Редакция The Mag встретилась с Дильбар Файзиевой, когда она приехала в Узбекистан в поисках вдохновения для новой книги. Известная телеведущая, которая на протяжении многих лет желала доброго утра миллионам зрителей российского Первого канала, сейчас живет в Голландии, пишет об узбекской национальной кухне и помогает людям преодолевать страх публичных выступлений.
Попасть на российское телевидение, больше пяти лет вести утренний эфир и завоевать неподдельную любовь зрителей – очень сложно. Недостаточно просто быть красивой и грамотно говорить. Что выделяло именно вас?
Утренний эфир – уникальный формат, ведь утро – это особенное, священное время. В этот промежуток дня мы не всегда готовы идти на контакт и делаем это только в том случае, когда собеседник действительно располагает к себе, вызывает доверие. Продюсеры разглядели во мне такого человека. Я чувствовала ответственность, хотела делиться позитивной энергией, поднимать настроение, наполнять силами, и я рада, что у меня это получалось.
Получалось быть открытой, честной и искренней.
Что вам больше всего нравилось в работе, а от чего уставали?
Прежде всего мне нравились люди. В «Утре» отличная команда – вопреки слухам о том, что на телевидении одни интриги. Мы были семьей и поддерживали друг друга. Нравилась энергия и эти неповторимые ощущения, когда слышишь за кадром: «три, два, один…» – и вот ты уже в эфире желаешь всем доброго утра. Но постоянный недосып, конечно, истощает.
Приходилось вставать в три часа ночи, и это ощутимо влияло на биологические ритмы. Только после ухода с телевидения я поняла, насколько был истощен мой организм. Спать хотелось постоянно! Поэтому сейчас сплю столько, сколько хочу.
После такой активной жизни телеведущей федерального канала не чувствуете себя «в тесноте», живя в Гааге?
Моя жизнь изменилась кардинально. Раньше она была публичной: постоянное общение, форумы, фестивали – я всё время была на виду. Сейчас иначе. Когда я только переехала в Нидерланды, начался карантин. Всё закрыто, туристов нет, работать приходилось из дома. Сначала это казалось скучным и унылым, но потом такая жизнь даже пришлась мне по вкусу.
Я не скрываю, что устала от публичности, тишина сейчас для меня очень кстати.
Смена имиджа – это тоже часть терапии по восстановлению?
Да! Когда работаешь на телевидении, ты – лицо канала, и это большая ответственность. У тебя есть определенный образ, который ассоциируется с программой, поэтому долгие годы я не могла экспериментировать. Зато теперь у меня нет никакого «утвержденного» образа, и я могу хоть каждую неделю менять прическу, не ставя никого в известность! Захотела – подстриглась. Теперь я могу «отрываться».
Ваша первая книга называется «Enter-навык. Как достигать большего, убеждая словом». Как появилась идея ее написать?
Всё началось с безобидных просьб со стороны друзей и знакомых: подготовиться к презентации, разработать сценарий выступления, побороть страх перед сценой. В какой-то момент я осознала, что это стало моим призванием, начала преподавать и получала от этого огромное удовольствие. Мне хотелось помочь как можно большему количеству людей, но уделить время каждому оказалось физически невозможно. Так и пришла идея написать книгу.
О чем и для кого эта книга?
Она для тех, кто хочет общаться и выступать уверенно и убедительно, начать говорить и полюбить свой голос. В книге собраны необходимые для этого инструменты – теория и упражнения, выполняя которые можно улучшить свою речь и повысить качество общения, научиться управлять дыханием, голосом, мыслями и даже эмоциями. Получился универсальный «учебник»: его может себе позволить каждый, и к нему по мере необходимости можно возвращаться снова и снова.
Сложно было начать писать?
Было нелегко. Пугал прежде всего объем. Пришлось много изучать, консультироваться и в итоге понять, что на самом деле никаких правил нет. Книга будет такой, какой ты ее напишешь. Нравился свободный график. Ты пишешь книгу для себя, поэтому только сам можешь что-то требовать. Однако у этого есть и обратная сторона: порой тяжело себя заставить сесть за письменный стол. Я заметила за собой такую особенность: если ты утром встанешь и решишь, что сегодня писать ничего не будешь, то на следующий день желания будет еще меньше, и так по накатанной. Писать нужно каждый день, как и ходить на работу, иначе ты вряд ли придешь к какому-то результату. Важна самодисциплина. Но как бы мне ни было трудно в начале пути, именно благодаря писательской работе я освободилась и сейчас готова к новым открытиям.
Чувствую себя исследователем жизни!
Сейчас вы работаете над новой книгой, которая посвящена узбекской кухне. Почему выбрали такую тему?
И снова мне подсказали люди. Сейчас я живу в Голландии, в Гааге. Мои друзья – это европейцы и американцы, которые совсем не знакомы с Узбекистаном. Не знают, где находится наша страна, не знают, на чью похожа наша культура, даже как выглядят узбеки. Приходится рассказывать об одном и том же, отвечать на одни и те же вопросы. Признаться, я от этого в какой-то момент устала и подумала, что пора писать вторую книгу.
Я прожила большую часть жизни в Ташкенте. У меня свой опыт, свои ассоциации, свои события, врезавшиеся в память. Я уверена, что так, как напишу книгу об Узбекистане я, не напишет никто. Попроси тысячу человек написать об узбекской культуре – будет тысяча разных книг. Для меня узбекская культура очень тесно связана с национальной кухней. Все события сопровождаются праздничным столом, который просто ломится от обилия блюд. Даже на деловых встречах у нас стараются сначала накормить-напоить человека, а уже потом переходить к обсуждению бизнес-вопросов. Для западного человека это очень необычно. И они не знают, что так может быть. Мне хотелось бы обо всем этом рассказать.
Когда планируете выпустить книгу?
Очень надеюсь, что успею выпустить ее ко Дню независимости Узбекистана в сентябре. Практически всё это лето я провела в Узбекистане, собрала большой материал. Мы снимали и в студии, и во время поездок по стране. Проехали от Западного Арала вниз, через все наши красивые исторические города. Сейчас идет подготовка фотографий и редактура текстов. Пока не знаю, как книга будет называться. Есть несколько рабочих вариантов, определимся ближе к выходу. Она выйдет на английском языке, а потом, возможно, и на русском.
Блиц:
Если вам предложат выбор: 100 миллионов долларов или то дело, которым вы сейчас занимаетесь, что выберете?
100 миллионов долларов и продолжить делать то, что хочу!
Какие люди вас окружают?
Настоящие. Я рада, что всегда делала выбор в пользу честности и, как сейчас модно говорить, трушности (от английского true – настоящий, реальный). Всё, сделанное искусственно, мне было чуждо. И я рада, что вокруг меня настоящие люди.
С чего начинаете свой день?
С «помечтать».
Если бы у вас была машина времени, то куда бы вы отправились? В прошлое или в будущее?
В будущее. Потому что там – неизвестность, а в прошлом почти всё изведано.