Изобретатели часто продают свои патенты крупным компаниям за большие деньги. Но бывает и так, что вместо этого они рискуют начать свой собственный бизнес — и преуспевают в нём, даже несмотря на отсутствие опыта. Рассказываем о нескольких примерах, когда это удавалось сделать.
ДЖОЙ МАНГАНО И ШВАБРА MIRACLE MOP
Джой Мангано придумывала и изобретала ещё с юности. Первой её креативной идеей стал ошейник от блох для домашних животных — правда, с патентом девушку опередили. Главное же её детище, швабра Miracle Mop, появилось в 1990 году. Джой тогда было 34 года, и как недавно разведённая мать троих детей, работающая на двух работах, она была очень заинтересована в оптимизации домашнего труда.
Особенностью новой швабры была возможность автоматического отжима: достаточно было спустить вниз специальный цилиндр. Теперь можно было не пачкать руки. Это значительно облегчало и ускоряло труд домохозяек.
Джой сначала сама сделала прототип, а затем ещё 1000 экземпляров швабры на продажу. Вскоре она заключила контракт с американским каналом QVC, который работает в формате магазина на диване, — и когда Мангано разрешили самой появиться в эфире и рекламировать швабру, она продала 18 000 штук всего за полчаса. Это позволило ей начать собственное дело.
Сейчас бизнесвумен считается одной из наиболее преуспевших в телемаркетинге фигур. Продажи разработок Мангано через телеканалы принесли ей около $150 млн. И хотя главным её хитом остаётся чудо-швабра, популярными стали также другие товары для дома. Например, Huggable Hangers — вешалки для одежды, обитые мягким материалом, или Performance Platforms — визуально увеличивающая рост обувь с резиновой платформой.
Всего за свою карьеру Мангано получила более ста патентов. В 2015 году о ней и её карьере сняли фильм «Джой», заглавную роль в котором исполнила Дженнифер Лоуренс.
САРА БЛЕЙКЛИ И БЕЛЬЁ SPANX
В 1993 году 22-летняя американка Сара Блейкли работала торговым агентом в штате Флорида и ходила от дома к дому, предлагая купить факсы. Жаркий климат плохо сочетался с деловым стилем одежды: в частности, Блейкли не нравилось, что в открытой обуви видны швы на колготках, а сами колготки просвечивают под одеждой.
Девушка стала экспериментировать: сначала она отрезала у колготок «пальцы», но выяснилось, что из-за этого теряется эластичность и появляются некрасивые складки. Хотя дела в фирме у Блейкли шли хорошо и к 25 годам она уже занимала руководящую позицию, идея прототипа колготок так увлекла её, что она отправилась в поездку по фабрикам нижнего белья, предлагая свои услуги. Крупнейшие бренды девушке отказали, но внезапно она получила поддержку от одного бизнесмена, чьи три дочери одобрили идею.
Блейкли пришла к выводу, что индустрии не хватает женского взгляда: ведь фабриками по производству колготок руководят мужчины. Работая над прототипом, Блейкли привлекла к тестированию мать и подруг. В итоге в 2000 году она запустила компанию Spanx, вложив $5000 из собственных сбережений.
Первое время Сара сама отвечала на звонки и принимала заказы у себя дома. Зато уже в 2012 году Блейкли вошла в список Forbes как самая молодая миллиардерша, построившая бизнес с нуля. Сегодня Spanx выпускает не только колготки, но множество линий утягивающей одежды для разных нужд.
ШОН ПАЛФРИ И ЩЁТКА TANGLE TEEZER
Шон Палфри — известный британский парикмахер, чья карьера началась в 1978 году. Он работал на разные популярные бренды как специалист по колорированию, что заставило его задуматься о том, как более эффективно и безопасно расчёсывать волосы, ослабленные окрашиванием.
С 2003 года Палфри начал разрабатывать прототип, который сочетал бы качества расчёски и щётки. Первый вариант стоил 3000 фунтов и оказался неудачным, но Палфри это не остановило, и он продолжил экспериментировать. В итоге получилась небольшая щётка без ручки, с длинными мягкими зубцами, которую стилист назвал Tangle Teezer.
В 2007 году Палфри решил поучаствовать со своей идеей в популярном британском телешоу The Dragon’s Den, где начинающие предприниматели делятся бизнес-идеями, а жюри решает, достойны ли они выиграть финансирование. Увы, жюри, состоящее из потенциальных инвесторов, высмеяло Палфри и его проект. Один из судей даже сказал, что «скорее сам вырвет себе волосы», чем поддержит его финансово.
Тем не менее телезрители заинтересовались настолько, что обрушили сайт Палфри, пытаясь предзаказать щётку. Сам Палфри утверждает: критика на телевидении его не расстроила, ведь как профессионал он точно знал, что его изобретение удовлетворяет важную потребность клиентов.
С тех пор Tangle Teezer превратился в популярный бренд продуктов для ухода за волосами, а Палфри и его команда дважды выигрывали престижную Королевскую премию за инновации.
НИК ВУДМАН И КАМЕРА GOPRO
В 2002 году американец Ник Вудман, мечтающий стать профессиональным сёрфером, отправился тренироваться в Австралию. Разумеется, в путешествии ему хотелось сделать фото «в действии», но профессиональные камеры, которые дают возможность делать снимки высокого качества в воде, слишком дорого стоили для сёрферов-любителей.
Сначала он решил, что было бы неплохо придумать ремешок, чтобы с его помощью можно надёжно пристегнуть к запястью уже существующую камеру. А потом пришёл к выводу, что ещё лучше будет сделать специальную камеру для любителей активного отдыха.
Название GoPro — сокращённое going professional («стать профессионалом»), ведь только у профессиональных спортсменов был доступ к нужному оборудованию. Чтобы начать свой бизнес, Вудман какое-то время торговал ремнями из бусин и ракушек. Впрочем, полезным оказался и кредит от родителей размером в $230 000.
По мнению Вудмана, успех GoPro во многом был обусловлен тем, что всё больше людей имели хорошие камеры на смартфонах и не стремились покупать для повседневных фото профессиональные камеры. Это значило, что у них оставались средства на покупку камер для активного отдыха.
К 2013 году компания GoPro была абсолютным лидером продаж на рынке: её годовой доход составил $1,5 миллиарда. С тех пор GoPro пережила несколько кризисов — неудачный запуск дрона Karma с камерой и падение продаж во время пандемии. Ситуацию помог спасти переход на прямые продажи.
МАРИО МОРЕТТИ ПОЛЕГАТО И ОБУВЬ GEOX
Главным бизнесом семьи Полегато всегда была винодельня — они одни из главных в Италии производителей просекко, виноград для которого выращивается на фамильной вилле. Но в начале 1990-х Марио Полегато отправился на выставку в Неваду. В штате стояла сильная жара, и уже скоро Марио физически не мог продолжать ходить из-за ощущения горящих ног. Неужели не было способа сделать обувь менее «жаркой»? Полегато был вынужден проделать карманным ножом дырки в подошве, и только после этого ему стало комфортнее.
Так Полегато пришла идея создать «дышащую» мембрану для обуви, которая была бы непромокаемой, но при этом всё равно пропускала воздух. Долгое время он пытался заинтересовать прототипом ведущих производителей обуви, включая Nike, но везде получал отказы. Единственным выходом было начать производство самому — в результате в 1995 году появился бренд «дышащей» обуви Geox, который сегодня является одним из крупнейших в Европе.
Сейчас обувь с мембраной — фактически норма для многих компаний, но запатентовать идею успел именно Полегато. Geox выпускает разные линейки обуви, не ограничиваясь только спортивной, и сотрудничает с разными популярными дизайнерами.
ЛОННИ ДЖОНСОН И ВОДЯНАЯ ПУШКА SUPER SOAKER
Хотя водяные пистолеты и их разновидности существовали давно, Super Soaker — пушка, выпускающая струю под сильным давлением, — появилась только в 1989 году. Придумал её инженер из NASA Лонни Джонсон, на счету которого более 120 патентов. Среди них как «серьёзные» разработки вроде литиевых батарей и тепловых насосов, так и, например, индикатор мокрого памперса или детская игрушечная ракетница.
В 1982 году Джонсон тестировал у себя дома механизм для теплового насоса. Ёмкость с водой внезапно дала протечку, резко выпустив струю воды на большое расстояние. «Это бы здорово пригодилось для водяного пистолета», — тут же подумал Джонсон. Он сделал дома прототип из подручных материалов, и, хотя первоначальный дизайн был далёк от совершенства, главную функцию пушка обеспечивала — стреляла дальше чем на десять метров.
Пушка была запатентована в 1986 году, но ещё три года Джонсон пытался найти заинтересованных инвесторов. В итоге потенциал игрушки оценила корпорация Larami (теперь часть компании Hasbro) и не прогадала: в 1992 году Super Soaker стала самой продаваемой игрушкой в мире и принесла $200 млн.
Джонсон получает роялти от изобретения с начала 1990-х, и, хотя точная цифра неизвестна, с учётом очень высоких продаж (на данный момент они превысили $1 млрд), считается, что у него на сегодняшний день около $300 млн. В 2013 году, например, Джонсон подал в суд на Hasbro, считая, что ему недоплачивают роялти. Суд принял сторону изобретателя и постановил, что компания задолжала ему целых $73 млн.
[/vc_column_text][/vc_column]