. Места водителя, как и привычных элементов вроде руля внутри авто нет. Стек технологий для беспилотной езды у Zoox основан на картировании, и перед выездом на улицы компания создает HD-карты региона.

v-b-6_20250212_085738

Каждое колесо робомобиля может крутиться независимо, и во многих случаях автомобилю даже не нужно поворачивать для смены направления, а стоит лишь поехать в другую сторону. Транспортное средство рассчитано на городские поездки, но может развивать скорость до 120 км/час на автострадах.

Zoox не планирует поставлять свои автомобили другим компаниям с автопарками роботакси. В феврале 2023 года стартап впервые протестировал своё авто с пассажирами на дорогах общего пользования. Теперь шаттл будет использоваться для сотрудников.

Бюджетное роботакси

Китайская Baidu в июле 2022 года показала роботакси нового поколения Apollo RT6 без руля. Его стоимость удалось снизить вдвое по сравнению с предшественником. Apollo RT6 стоит $37 тыс. Робомобиль уже протестировали во второй половине 2023 года.

Apollo RT6 работает на собственной архитектуре Baidu Xinghe. Автомобиль оснащён 38 датчиками, в том числе восемью лидарами, шестью радарами миллиметрового диапазона, 12 ультразвуковыми радарами и 12 камерами, чтобы точно выявлять объекты на большом расстоянии. У RT6 также есть семь резервных систем, включая резервирование архитектуры, вычислительных блоков и тормозной системы, так что в случае отказа любого отдельного компонента она может функционировать.

Apollo RT6 поддерживает режим с рулём и без руля. Переднюю панель авто можно укомплектовать столом или игровой приставкой в зависимости от пожеланий пассажиров. Технология вождения эквивалентна манере вождения человека с 20-летним стажем, утверждают разработчики.

У Baidu уже работает служба автономных такси Apollo Go в Чанше и Цанчжоу. В ноябре 2021 года компания запустила коммерческую услугу заказа беспилотного такси в Пекине, а в августе 2022-го — в Ухане и Чунцине.

v-b-3_20250212_085734

Робоминивэн

Компания Zeekr, принадлежащая Geely, в ноябре 2022 года представила концепт роботакси-минивэна M-Vision. Он основан на новой архитектуре компании SEA-M и станет частью автопарка Waymo в США.

Минивэн оснастили набором датчиков для автономного вождения, установленными на крыше, бамперах, крыльях и задних боковых панелях корпуса. В салоне нет руля, поэтому все пять мест предназначены для пассажиров. Приборная панель представляет собой большой сенсорный экран с динамиками по бокам. На дисплее пассажиры могут вводить пункты назначения, воспроизводить мультимедиа, просматривать путь и окрестности. На спинках двух передних сидений находится ещё одна пара планшетов, и пассажиры на заднем сиденье могут делать то же самое.

Передние сиденья в салоне могут поворачиваться на 180 градусов, создавая атмосферу гостиной в сочетании со складными столами и большими встроенными экранами. Zeekr говорит, что это позволит работать и проводить встречи в поездке, отдыхать или даже спать.

Новая платформа SEA-M представляет собой усовершенствованную версию архитектуры, которая уже лежит в основе моделей Volvo, Polestar, Lotus и других. Zeekr утверждает, что её роботакси сможет преодолеть до 500 тыс. км за пять лет эксплуатации при работе по 16 часов в день.

Такси с роборукой

В 2023 году китайская компания Didi представила концепт беспилотного такси Neuron с роборукой. При посадке она выдвигается из багажника и помогает пассажирам загружать багаж. В салоне машины нет места для водителя. Сам беспилотник имеет длину 4,5 м и оборудован восемью камерами, а в салоне установлен экран с видеоиграми. В Didi рассчитывают, что такие роботакси пополнят её автопарк в 2025 году.

Интересные новости

Saber Publisher

Saber Publisher

2,16 тыс. подписчиков

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

26 просмотров

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

574 просмотров

Первым делом — самолёты

Первым делом — самолёты

537 просмотров

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

945 просмотров

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

552 просмотров

Спецпроект The Mag и TBC Bank

Спецпроект The Mag и TBC Bank

28 просмотров

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

35 просмотров

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

877 просмотров