Самая последняя информация от госкомитета по развитию туризма, комментарии представителя Агенства по интеллектуальной собственности в Узбекистане, а также эксклюзивные комментарии директора агентства, которое разрабатывало туристический бренд России.
Что произошло с туристическим брендом Ферганы? Как прокомментировали событие в хокимиате Ферганской области? И что по этому поводу думают дизайнеры Ташкента?
Коротко о том, что произошло с туристическим брендом Ферганы
На сайте Госкомитета по развитию туризма в Узбекистане был опубликован туристический бренд Ферганы. Бренд появился в результате творческого конкурса, и был принят, и утвержден хокимиатом Ферганской области. Позже в сети появились статьи и сообщения, что автор работы «украл» идею у туристического бренда России. После проверки, хокимиат признал победу в конкурсе недействительной, а на автора бренда подали в суд.
А теперь обо всем по порядку.
С чего все началось?
- 21 августа 2017 года хокимиат Ферганской области написал постановление о проведении конкурса на создание логотипа туристического бренда региона. Задача бренда: раскрыть основные сферы туристической индустрии региона с сохранением национального колорита. В комиссию поступили работы различных творческих групп и индивидуальных авторов-дизайнеров, среди которых была и работа, признанная впоследствии победителем.
- 3 ноября Госкомитет по развитию туризма опубликовал на своем сайте результаты конкурса и выбранную работу.Описание работы:
«Автор показал экотуризм посредством изображения гор, окружающих долину; гастрономическую и агротуристическую сферы — через ярко-алый гранат; а также культурно-познавательный туризм посредством голубых куполов и узоров ферганских тюбетеек.
Круглая форма напоминает ляган, расписанный риштанскими мастерами керамического промысла, а пестрая цветовая гамма, обрамляющая фигуру, символизирует маргиланский шелк, известный с незапамятных времен».
- Данный вариант был одобрен и утвержден хокимиатом Ферганской области.
- Однако автор работы-победителя не учел тот факт, что исходная работа получила очень широкую огласку, и что вскоре будет обнаружена. Потому как, данная работа прошла в финал конкурса Национального туристического бренда России.
Что дальше?
- В сети появилась информация о схожести работы с туристическим брендом России. Автором, которого является агентство Brandson Branding Agency. Представители агентства, для сравнения опубликовали свою работу и туристический бренд Ферганской долины.
Можно увидеть, насколько сильно похожи два логотипа, в элементах, композиции и даже в наклоне центральной оси.
Комментарии пресс-службы Госкомтуризма:
«На момент подачи творческих работ автор утверждал, что данный логотип является его оригинальной работой».
Комментарии представителя Brandson Branding Agency:
«Еще с прошлого года наша команда осуществляла доработку данной концепции, которая вошла в десятку лучших работ, отобранных Экспертным советом конкурса, и стала одним из финалистов. Я лично, как участник команды, знаю все тонкости проделанной работы, знаю каждую деталь, из которых мы по крупицам собирали этот вариант».
- Сразу после обнаружения схожего туристического бренда Госкомтуризм начал проверку процесса, по которому проходил отбор работ. 22 ноября комитет направил письмо в областной хокимиат Ферганы о проведении тщательного анализа ситуации и предоставлении подробной информации.
- После обнаружения факта повторения автором общего дизайна и концепции логотипа, впервые разработанного при участии Brandson Branding Agency, хокимият Ферганской области принял решение о подаче в суд на автора украденного логотипа.
- После этого Госкомтуризм предложил объявить новый конкурс, чтобы выбрать оригинальный туристический бренд Ферганы. Также было подчеркнуто, что теперь, перед тем, как выбирать и утверждать туристические бренды, хокимиаты должны согласовывать их с Госкомтуризмом и Министерством культуры, а также с Агентством по интеллектуальной собственности.
Мы также хотели получить ответ от представителей хокимиата Ферганской области. Рассказываем, что из этого получилось.
Квест по хокимиату Ферганской области.
- На сайте «Единого портала интерактивных государственных услуг» указан номер приемной хокимиата Ферганской области. Трубку поднял человек, который не представился, не смог ответить на вопросы, так как не говорил по-русски. На вопрос, кто сможет прокомментировать ситуацию, он дал другой номер.
- Трубку поднял вежливый мужчина, представился Рустамом, сказал, что является помощником замхокима. На вопросы ответить не смог, так как, по его словам, вопросом туристического бренда Ферганы занимается другой отдел, и он сам не владеет информацией. Рустам дал номер человека, сказав, что там нам ответят.
- Мы позвонили по указанному номеру. Нам ответил Улугбек – еще один помощник замхокима. На вопросы ответить отказался, по его словам, он занимается только вопросами религии. Улугбек также в свою очередь дал нам еще один номер.
- По указанному номеру на том конце провода с нами стал разговаривать человек, который отказался представиться. На вопрос говорит ли он по-русски, сказал, что говорит, но плохо. Когда он узнал цель звонка – получить комментарии касательно ситуации с туристическим брендом Ферганы – по-русски понимать перестал совсем. На узбекском языке сказал, что сейчас передаст телефон другому сотруднику, после этого положил трубку. Далее в ответ на звонки раздавались короткие гудки, и больше нам никто не ответил. В течение нескольких часов дозвониться по этому номеру не удавалось – короткие гудки.
- Через какое-то время мы снова сделали попытку дозвониться на тот же номер. Нам ответил мужчина, представился Мухамадюсуфом. Сказал, что не может ответить на вопросы, так как он всего лишь стажер при первом заместителе председателя приемной комиссии. Также дал номер человека – Умиджона, который по его словам занимается вопросами туризма, и который сможет дать нам ответы на вопросы. Он заранее предупредил, что этот человек в этот момент в отпуске.
- Позвонив Умиджону, выяснилось, что его зовут не Умиджон, и вопросами туризма он не занимается. Остальные попытки дозвониться еще раз по полученным номерам ни к чему не привели — никто не поднимал трубку.
*Редакция сохранила аудиозаписи всех телефонных разговоров.
Мы связались с Агентством по интеллектуальной собственности и задали вопросы относительно этой ситуации.
Саидахмад Азимов
представитель Агентства по интеллектуальной собственности в Республике Узбекистан
Между ферганским туристическим брендом и концепцией «Чарующая Россия» от Brandson Branding Agency имеется некое процентное соотношение плагиата, но это не 100%-ый копипаст, так как видны различия.
Автор туристического бренда Ферганы, конечно, нанес ущерб по репутации хокимиата Ферганской области и определенный ущерб российской стороне. Поэтому они вправе подать на него в суд, что и сделал хокимиат.
Сможет ли автор доказать, что это не плагиат и, какое наказание он понесет в обратном случае – это выяснится в рамках судебного разбирательства. Вместе с тем, следует отметить, что бренд – новый, коммерческую пользу он не успел принести. Также не было нарушений прав промышленной собственности и патентного права, так как российская сторона свой бренд в Узбекистане не регистрировала.
Во избежание подобных ситуаций, авторам и конкурсной комиссии следует изучать аналогичные рынки зарубежных стран. Если дело касается товарных знаков, то их уникальность можно проверить в Агентстве по интеллектуальной собственности.
Не нужно путать логотипы с товарными знаками. Логотип становится товарным знаком после прохождения правовой экспертизы. Проверка товарных знаков осуществляется по специальным базам, которыми уже в декабре смогут воспользоваться все желающие на сайте Агентства.
В случае с ферганским туристическим брендом, для регистрации его как товарного знака, к нам должны были обратиться представители хокимиата Ферганской области, так как они заказывали его.
Интересный момент в том, что если бы представители ферганского хокимиата обратились, мы бы зарегистрировали бренд. Агентство не имеет права отказать в регистрации товарного знака на основании схожего объекта авторского права, однако национальное законодательство допускает возможность опротестования такого знака в дальнейшем по заявлению обладателя авторских прав.
Также мы получили ответы от гендиректора Агентства Brandson Branding Agency — Елены Юферевой.
Елена Юферева
гендиректор Агентства Brandson Branding Agency
Как вам стало известно о туристическом бренде Ферганской долины?
Как специалисты в сфере территориального брендинга, мы ежедневно занимаемся мониторингом инфополя отрасли, чтобы всегда быть в курсе событий. На одном из профессиональных порталов мы обнаружили ссылку на данную новость и были очень удивлены.
Связывались ли с вами представители с узбекской стороны?
На данный момент, к сожалению, заинтересованные лица с узбекской стороны никак себя не проявили. Мы надеемся, что их ответ не заставит себя ждать, и мы сможем обсудить сложившуюся ситуацию.
Принесло ли вам присвоение авторских прав какой-нибудь ущерб?
Присвоение авторских прав одним своим фактом оспаривает оригинальность и уникальность нашей идеи. Кроме того, такое присвоение, по — нашему мнению, в принципе несправедливо — в данном дизайне воплощен творческий стиль и многомесячные усилия всех членов нашей команды. Присвоение, фактически, нивелирует их и оспаривает само стремление создавать качественный творческий продукт.
Наконец, одним из негативных результатов присвоения является изменение отношения общества к подобным практикам, создание представления: что проще незаконно переделать чье-то чужое творение, нежели тратить силы на создание чего-то нового.
Будете ли вы подавать в суд на автора?
Мы рассчитываем разрешить эту ситуацию в конструктивном ключе. Как именно – зависит от дальнейших действий узбекской стороны. Работа над турбрендом России началась ещё два года назад, и ей предшествовал большой аналитический и стратегический этап.
Наша команда предложила сразу 3 концепции, которые вошли в десятку финалистов. Что касается концепции «Чарующая Россия», то в ее основу лёг «Калейдоскоп», который в данном случае является расшифровкой генома страны. В этой концепции мы старались отразить многообразие культуры народов России.
Прототипом стали и узоры деревянных наличников, картины Васнецова, вышивка, расписная посуда, кокошники, платья и образчики ювелирной работы. Мы долго анализировали материал, чтобы вычленить универсальные мотивы – форм-факторы, задающие структуру визуального ряда России.
Есть ли шансы у автора доказать, что это не плагиат? Есть ли у вас возможность доказать присвоение авторских прав?
Так как вся айдентика бренда создается в расчете на долгосрочное, стратегически продуманное и последовательное использование, на которое во многом завязан, в том числе, и коммерческий успех проекта, важно гарантировать себе исключительное право использования своего товарного знака и исключить возможность создания похожих (как говорят в патентной сфере, «до степени смешения») товарных знаков, паразитирующих на известности и успехе вашего бренда.
В процессе проекта было уделено особое внимание патентному сопровождению процесса регистрации нового туристического бренда Российской Федерации. Наша работа прошла тщательную патентную проверку, которая, безусловно, необходима для успешной защиты проектов такого уровня. И поскольку мы обладаем полными правами на любую составляющую концепции, шансы доказать обратное – практически нулевые.
Были ли у вас подобные случаи? Как вы решаете такие ситуации?
В нашей практике такой вопиющий плагиат встретился впервые, и надеемся, в последний раз. Естественно, нельзя уследить абсолютно за всем, но в поле зрения ничего подобного не попадало.
На ваш взгляд, возможно ли «попадание» в идею и концепцию вашей работы?
На мой взгляд, это невозможно, поскольку в знаке поменялись только цвета и несколько деталей – например, ягоды рябины превратились в гранаты, но так и остались на своих местах. В остальном логотип Ферганской долины копирует турбренд России во всём, вплоть до наклона знака по оси.
Конечно, русская культура впитала в себя множество влияний со всех концов света благодаря своему расположению и давним дипломатическим связям. Так, в нашем знаке есть элемент под названием «бута» — древний узор, в народе называемый индийским огурцом. Вероятно, впервые он появился в империи Сасанидов — государстве с 224 по 651 год н. э., находившемся на территории современных Ирака и Ирана. Благодаря торговым связям, ткани с этим узором стали украшением аристократов Древней Руси и вдохновением для русской вышивки золотом. И всё же, в узбекском варианте слишком много общего, чтобы считать это простым совпадением.
Как вы считаете, кто виноват в данной ситуации?
В данной ситуации мы бы не хотели выступать в роли рефери. Очевидно одно, что этап проверки работы для турбренда Ферганы не проходил профессиональную проверку на оригинальность. По нашему опыту, без патентной проверки тут не обойтись, особенно если дело касается бренда, который будет действовать не только внутри страны, но и в международной юрисдикции. Если бы были предприняты необходимые меры, этой ситуации можно было бы избежать.
Мы опросили дизайнеров Ташкента и узнали, что они думают по этому поводу.
Мнение столичных дизайнеров
Азамат Шамузафаров
директор студии «Гротеск»
Во-первых, это не плагиат. Плагиат – это когда я скопировал чужую работу и сказал, что ее автор – я. То, что произошло — это заимствование до степени смешения. В случае, если бы товары с этими логотипами лежали рядом на полке, покупатели могли бы решить, что они из одной серии. Но это не так.
Во-вторых, за что боролись, на то и напоролись. Чиновники любят устраивать конкурсы, показывая, какие они честные и открытые. На лечение зубов они конкурсы не объявляют среди народа, а с логотипом, по их мнению, справится любой. Это большая ошибка. К тому же логотип не так важен, брэндинг важнее.
Правильнее было бы объявить закрытый конкурс на 6-8 студий и отобрать кандидатов согласно рекомендациям профессионалов. Конкурсы проводятся для привлечения внимания аудитории. Но можно обезопасить себя, собрав профессиональное жюри, чтобы кто-то сказал в нужный момент, что результаты плачевные.
Сам к плагиату я отношусь нормально, до тех пор, пока злоумышленник не зарабатывает на этом больше автора. Весь Китай копирует западные работы и с ними ничего не могут поделать. Время такое. Невозможно, чтобы тысячи дизайнеров по всему миру каждый день что-то создавали и получали уникальный результат. Уже столько всего придумано, что мне сложно представить, что будет через 50 лет.
Все дизайнеры смотрят на работы друг друга. Для получения опыта и вдохновения. Однако, это не оправдывает ситуацию и не означает, что все могут так делать. Хорошие дизайнеры видят, когда кто-то переработал чужую работу, добавив что-то интересное от себя, или просто скопировал, или же, как в случае с агентством Тимати, или нашим логотипом. Чтобы не попасть в такую ситуацию, нужно работать с людьми, которым есть, что терять — деньги, если это организация, или уважение, если это хороший дизайнер.
Например, мы в «Гротеске» создавали фирменный стиль, и придумали несколько хороших решений. Начали проверять, и 3 из 5 уже кто-то сделал до нас. Хотя я уверен, что дизайнер не копировал, зная своё отношение к работе.
Одна из причин кроется в том, что при разработке логотипа в оборот идут первые идеи, прямые ассоциации, которые у многих совпадают. Поэтому, использовать лучше связь не прямую, а косвенную. Человек смотрит на логотип и понимает суть с задержкой, но самостоятельно. Это приводит к более ярким впечатлениям. С прямыми ассоциациями повторение элементов дизайна будет чаще.
Фаррух Шарипов
графический дизайнер в бутике Glamour, арт-директор в Synthesis creative lab
До того, как я узнал, что это плагиат, сам логотип показался мне неплохим. Хотя несколько вещей меня все же смутило: очень много элементов, но это как любят у нас, чтобы все в одном, а также название региона и слоган, выполненные в одном размере. Другие дизайнеры отметили большое количество использованных цветов.
Здесь очевидно, что концепция была скопирована, изменили цветовую гамму и все. Обидно за Отечество. Это грубое нарушение авторских прав. Таких случаев очень много. У нас нет должного отношения к авторскому праву, оно никак не защищается.
Считаю, это один из тех случаев, который нужно придать огласке, чтобы показать людям, как не следует поступать. Не было примеров того, что кто-то понес наказание за плагиат. Поэтому люди не считают нарушением использовать чужие идеи.
Акмалхон Рашидов
Руководитель отдела рекламы Imzo
Было довольно глупо использовать концепцию российского бренда. В своей практике, если я выясняю, что моя идея похожа на чью-то другую, я даже не показываю ее заказчику. Как минимум это можно проверить, использовав сервис Google Images, или же обратиться к профессионалам, например, из сферы рекламы.
В целом же мой совет — думать по-другому, шире, не использовать уже существующие вещи, как зачастую делают в Узбекистане — скопировать в надежде, что это приведет к какому-то результату.
Тимур Нушаров
дизайнер в Golden House и Archikultura
Впечатление, что главной задачей было продать логотип, а не создать что-то новое и интересное. Можно даже объяснить выбор концепции «Калейдоскоп русской души», ее элементы перекликаются с узбекской тематикой. Но это все приелось, и не является актуальным.
У профессионалов глаз наметан, они легко распознают «сплагиаченные» логотипы или незаконное использование бренда, как, например, McDonalds, продающий шаурму. Такое встречается сплошь и рядом. Случай же с туристическим брендом Ферганы вывел это на уровень страны.
Ойбек Каримов
веб-дизайнер в The Tower mall management group
Прискорбно, теперь это, вероятно, станет негативным хайпом. Странно, что перед тем, как дать огласку «новому» логотипу, не потрудились его тщательно проверить на предмет плагиата.
Для нашего города эта проблема актуальна. Некоторые заведения общепита нашей столицы используют логотипы мировых брендов, как KFC и Burger King, меняя только часть текста, а основные элементы оставив идентичными оригиналам.
Перед созданием логотипа, полезно посмотреть работы других авторов по теме, изучить идеи и отталкиваться от них в создании своей работы, но не копировать их.
Малика Саидова
дизайнер в The Tower mall management group
Новость, безусловно, печальная и постыдная. Это даже сложно назвать плагиатом, это творчество от слова «воровать». К полностью украденной графической части логотипа добавлен свой штрих — шрифтовое решение, но это только усугубляет ситуацию. Это бессмысленная работа, которая не делает Фергану более привлекательной для туристов и наносит урон имиджу страны в целом.
Суть нашей работы в том, чтобы «красть как художник» — трансформировать несколько чужих идей в свою, вкладывать в нее собственное видение. А присваивать себе чужие работы — низко и недостойно.
Даврон Абдуллаев
дизайнер Northfoam
Наконец-то это произошло и правильно, что афишируется. Только зря все накинулись на одного дизайнера, не он один в этом виноват. Считаю, крупным компаниям и государственным учреждениям, которые могут выделить бюджет под хороший брендинг, не следует проводить конкурс среди начинающих дизайнеров. Нужно было изначально объявить конкурс только для рекламных агентств или дизайн-студий.
Начинать нужно с руководителей компаний, которые приходят к дизайнерам и говорят: «Хочу логотип, как у Газпрома, только вставьте туда животное с герба марсианского народа в цвета флага Ланистеров».
Рустам Хакимов
дизайнер-фрилансер
Однажды, у меня была ситуация, когда заказчик хотел присвоить сделанную мной работу, немного видоизменив знак, и не заплатив мне. Только вот передумал, когда я нанял юриста для решения данной проблемы.
Я всегда провожу анализ собственных работ, сегодня это совсем не сложно. Можно вынести свои работы на публичное обсуждение, площадок для этого достаточно. А заказчикам — обращаться к проверенным специалистам, в нашей стране в них нет недостатка.
У нас получилось пообщаться с представителем госкомитета по развитию туризма.
Комментарии госкомитета по развитию туризма
В кол-центре Единого портала интерактивных государственных услуг нам дали номер Государственного комитета по развитию туризма в Узбекистане. Мы позвонили по этому номеру, нам ответил человек, который представился как Шохнур – помощник председателя Госкомитета по развитию туризма.
Шохнур рассказал, что хокимиат Ферганской области не согласовывал с их комитетом результаты конкурса, работа-победитель также была выбрана и утверждена без их ведома. Сказал, что если бы их комитет был привлечен в разработку конкурса — подобного бы не произошло.
Также Шохнур сообщил, что хокимиат не был обязан ставить в курс их комитет, и что Госкомитет по развитию туризма также не может обязать администрацию хокимиатов информировать о проведении подобных мероприятий.
Но в свою очередь, после данного инцидента, они начали работу по созданию единой системы и нормативов по проведению подобных конкурсов. На данный момент идет разработка программы, которая будет рекомендована всем областным центрам и хокимиатам, которые решат проводить подобные конкурсы и мероприятия. Так как по его словам: «Туристический бренд — это лицо нашего края на мировой арене»