Кнопкам тут не место ⋆ The Mag Business
Flat Preloader Icon
Кнопкам тут не местоКнопкам тут не место
25 января 2024

Кнопкам тут не место

Канадская компания Research in Motion (RIM), ответственная за разработку BlackBerry, была основана в 1984 году Майком Лазаридисом и его сокурсниками из университета Ватерлоо — все они бросили учёбу ради стартапа. Семья Лазаридисов, греков по происхождению, эмигрировала в США из Турции. Уже с детства Майк активно интересовался электроникой: будучи школьником, он ремонтировал сломанные телевизоры всем соседям.

Лазаридис мог с лёгкостью не только разобрать, но и улучшить практически любой прибор — и всё же мечтой его было соединить работу в IT с телекоммуникациями. Он всегда помнил слова своего школьного учителя и наставника, который утверждал: будущее за тем, кто сможет «подружить» компьютеры и мобильные телефоны, наладив между ними обмен информацией.

Кнопкам тут не место

Вероятно, компания так и оставалась бы в безвестности, если бы на неё не обратил внимание другой амбициозный человек — Джим Болсилли. Который с детства отличался целеустремлённостью, граничившей с наглостью. А ещё у него были исключительно чёткие цели в жизни: попасть в престижный Тринити-колледж в Онтарио, затем поработать в фирме Goldman&Sachs и, наконец, поступить в Гарвард. Неуживчивый и напористый Болсилли быстро заработал прозвище «Боллс» (стальные яйца).

Он часто пользовался принципами из своей любимой книги «Искусство войны», предписывавшей держать условного противника в постоянном напряжении и замешательстве. А достигнув всех намеченных целей, Болсилли внезапно для окружающих сменил вектор деятельности и, вместо того чтобы отправиться работать на Уолл-стрит, устроился в компьютерную фирму Sunderland&Schultz.

Впрочем, в результате смены руководства Болсилли остался без работы (новому начальству не был приятен его стиль ведения дел), и именно тогда он вспомнил о перспективном молодом стартапе RIM, чьи создатели сотрудничали с их фирмой несколько лет назад. И предложил им партнёрство.

Близкие и коллеги Лазаридиса высказывали сомнения: Болсилли казался им настоящей акулой. «Возможно, именно акула нам и нужна», — философски отвечал тот. Ситуация на рынке технологий действительно была неблагоприятной для маленьких компаний: здесь процветали нечестная конкуренция и обман.

Кнопкам тут не место
Основатели Research in Motion Джим Болсилли (слева) и Майк Лазаридис с разработанным их компанией устройством для мобильного доступа к электронной почте, 1998 год

Сами RIM уже успели стать жертвой более крупных конкурентов — компании US Robotics, которая едва не обанкротила их. Она заказала модемов на 16 миллионов долларов, а после под надуманным предлогом отказалась их забирать. Да и основной их заказчик, фирма Mobitex, сомневалась, стоит ли продолжать сотрудничество. Кажется, именно для таких ситуаций нужен был «специалист-акула» вроде Болсилли, который умел не только настаивать на своём, но также угрожать и манипулировать.

«BlackBerry сделали нас быстрее и эффективнее, но подарили лёгкий невроз»

Чтобы продолжить сотрудничество с Mobitex, нужно было срочно придумать уникальный продукт. Здесь конкурентам пока ничего не удавалось: телефон IBM умел звонить, принимать факсы и письма, но оказался слишком сложным для пользователей, девайс от Motorola умел отвечать на сообщения только клишированными фразами, а прото-смартфон Nokia 9000 стоил целых 800 долларов. По иронии судьбы самый удачный гаджет на тот момент создали обманувшие RIM US Robotics: их телефон Palm Pilot был удобен в управлении, имел клавиатуру и не мог разве что подключаться к беспроводной сети.

После нескольких неудачных прототипов Лазаридиса осенило: нужно не усложнять телефон дополнительными функциями, которые дублировали бы персональный компьютер, а упростить его и сделать более удобным. Так появился прототип BlackBerry под названием Leapfrog — маленький аппарат с мощной батареей и эргономичной клавиатурой, на которой можно было набирать текст и цифры большими пальцами.

Презентация для Mobitex, правда, чуть не сорвалась: перед началом выступления Лазаридис с ужасом понял, что забыл демонстрационный девайс в машине. Но как только заминка была преодолена, стало ясно: это успех! Клиенты с удовольствием разглядывали и передавали друг другу удобно лежащий в руке телефон.

Вскоре у аппарата появилось имя BlackBerry. Во-первых, маленькие выпуклые клавиши напоминали ягоду ежевики, во-вторых, название ягоды быстро и легко произносилось. И когда настало время заинтересовать девайсом бизнес-сообщество, у Болсилли был готов план.

Сотрудники отдела маркетинга RIM покинули офис и разъехались не по домам, а по элитным клубам, теннисным кортам и ресторанам, где обычно собирались бизнесмены. У каждого сотрудника в руках был новенький BlackBerry. И когда люди начинали интересоваться и задавать вопросы, отвечать нужно было не названием бренда, а фразой: «Это я просто читаю почту». Сарафанное радио сработало великолепно: каждому хотелось приобрести удобный телефон для звонков и общения в Интернете.

Кнопкам тут не место
На пике популярности телефоны BlackBerry можно было заметить у многих знаменитостей, включая президента США Барака Обаму

Следующие несколько лет аппараты BlackBerry были в руках всех крупнейших бизнесменов и политиков. Например, Барак Обама, взойдя на пост президента США, категорически отказался расставаться со своим BlackBerry: ведь у него есть собственный защищённый и безопасный канал связи. В свою очередь, Ким Кардашьян хвасталась, что ни на минуту не может расстаться с телефоном и у неё целых три гаджета BlackBerry на случай, если один она забудет дома.

Обыкновенным пользователям девайсы тоже нравились — особенно подросткам, которым хотелось общаться 24 часа в сутки. Популярным прозвищем бренда стало Crackberry — мол, от него впадаешь в зависимость, как от кокаина.

Вот что пишут авторы книги «Теряя сигнал: история удивительного взлёта и падения BlackBerry» Джеки МакНиш и Шон Силкофф: «BlackBerry изменили не только мир бизнеса, но и наш образ жизни в целом… Коллеги, клиенты, семья и друзья могли найти нас где угодно — лишь бы беспроводной сигнал туда доставал. Работа теперь была не с 9 до 5 — она не кончалась никогда. То же касалось общения — теперь мы никогда не бывали в одиночестве. BlackBerry сделали нас быстрее и эффективнее, но подарили лёгкий невроз».

Догнать и перегнать iPhone

Когда же всё пошло не так? В 2007 году состоялась легендарная презентация Стива Джобса, где он анонсировал первую модель iPhone. Джобс поимённо раскритиковал конкурентов, включая BlackBerry. Зачем нужна большая и громоздкая клавиатура, если её можно заменить на большой сенсорный экран? Тогда в RIM не придали этим словам значения: Лазаридис был уверен, что пользователи никогда не откажутся от физической клавиатуры.

Следующие два года BlackBerry всё ещё лидировали на рынке, несмотря на успех iPhone. Руководители RIM, в свою очередь, начали публично высмеивать iPhone в ответ: мол, батарея слабая и электронную почту принимать нельзя. Но, разумеется, они понимали: лучшим ответом конкурентам мог стать только более сильный смартфон.

BlackBerry Storm стал первым сенсорным гаджетом бренда с виртуальной клавиатурой. Он вышел в 2008 году с прицелом на то, чтобы догнать и перегнать iPhone. Увы, в реальности Storm называли самым провальным смартфоном в истории. Первоначальные продажи были успешными, но пользователи быстро обнаружили, что телефон слишком долго «думает» после прикосновения к экрану.

Из миллиона проданных гаджетов практически все пришлось заменить из-за многочисленных жалоб, и потери RIM составили более 500 миллионов долларов. Сотрудники RIM винили во всем Болсилли: именно он агрессивно торопил запуск продукта, который не был готов (и который в компании шёпотом называли Shit Storm — «ураган дерьма»).

Кнопкам тут не место
Кадр из докудрамы “Кто убил BlackBerry” об истории возникновения компании, реж. Мэтт Джонсон

Таким же провальным оказался и запуск планшета Playbook, который должен был составить конкуренцию iPad. Гаджет имел гораздо меньше приложений и… даже не мог принимать и отправлять электронные письма. Последней каплей стала попытка запустить ещё один смартфон с сенсорным экраном — Blackberry 10. И хотя он был намного удачнее Storm, отзывы разочаровывали: разработчики отказались от всего, что делало продукты BlackBerry уникальными.

Болсилли решил спасти ситуацию так — заставить мобильных операторов использовать вместо привычной нам системы SMS другую, BBM, разработанную BlackBerry. Идея не понравилась ни мобильным операторам, ни партнёрам Болсилли по RIM — и в 2012-м он покинул фирму, оборвав с ней все связи. Годом позже из компании ушёл и Лазаридис, уставший от бесконечных финансовых проблем. Так бесславно завершилась эра доминирования BlackBerry на рынке. Безуспешно пытаясь угнаться за конкурентами и завоевать новую аудиторию, бренд умудрился разочаровать даже самых преданных фанатов.

А в 2023 году забытый бренд снова попал в журнальные заголовки после того, как прошла премьера биографического фильма о создателях BlackBerry по мотивам книги Силкоффа и МакНиш. Майка Лазаридиса сыграл Джей Барушель, а Джима Болсилли — Гленн Хауэртон. Примечательно: сам Болсилли заявил, что персонаж с его именем на 95 процентов вымышлен, но всё же очень похвалил Хауэртона и даже сделал промо-интервью в поддержку фильма. И несмотря на то, что создатели картины не стремились к документальной точности, им удалось передать безумную энергию конкуренции и погони за славой.

Интересные новости

Saber Publisher

Saber Publisher

2,16 тыс. подписчиков

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

26 просмотров

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

574 просмотров

Первым делом — самолёты

Первым делом — самолёты

537 просмотров

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

942 просмотров

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

552 просмотров

Спецпроект The Mag и TBC Bank

Спецпроект The Mag и TBC Bank

28 просмотров

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

35 просмотров

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

877 просмотров