Flat Preloader Icon
Игры разумов: почему квизы так популярны в ТашкентеИгры разумов: почему квизы так популярны в Ташкенте

Игры разумов: почему квизы так популярны в Ташкенте

oblozhkakviz

В Узбекистане становится всё больше квизов и кажется, все они находят своего зрителя. Рассказываем, почему.

Появившись в начале десятых, квизы «завирусились» в столичных сообществах по всему СНГ, обретя тысячи верных адептов, для которых конец рабочей недели (или даже вечер буднего дня) без визита на площадку будет неполон. Мы поговорили с организаторами нескольких квизов в городе и узнали, как выглядит эта кухня изнутри.

Где и как проводится

Командная интеллектуальная игра — обычное определение квиза. Но звучит это невозможно сухо: достаточно хотя бы раз побывать на игре, чтобы понять: это не так. На квизе гораздо важнее атмосфера и азарт.

Викторина — а именно так переводится слово quiz — зародилась в английских барах в 1970-х. Большинство квизов проводится в барах и сейчас, однако здесь для организаторов свобода выбора — кафе, рестораны, банкетные залы также отлично годятся для проведения мероприятия. На голодный желудок думается тяжелее, поэтому еда и напитки — неотъемлемая часть процесса. Ресторанам, в конце концов, интересно проводить у себя подобные мероприятия — как минимум на один вечер «полная посадка» обеспечена.

Но и чисто по-режиссёрски это даже более интересно, чем «Что? Где? Когда?». Представьте, если бы Нурали Латыпов параллельно с интеллектуальными баталиями заказывал жареный сулугуни или Фёдор Двинятин обращался не к ведущему, а к проходящей мимо официантке с просьбой о ещё одной баночке прохладительного напитка (кстати, это кажется невероятным, но в истории телеигры был период, когда знатоки прямо за столом в прямом эфире пили пиво — чего не сделаешь ради спонсора!).

Квиз проходит так: ведущий задаёт вопросы командам, а те отвечают на специальных бланках или планшетах. Если заглянули в телефон во время игры, с команды могут снять очки. В среднем квиз длится от полутора до двух часов. За это время вы успеете пройти примерно семь раундов, в каждом из которых будет 5–10 вопросов (в зависимости от формата и франшизы количество туров и длительность могут различаться). Вопрос может быть в виде картинки или фотографии, аудио или видео, теста или открытого вопроса.

Бехзод Умаров, один из основателей проекта RazumBoy:

«Наша игра оцифрована: она проводится на планшетах, система сама отправляет вопросы и начисляет баллы правильно ответившим командам. Также мы единственные на рынке, кто готовит почти в два раза больше вопросов на игру, и у игроков есть возможность выбрать, какие категории будут в игре сегодня. Всего в проекте задействованы более десяти человек: организаторы, редакторы, которые трудятся над составлением вопросов, ведущие, маркетологи, квизмены (помощники)».

Музаффар Мамадалиев, организатор «Квиз, плиз!» в Ташкенте:

«Мы серьёзно готовимся к каждому квизу и ручаемся за качество вопросов. Тематики у нас разнообразные — начиная от классических пакетов и заканчивая играми по «Гарри Поттеру», с адаптированными по сложности вопросами и тематическим реквизитом».

Бехзод Умаров, RazumBoy:

«Постоянно проводятся специальные акции с розыгрышем суперпризов. Уже есть победители айфонов, туристических путёвок в экзотические страны. Недавно разыграли «iPhone и ужин от олигарха», сейчас разыгрываем «iPad от олигарха». По итогам сезона определяем лучшие команды и лучших игроков».

Музаффар Мамадалиев, «Квиз, плиз!»:

«У нас на играх много призовых мест. На регулярных квизах кроме первой тройки лидеров мы также награждаем занявших 4, 5, 7,13-е и последнее места. Кроме того, мы проводим лототрон и раздаём подарки командам, которые выявляются с помощью рандомайзера. Первой тройке лидеров мы всегда дарим диплом, подарки и сертификаты от наших партнёров.

На таких играх, как открытие нового сезона, команда-победитель получает шанс бесплатно играть в «Квиз, плиз!» весь сезон. У нас существует два рейтинга — классический и музыкальный. Открытие сезона проходит отдельно для игр, которые входят в классический рейтинг, и отдельно для входящих в музыкальный рейтинг».

Юлия Саясова, «Квиз Смузи»:

«В конце игры мы награждаем трёх призёров, а также одну рандомную команду, которую случайным образом выбирают победители. Часто на играх присутствуют спонсоры, предоставляющие нашим игрокам призы. Также с 1 января 2024 года у нас запущен общий рейтинг команд. За достижение определённого уровня мы дарим команде подарки».

Кто ходит на квизы

Квиз — не элитарный клуб, а развлечение для широкой публики. Это лишний повод встретиться с друзьями, пообщаться, вместе открыть что-то новое и просто полезно провести время. А ещё это отличный тимбилдинг. Для участия не нужна специальная подготовка или образование — достаточно хорошего настроения и желания напрячь извилины.

В команде может быть от двух до десяти человек. Однако в командности кроется вся прелесть квиза: нужно находить ответы коллективным разумом. В обсуждениях, а иногда спорах и будет рождаться истина. Один подкинул мысль, второй её вывернул, третий докрутил — очень часто так и находится правильный ответ. Запечатлеть эмоциональный процесс помогают фотографы. Некоторые квизы даже проходят наподобие маскарада.

Бехзод Умаров, RazumBoy:

«Костюмированные и тематические игры RazumBoy — наша отдельная фишка. Это отличная возможность покреативить и поработать над своим новым образом, превратиться в пирата или героя одного из фильмов».

Не бывали на квизе? Для начала попробуйте классическую игру. Вопросы будут касаться самых разных тем — от великих композиторов до «Утиных историй». Вспомнить первый логотип Apple, разгадать логическую задачку или интуитивно выбрать верный вариант ответа — вот только несколько примеров того, что может встретиться.

Для киноманов и музыкальных «сомелье» проводят отдельные встречи, посвящённые фильмам и музыке. Угадайте кинокартину по кадру, вспомните имя актёра по аудиофрагменту, узнайте исполнителя песни по каверу или по мозаике из эмодзи. Тематические игры собирают фанатов спорта, кинофраншиз, сериалов, видеоигр, японской анимации и так далее.

Юлия Саясова, «Квиз Смузи»:

«У нас огромное количество игр. Есть совсем простые, есть хард-игры. На музыкальных — разнообразие жанров, эпох, количества вопросов. Ни у одного квиза нет столько фандомных тем, как у нас».

Музаффар Мамадалиев, «Квиз, плиз!»:

«Первые вопросы составляли сами создатели «Квиз, плиз!». Сейчас над вопросами работают десятки людей не только в московском офисе, но и за пределами России. С каждым годом франшиза стремительно развивается. В «Квиз, плиз!» постоянно идёт работа над новыми форматами игр, появляются новые механики раундов, адаптируется сложность вопросов. В следующем году у нас будет собственное мобильное приложение».

Бехзод Умаров, RazumBoy:

«В этом году разработали и запустили новый продукт Razumbooo. Написали новую программу, придумали новые туры, которые сделали игру более динамичной и непредсказуемой».

Благородный бизнес

Франшиза квиза — это лёгкий способ открыть свой бизнес с минимальными рисками. Спрос на интеллектуально-развлекательные игры растёт постоянно, а франчайзинг не требует больших вложений — так что квиз может открыть любой желающий.

В последние два–три года интерес к франшизам на развлекательные и интеллектуальные игры особенно вырос: в 2022 году заинтересованность увеличилась на 20%, а в начале 2023 года — почти на 70%. Это вполне объяснимо: новичкам выгоднее и проще открыть бизнес, купив франшизу, чем развивать всё с нуля.

Музаффар Мамадалиев, «Квиз, плиз!»:

«Первая игра «Квиз, плиз!» состоялась в марте 2016 года в Москве. Создатели игры Андрей и Галя Глинские. Проект сразу стал настолько успешным, что уже в 2017 году запустилась первая франшиза. На сегодняшний день в сети «Квиз, плиз!» насчитывается 38 стран и 184 города. В Ташкенте франшиза стартовала 1 декабря 2018 года.

Франшиза даёт полную поддержку, начиная от запуска до дальнейшего развития проекта. На первые пять игр присылают коробку со всем необходимым реквизитом: бланками, ручками, меловыми табличками, дипломами. Франчайзи также получает полный доступ ко всей инфраструктуре «Квиз, плиз!»: дизайну и текстам для постов в социальных сетях, пакетам вопросов, ТЗ по изготовлению всего реквизита и прочему».

Бехзод Умаров, RazumBoy:

«Всего за несколько лет своего существования игра успела найти и прочно занять своё место среди других квизов. Проводим тимбилдинги для компаний Узбекистана по различным темам и на разных языках: узбекском, русском, английском, французском, — можем даже на китайском провести! RazumBoy был создан в Ташкенте, и сейчас мы работаем над тем, чтобы запустить франшизу игры в других странах».

Дмитрий Будник, «Квиз Смузи»:

«Первый квиз «Смузи» прошёл в Москве в 2018 году. Со временем начали открываться филиалы в других странах. Особенно активный рост начался после пандемии. И вот 27 мая 2023 года «Смузи» открылся в Ташкенте. Первая игра была по фильмам о Гарри Поттере. Ажиотаж оказался настолько большим, что пришлось поставить повтор на следующий день».

Для успеха в таком бизнесе мало придумать вопросы и ждать, когда деньги потекут если не рекой, то бодрыми ручьями. Чтобы добиться успеха, придётся детально проработать программы игры для разных аудиторий, стать шоуменом, чтобы зацепить участников процессом, умелым переговорщиком, дабы успешно договариваться с рекламодателями и владельцами площадок, где планируется проведение квизов. Это непростой и благородный труд. Ведь знание — сила.

Новости партнёров