Сегодня OLX – самый популярный сервис бесплатных онлайн-объявлений во всем Узнете. Здесь можно продать ненужную одежду, приобрести за полцены мобильный телефон, раздать котят и даже найти работу. О перевоплощении Torg’a в OLX, Илоне Маске и узбекской бизнес-модели рассказывает Дониёрбек Тургунов – генеральный директор OLX.uz.
В международной семье OLX
OLX.uz относится к группе компаний OLX Group, которая, в свою очередь, входит в медиахолдинг Naspers. OLX Group существует на рынке онлайн-объявлений уже более 10 лет и сейчас охватывает свыше 40 стран. Среди них Украина, Польша, Румыния, Португалия, Бразилия, Аргентина, ЮАР, Казахстан, Россия (Avito), ОАЭ (Dubizzle), США (Let Go). C 2015 года этот список пополнил и Узбекистан.
Глобальная компания OLX искала площадки, которые успешно развивались в течение многих лет, для сотрудничества в рамках OLX Group. Одним из таких проектов стал Torg.uz. Было принято решение о слиянии компаний, и Torg переименовали в OLX.
OLX – сильный и успешный международный бренд. Это стало возможно в том числе благодаря тому, что компании в разных странах делятся опытом и перенимают лучшие практики друг друга. У всех площадок одна миссия и одинаковые ценности.
Нас часто спрашивают, что обозначает аббревиатура OLX. Все просто: она расшифровывается как Online Exchange, то есть обмен товарами в режиме онлайн.
О ведении бизнеса в Узбекистане
Я бы не сказал, что принципы ведения бизнеса в нашей стране как-то серьезно отличаются от того, как это происходит в других государствах. Малые и крупные предприятия, онлайн- и офлайн-компании – для них нет никаких препятствий. Государство поддерживает эту сферу и создает все условия для ее развития.
На мой взгляд, единственная особенность многих интернет- и даже офлайн-проектов – то, что все они в основном ориентированы на Ташкент. С одной стороны, для этого есть объективные причины, но с другой – не стоит недооценивать потенциал регионов. Я бы посоветовал предпринимателям обратить внимание на все города и области страны, где живут люди, которые нуждаются в прогрессе, инновациях и готовы использовать соответствующие товары и сервисы. Мы убедились в этом на собственном опыте.
[ihwt_hotspot marker_bg=»#ffffff» tooltip_position=»bottom» tooltip_width=»300″ image=»3505″ hotspot_data=»%5B%7B%22index%22%3A2%2C%22x%22%3A20.989358836206897%2C%22y%22%3A43.99955035971223%2C%22Title%22%3A%22CACHAREL%22%2C%22Message%22%3A%22%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%2C%20%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%5Cn%22%7D%5D»]
Работаем над тем, чтобы как можно интенсивнее развиваться по всему Узбекистану. Сейчас в среднем примерно 30% пользователей приходится на регионы, при этом наша цель – довести данный показатель до 50% и больше. Самыми активными пользователями за пределами столицы являются жители Самарканда, Бухары и Ферганской долины.
Виртуальный магазин – каждому
Мы начали предоставлять услугу интернет-магазинов «OLX Магазин». При определенных условиях любой желающий может приобрести доменное имя третьего уровня, например yourname.olx.uz, и вести свой магазин под этим адресом. Это очень удобно для тех, у кого есть бизнес (продажа товаров, предоставление услуг), но нет возможности создавать сайты. Магазин дает возможность пользователям показывать все свои объявления в одном месте, просматривать их детальную статистику, использовать собственное лого и наименование.
В дальнейшем будем внедрять разные опции, которые помогут владельцам магазинов эффективно вести и развивать бизнес. Запланированы обучающие семинары, на которых мы подробно расскажем, как извлекать максимум пользы из виртуальной торговой площадки.
Успешные бизнес-кейсы
Если говорить о бизнес-кейсах в Узбекистане, которые запомнились за последнее время, могу отметить несколько. Например, компании Imzo и Artel. Инновации, новые предприятия, маркетинговая стратегия, реклама – мне очень нравится их стиль ведения бизнеса.
Из интернет-проектов запомнился MyTaxi Express – доставка еды и товаров. Также активно развивается сервис LeBazar. Интересен проект Startup Mix – площадка, которая объединяет бизнесменов, стартаперов, позволяет обмениваться идеями и воплощать их в жизнь.
На все нужно время
Человеку, который хочет создать свой интернет-проект, в первую очередь посоветовал бы провести глубокий анализ рынка, определить свою целевую аудиторию. Затем составить четкий бизнес-план, привлечь инвестиции, собрать дружную, ориентированную на результат команду и, самое главное, набраться терпения. Любому проекту нужно время, чтобы вырасти и начать приносить плоды.
Новые возможности и перспективы
Наша страна отмечает грандиозную дату – 26-летие независимости. То, что сейчас делается на законодательном уровне, открывает новые возможности для бизнеса. Проект онлайн-правительства, возможность подавать финансовые отчеты через интернет, указы и положения об электронной коммерции – лишь небольшая часть того, что делается государством. Конечно, я оцениваю это положительно.
Кроме того, сейчас создается инновационный центр Mirzo Ulugbek Innovation Center, который будет нацелен на развитие информационных технологий и в целом выведет сферу ИКТ на новый уровень, а также даст возможность эффективно продавать IT-продукты локальных специалистов в другие страны. Это тоже очень радует.
Нет никаких барьеров
Сейчас в нашей стране нет никаких барьеров, которые препятствовали бы предпринимательству или бизнесу. Единственное, чего бы мне очень хотелось, – это увеличить покрытие и скорость мобильного интернета по всей республике. В регионах часто наблюдаем его низкую скорость, и это не очень хорошо отражается на нашем сервисе: к примеру, человек в зоне слабого мобильного интернета хочет продать или купить что-то через OLX, заходит на сайт или в приложение и просто не может загрузить картинку. Разумеется, после этого может сложиться впечатление, что сервис нестабилен. Но мы работаем над нашим продуктом и делаем все, чтобы каждый пользователь оставался доволен.
О себе
В возрасте 7–8 лет твердо решил, что стану инженером по аэродинамике. Эта специальность привлекала тем, что благодаря ей мог бы работать в разных областях: от автомобилестроения до создания ракет. Но в средней школе что-то в голове поменялось, и я решил изучать экономику. Эта сфера тогда только начинала развиваться и нуждалась в хороших специалистах.
Без экономики – никуда
Непременно добавил бы в программу старших классов предметы «экономическая теория» и «эконометрика» – это наука о спросе и предложении и расчеты, связанные с экономикой. Считаю, именно это сейчас нужно нашей молодежи. Фундаментальные знания о бизнесе пригодятся в абсолютно любой сфере.
Семья, спорт и чтение
Если бы в сутках было не 24, а 40 часов, освободившееся время посвятил бы общению с семьей, а также хобби – спорту и чтению.
Люблю читать, в основном книги по бизнес-тематике, биографии известных людей. Такая литература вдохновляет и дает пищу для размышлений, помогает справляться с временными трудностями. Последняя книга, которую прочел, называется «Илон Маск. Tesla, Space X и дорога в будущее». Это биография одного из самых одаренных инноваторов и успешных бизнесменов современности.
Если бы у меня была машина времени
Прошлое – опыт, который дает нам определенные уроки. Не будь их, мы бы не стали теми, кем являемся сейчас. У всех бывают ошибки, взлеты и падения. Если бы даже мог вернуться назад во времени и что-то изменить, оставил бы все как есть.
Цифры
- 350 миллионов просмотров страниц получает сайт OLX.uz в месяц
- 170 тысяч новых объявлений публикуется в течение одного месяца
- 100 тысяч пользователей ежемесячно добавляют объявления
- 2,5 объявления в среднем приходится на одного пользователя
- 70% посетителей сервиса проживают в Ташкенте и Ташкентской области
- Более 1 миллиона скачиваний у приложения OLX в Play Market и App Store
— Если бы у вас были неограниченные ресурсы, но ограниченное время, всего два-три года, что бы вы сделали для развития нашей страны?
— Мы бы расширили инфраструктуру, в частности, направили средства на улучшение работы мобильного интернета в областях, о чем я говорил ранее.
Второе – вложились бы в обучающую рекламу, чтобы люди больше узнали о преимуществах нашего сервиса и по достоинству оценили его удобство. К сожалению, у граждан, все еще существуют психологические барьеры, мешающие продавать ненужные вещи. Мы бы хотели с помощью рекламы показать: нет ничего плохого в том, чтобы выставлять на продажу предметы, которые вам больше не пригодятся. Тем самым помогаете кому-то сэкономить и сами остаетесь в выигрыше.
В-третьих, мы бы приняли участие в социальных проектах, сделали бы что-то полезное для общества, к примеру, посадили деревья в парке или стали спонсорами спортивного мероприятия.
Читайте также:
- «Диалог с директором UZMOBILE Владимиром Кравченко». Молодой руководитель рассказал о том, что помогает ему добиваться успеха, а также о методах управления и новых достижениях компании.
- «Олимжон Умаров: IT меняют жизнь». Первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций живет по принципу «сейчас или никогда». Олимжон Умаров уверен, что IT меняют культуру, качество жизни, и готов это доказать.