Как обычный китайский парень по имени Ма Юнь изменил самого себя, а заодно и китайский бизнес с мировой торговлей, — и затем ушёл в тень.
Существует ли Джек Ма на самом деле или он агент спецслужб (ну или плод чьей-то больной фантазии)?
Биография Джека Ма похожа на биографию Кайзера Сузе — специфического персонажа фильма «Подозрительные лица». Проблема в том, что всё о жизни бизнесмена мы знаем с его слов. И здесь, вполне возможно, сталкиваемся с ненадёжным рассказчиком. А может, и не сталкиваемся… Кто знает?
Известно, что Джек (которого, конечно, зовут вовсе не Джек, а Ма Юнь) одно время работал на китайское правительство. Но был птицей не самого высокого полёта — возглавлял департамент при одном из министерств. В его обязанности входило развитие разного рода интернет-проектов. Вот он и доразвивался.
По официальной историографии, Ма Юнь родился в городе Ханчжоу в 1964 году. Его родители были скромными музыкантами. Ма мечтал стать богатым деловым человеком. Поэтому уже к 12 годам знал английский язык. Причём практиковался он, слушая американское радио и болтая с туристами у отеля, куда приезжал на велосипеде.
Экзамен по математике он провалил. И вообще, поступил в университет лишь с третьей попытки. Далеко не в самый престижный — педагогический в Ханчжоу.
Говорят, во время учёбы в университете он хотел устроиться в KFC, но его не взяли. Якобы потенциальные работодатели засомневались в способности соискателя адекватно выполнять монотонную работу. На то собеседование по легенде пришло 24 человека. Работу получили 23.
Но вот во время учёбы он ездил на стажировку в США — и впитывал всё как губка. В США он понял, как сильно Китай отстал в интернетизации страны. И именно Интернету он в итоге посвятил свою жизнь. Ну и ещё бизнесу… Правда же, всё это похоже на зачин какого-то фильма?
Почему у компании Alibaba такое странное название
На самом деле вариантов ответа несколько. И все неправильные. Ну а может, и правильные, всё равно проверить сложно. Если только Джек Ма когда-нибудь выпустит свою биографию и при этом ни разу в ней не слукавит.
Сейчас же основная версия мифа гласит, что такое название Ма придумал потому, что в детстве ему нравилась сказка про Али-Бабу. Он считает, что Али — человек с правильными моральными принципами. Кроме того, и бизнесмен, который не боится рисковать. Уловили аналогию?
Была и ещё одна параллель. В сказке «Сорок разбойников» рассказывалось о сокровищах, скрытых за дверью, которую можно открыть при помощи волшебного слова. Джек решил: его бизнес тоже будет открывать небольшим компаниям дверь к этакой «пещере с сокровищами». И для этого не нужно будет говорить: «Сим-сим, откройся!»
Есть, правда, и апокрифичная версия. Согласно ей, однажды Джек Ма сидел в кофейне в Сан-Франциско и спрашивал у тех, кто проходил мимо, нравится ли им такое название? Наверное, китаец в сердце Силиконовой долины, спрашивающий про Али-Бабу, — это особенная картина. Поэтому большинство ответили утвердительно.
Где Джек нашёл деньги на запуск стартапа? Взял у китайцев?
Как всякий хороший стартапер, Джек пошёл к венчурным инвесторам и с пеной у рта доказывал им, что его проект взлетит. К старту Alibaba у него уже было несколько реализованных задумок. Назвать их мегауспешными сложно. Но и сказать, что это был провал, тоже язык не поворачивается. Нормальные средние компании.
Когда же Джек задумал открыть Alibaba, он отправился за океан и представил свой проект в нескольких банках. В итоге в Джека вложились Goldman Sachs и Softbank — два крупных игрока на рынке инвестирования. Всего он получил тогда порядка $25 млн. Так что, по сути, именно американцы стали драйверами, запустившими проект Джека.
Ну и, конечно, помогли связи Ма. Во-первых, среди программистов. За время работы в департаменте у него появилась фактически своя команда. Во-вторых, в китайском правительстве. Он быстро получил все необходимые разрешения и пообещал властям, что будет хорошим мальчиком. В Китае всё строго: бизнес нужно отделять от политики. А политику от бизнеса. В будущем Джек отступит от этого правила. Но начало было безоблачным.
Получается, Alibaba просто копирует успешные западные компании и всё?
Ну например, торговая площадка Taobao. Это такой eBay, но для китайского рынка. Интересно, что запускали проект в те времена, когда компания Alibaba уже работала, но была в зачаточном состоянии. Причём работала команда прямо на квартире у Джека. Проводили брейнстормы, писали код, ели пиццу. К слову, сам Джек в коде до сих пор ничего не понимает, зато у него неплохо получается управлять.
Taobao — это интернет-аукцион. Продавец выставляет товар, а потенциальные покупатели предлагают свою цену. Ничего необычного. Однако локализация eBay китайцам не сильно нравилась. А вот свой собственный ресурс лучше понимал «хотелки» обычных китайских граждан и развивался, как сказочный герой, со скоростью год за сутки. Запустили проект весной 2003 года, а уже в 2006 году eBay приняла решение свернуть свой китайский бизнес.
Хотя на каком-то этапе американцы предлагали Джеку стать партнёрами. И стороны вроде как были уже близки к тому, чтобы ударить по рукам. Но Ма в итоге дал задний ход. Ему показалось, что, хотя американцы это и скрывали, они буквально находятся на грани провала и делают хорошую мину при плохой игре. Так и получилось.
Не менее грандиозным был проект Alipay. Это тоже аналог уже существовавших платёжных систем. О PayPal Джек узнал в Давосе. В Китае на тот момент они были запрещены, но разработка всё же началась. А вскоре и государство передумало, разрешив Джеку запустить бизнес. Способен ли был кто-то другой на это? Наверное, далеко не каждый предприниматель.
А ещё у компании есть подразделение, занимающееся облачными вычислениями; инновационные сервисы вроде навигатора Amap. И конечно, доставка еды, куда же без неё! Одним словом, это как будто внебрачный отпрыск Amazon и eBay, впитавший кое-что и от других IT-гигантов. И все наработки этих компаний бережно перенесены на китайскую почву.
Ещё немного фактов о Джеке
Первый проект Джека Ма назывался ChinaPages. Это был цифровой аналог классических «Жёлтых страниц», то есть телефонного справочника. В нём были указаны все китайские организации. Деньги на запуск проекта он взял в долг. Сумма, кстати, смехотворная — всего две тысячи долларов.
При обсуждении проектов на советах директоров Alibaba Ма действует своеобразно: если 90% с идеей согласны, то предприниматель от неё отказывается. Логика тут такая: если всем всё ясно — значит, ниша скорее всего будет занята.
В 2013 году Alibaba вышла на IPO. При этом Джек Ма ушёл с поста главы компании, объяснив это желанием заняться благотворительностью. Перед уходом он разделил своё детище на семь направлений, в каждом из которых 25 подразделений со своим главой. Таким образом он надеялся сохранить ей раскованную атмосферу стартапа.
Джек Ма говорит, что для продвижения компании нужно делать что-то яркое и привлекать внимание к себе всеми возможными способами. На десятилетии Alibaba он в образе панка спел сотрудникам компании песню.
Джек Ма не имеет понятия об особенностях интернета, не умеет писать код и слаб в технологиях. При этом он отлично понимает клиентов и умеет управлять командой профессионалов. Ма всегда говорил так: если глава компании понимает технологические тонкости лучше специалистов, то он неправильно набрал команду.
Как Джеку Ма удаётся постоянно выходить сухим из воды?
На самом деле не удаётся. Иногда врождённое чувство меры всё же подводит Джека и его слегка заносит.
В 2013 году Джек Ма давал интервью, в котором говорил, что поддерживает правительство КНР, в том числе и в части ограничений на использование интернета. Перед глазами бизнесмена наверняка был пример — судьба другого предпринимателя, Цзэна Чэнцзе, которого расстреляли почти что за «разграбление социалистической собственности».
Тогда волна репрессий прошла мимо Джека. А вот в 2020 году его компания готовилась к крупнейшему IPO в мире, собираясь привлечь более $35 млрд с выходом на две биржи — Шанхайскую и Гонконгскую. И тут нервы не выдержали. Регулятор и Джек схлестнулись в схватке.
Центробанк начал проверку работы Alibaba, а Джек в ответ выступил с речью на конференции в Шанхае, где критиковал финансовую политику страны. Целых 20 минут он рассказывал, как постоянный контроль может «задушить» инновации в Китае.
Победа осталась за регулятором. Листинг компании Ant Group, управляющей Alibaba, был отложен. Акции компаний пошли вниз. За два года она лишилась почти половины состояния (было $60 млрд, осталось 30). И всё это во время коронавируса, когда онлайн-торговля росла так, будто её накачивают стероидами.
Сейчас Джек ушёл со всех постов в компании, предпочитая жить за пределами Китая. И даже устроился на работу. Читает лекции в Токийском университете. Говорят, на занятия к нему выстраиваются очереди.