В октябре исполнился год с момента появления экосистемы, сервисы которой стали частью повседневной жизни миллионов узбекистанцев. Покупки на Uzum Market, рассрочка Uzum Nasiya, удобные платежи и переводы Uzum Bank, доставка из любимых ресторанов и кафе Uzum Tezkor, банковское обслуживание от «Капиталбанка» и Uzum Business — всё это Uzum. В день рождения экосистемы мы попросили её руководителей ответить на блиц-вопросы от редакции The Mag. Александр Филиппович
Председатель правления Uzum Bank
- Есть ли отличия в использовании вашего сервиса в столице и регионах, и если есть, то какие?
Одно из главных отличий цифрового банка от классических в том, что мы можем предложить абсолютно одинаковый сервис и условия для клиентов банка вне зависимости от места их нахождения, и всё, что для этого нужно, — смартфон и интернет. Через приложение Uzum Bank граждане Узбекистана могут пройти удалённую идентификацию и использовать все сервисы и продукты банка — а их становится больше с каждым днём. Так, например, благодаря интеграции продуктов экосистемы, в приложении Uzum Bank появилась опция рассрочки, сейчас мы активно развиваем инфраструктуру, необходимую для запуска новых банковских сервисов.
- Каковы ближайшие планы Uzum Bank, что ещё может появиться в вашем сервисе?
Безусловно, мы планируем расширять продуктовую линейку, и прямо сейчас для этого строим необходимую банковскую инфраструктуру, оптимизируем процессы, усиливаем команду. Всё это даст нам возможность запускать новые банковские и цифровые сервисы.
Джамол Дададжонов
Основатель Uzum Nasiya и экосистемы Uzum
- Что было самым сложным на этапе создания Uzum Nasiya?
У нас с партнёрами уже был опыт запусков отдела продаж, финансового, проектного и технического администрирования. Но, по сути, все процессы приходилось строить и поднимать с нуля. Онбординг со скорингом, саппорт, подключение и работа с мерчантами, работа с дебиторами, многочисленные интеграции с поставщиками данных для скоринга, с мерчантами в рамках онлайн-продаж, с регуляторами (онлайн-кассы, ОФД, маркетплейсы, КИАЦ, ГНК и т. п.) — это только видимая часть айсберга. Мы разработали собственную АБС и процессинг, модель машинного обучения для скоринга и много смежных систем, которые облегчают жизнь наших клиентов.
В команде Uzum Nasiya уже более тысячи сотрудников, и из них более двухсот — IT-специалисты. Мы прочно удерживаем лидерство по объёмам продаж и количеству обслуживаемых клиентов на нашем рынке.
- Сколько у вас сейчас всего партнёров? Какие цели перед собой ставите?
Сейчас у Uzum Nasiya более пятит тысяч партнёров, и порядка одной тысячи из них, помимо рассрочки на 6 или 12 месяцев, предоставляют также сервис START 0-0-3 — а значит, клиент, пройдя упрощённую процедуру регистрации, может покупать в этих партнёрских точках без переплат и предоплат с рассрочкой на три месяца. Мы видим большой потенциал этого продукта и намерены довести число партнёров, предоставляющих его, до десяти тысяч по всей стране.
- В чём для вас ценность экосистемы, объединяющей разные сервисы?
Как потребителю лично мне сложно переоценить удобство экосистемы, где собраны все сервисы для решения повседневных задач. Опыт бесшовного пользования, взаимного дополнения сервисов, а иногда даже «подсказок» или финансовой экономии, когда один сервис может давать промокоды/скидки для использования в рамках экосистемы, многого стоят. Опять же это даёт огромные преимущества для корректного анализа потребностей общих клиентов, чтобы их удовлетворить и таким образом масштабировать сервис.
Ильшат Хаметов
Генеральный директор Uzum Market
- Каким вы видели маркетплейс год назад? Насколько точно удалось реализовать намеченные цели и планы?
Мы сразу понимали, что необходима доставка за 24 часа по всей республике. Мы понимали, что будем работать только с собственным складом и показывать нашим покупателям только те товары, которые реально есть в наличии. Мы сразу понимали, как будет выглядеть сервис для покупателей и продавцов и как мы будем выстраивать всю логистическую и IT-инфраструктуру.
Планы на март 2024 года мы реализовали уже в этом сентябре — Uzum Market растёт, опережая наши самые смелые планы. И мы активно развиваем инфраструктуру, меняем процессы, расширяем команду, чтобы сохранить качество сервиса, не сбавляя набранной скорости.
- Какая из частей запуска была самой сложной — поиск складов, налаживание логистики, знакомство с продавцами?
Самым важным было убедить узбекистанца — человека, который никогда не занимался e-commerce и очень скептически к этому относился, — разместить товары из своего офлайн-магазина на нашем складе. Самым сложным было убедить людей поверить в то, что они смогут зарабатывать деньги, сидя дома, не торгуя на рынках в холод и жару. И сегодня те, с кем мы встречались год назад, создали свой успешный бизнес на Uzum Market.
Мы с нуля построили и складскую, и транспортную инфраструктуру по всей стране, изменили привычки покупателей и предпринимателей. Это, без ложной скромности, огромная работа.
- Сколько продавцов сейчас развивают свой бизнес с Uzum Market? Сколько товаров представлено на национальной платформе?
Сейчас на нашем маркетплейсе продают свои товары более 6 500 предпринимателей и компаний. В ассортименте Uzum Market более 600 000 уникальных товарных наименований, и уже в следующем году мы планируем расширить его до более чем миллиона товаров, доступных с доставкой за один день по всей стране.
Сегодня наша логистика охватывает 70 населённых пунктов по республике, и чем активнее мы растём в регионах, тем активнее работает сарафанное радио — причём не только среди покупателей, но и среди продавцов. Я думаю, что в 2024 году у нас будет порядка 30 тысяч продавцов, и мы уже строим крупнейший в стране логистический комплекс, чтобы обеспечить этот рост.
Дмитрий Бензорук
Управляющий директор Uzum Tezkor
- Uzum Tezkor — самый «молодой» из сервисов экосистемы. Каким вы видели ваш продукт на этапе планирования и запуска и какие из планов уже реализованы?
По моему личному опыту, год назад в Ташкенте при заказе еды ты не понимал, когда тебе привезут твоё блюдо, и, заказывая в одном и том же ресторане, мог в какой-то день прождать 45 минут, а в другой — 1,5-2 часа. Также на улицах почти не было заметно курьеров сервисов доставки, которые давно стали обыденностью во многих других крупных городах мира.
Видя эту ситуацию, мы поставили перед собой цель построить масштабный и качественный сервис доставки и дать жителям Узбекистана возможность делать заказы с гарантированно быстрой доставкой и высоким уровнем сервиса.
Из этой идеи и родилось название Tezkor, а также целевое видение того, что мы строим, которое можно определить так: «Сервис, через который пользователи могут заказать всё, что им нужно в повседневной жизни, и быть уверены в скорости доставки, качестве товаров и самого сервиса».
Мы активно работаем над обучением курьеров, над качеством службы поддержки и вместе с ресторанами настраиваем процессы так, чтобы пользователи получали блюдо как можно скорей. Это позволяет нам уже сейчас гордиться качеством своего сервиса: среднее время доставки составляет чуть больше 30 минут, и мы привозим более 90% заказов в обещанное время.
- Какие планы сегодня у Uzum Tezkor?
Сейчас мы сотрудничаем более чем с 700 ресторанам и более 100 тысяч жителей Ташкента регулярно делают заказы в нашем сервисе.
Наша основная задача на ближайшее время — продолжать расширение ассортимента. Причём мы планируем подключать не только рестораны, но и магазины и аптеки, чтобы наши пользователи действительно могли «заказать всё, что им нужно в повседневной жизни с быстрой доставкой».
Также наш большой фокус на ближайшее время — это развитие команды. Чтобы не снижать темпов роста, необходимо больше сильных, талантливых людей в команде. Поэтому мы будем и дальше активно привлекать лучших специалистов как с локальным, так и с международным опытом. Ведь только имея сильную мотивированную команду, ты можешь построить долгосрочный успешный бизнес.
Кирилл Маевский
Председатель правления «Капиталбанка»
- «Капиталбанк» присоединился к экосистеме чуть меньше года назад. Каким для вас был этот год?
Сейчас одно из основных стратегических направлений развития банка — это цифровизация и модернизация наших сервисов. И вместе с коллегами по экосистеме за этот год мы запустили целый ряд новых услуг для клиентов — от возможности заказа карты в приложении банка до новой платформы дистанционного обслуживания клиентов — юридических лиц и масштабного обновления парка банкоматов по всей стране. Мы меняем внутренние процессы и совершенствуем системы банка, сохраняя при этом надёжность, а качество сервиса для нас является самой главной стратегической целью.
- Недавно «Капиталбанк» запустил сервис для предпринимателей Uzum Business. Расскажите, как планируете развивать это направление.
Платформа дистанционного банковского обслуживания Uzum Business позволяет нашим клиентам-предпринимателям проводить платежи, отслеживать транзакции, получать выписки, покупать и обменивать валюту и многое другое. В перспективе сервис объединит банковские услуги и сервисы экосистемы Uzum для предпринимателей.
Уже сейчас сервисами Uzum пользуются больше 55 тысяч компаний и предпринимателей страны, вместе с коллегами по экосистеме мы создаём серьёзный стимул для роста предпринимательской активности в стране и, конечно, делаем проще жизнь миллионов людей.