В январе в Италии прошёл первый чемпионат мира по медиафутболу среди сборных, который организовал Жерар Пике. Каждый любитель футбола знает его по выступлению за «Барселону» и сборную Испании, а обыватели могут помнить как бывшего мужа певицы Шакиры. В турнире приняла участие и сборная Узбекистана, состоящая из игроков Unwanted Boys — клуба, который два года назад собрал футбольный блогер Ислом Абдужабборов. На тот момент ему был всего 21 год.
Сегодня герою нашего интервью 23. С семи лет он обучался в академии узбекского клуба «Бунёдкор», но после тринадцати лет игры в команде бросил попытки стать профессионалом и ушёл развивать себя в качестве блогера в соцсетях. Он записывал видео с финтами, челленджами и туториалами. Его ролики репостили популярные аккаунты House of Highlights (52,3 млн подписчиков) и OneFootball (9,7 млн).

Осенью Пике, у которого больше 22 млн подписчиков, лично связался с Исломом Абдужабборовым и подписался на него в Instagram, пригласив команду к участию на чемпионате мира. Несмотря на статус андердога, на недооценку со стороны соперников, сборная Узбекистана дошла до стадии ¼ финала и уступила Колумбии, за которую сыграл Хамес Родригес — действующая суперзвезда мирового футбола.
Unwanted Boys получила очередной виток популярности, сегодня это самая популярная медиакоманда Азии и одна из топовых в СНГ: 1,48 млн подписчиков на Youtube, 783K и 189K подписчиков в Instagram у Ислома и команды соответственно. С просмотрами тоже всё на уровне — ролики набирают в среднем по 300 тысяч. Самое популярное видео Unwanted Boys собрало три миллиона просмотров — челлендж с Аббосбеком Файзуллаевым, ещё одним героем этого номера.
Мы поговорили с Исломом, чтобы узнать о том, что же такое медиафутбол, как он стал его открывателем в Узбекистане, какой смысл вложен в название Unwanted Boys, какие впечатления у ребят от поездки в Италию на чемпионат мира, о знакомстве и общении с живыми легендами футбола и, конечно, о далеко идущих планах.

■ По сути, вы родоначальник медиафутбола в Узбекистане. Много лет занимались футболом, потом стали успешным футбольным блогером. Когда вы поняли, что пора организовывать Unwanted Boys?
Ещё в те годы, когда я занимался профессионально, с интересом следил за российским медиафутболом. Я играл в Первой лиге Узбекистана, но с зарплатами там всё было плохо, я не видел перспектив, а деньги в семью приносить надо было. В итоге я принял решение уйти из большого футбола.
Переживал долго — можно сказать, впал в депрессию. Но потом взял себя в руки, постепенно начал заниматься футбольным блогерством — на тот момент это была новая ниша, этим в Узбекистане мало кто занимался. Мои видео быстро начали набирать просмотры, аудитория росла. Успех мотивировал меня двигаться дальше, и я решил создать свою медиафутбольную команду. Я начал собирать ребят, с которыми раньше играл в футбол, и так сформировался первый состав Unwanted Boys.

■ А что вы вкладывали в само название Unwanted Boys?
Unwanted Boys — «ненужные парни». Название отражает всё: в нашей команде собрались ребята, которые оказали «не нужны» профессиональному футболу. Их мечтой было играть на больших стадионах, перед тысячами болельщиков, светиться на весь мир, но их путь в профессионалы оказался не очень удачным. Благодаря медиафутболу они обрели свою мечту заново.
■ Лично мне не раз было сложно просто и доступно объяснить незнающему человеку, что такое медиафутбол и в чём его разница с футболом. Дайте ваше определение.
Медиафутбол — это открытость! В профессиональном спорте многое остаётся за кадром, болельщики не могут видеть, что происходит внутри команды. В медиафутболе всё показывается открыто, начиная с разговоров в раздевалке и заканчивая жизнью футболистов за пределами поля.
Плюс каждый футболист здесь раскручивает личный бренд, ведёт блог и создаёт контент. Не потому что так надо, а потому что это стиль жизни. Это сообщество ребят, которые любят футбол и умеют делать из этого интересный публике продукт. Мои слова подтверждают цифры —медиафутбол очень популярен в социальных сетях.
■ А есть такая возможность, что через медиафутбол, с его цифрами и растущим влиянием, вчерашние любители завтра могут получить контракт в профессионалах?
Конечно. Такие кейсы были, есть и будут — взгляните на российский медиафутбол. Но я бы не рассматривал это только как трамплин в профессионалы. Если медиафутбол продолжит развиваться такими же темпами, футболистам будет интереснее оставаться здесь. В Unwanted Boys каждый увлечён медиафутболом — мы окружены вниманием и у нас миллионы просмотров.

■ Но есть и история Шахриёра Жабборова. После успешного чемпионата мира в составе Unwanted Boys он отказал Жерару Пике и Kings League, чтобы перейти в российский «Амкал» и вернуться в профи.
Да, Шахриёр — это особая история. Он очень сильный футболист. У него всегда горят глаза, его ничто не интересует, кроме футбола. Он великолепно проявил себя в Unwanted Boys, стал настоящим лидером команды и одной из главных звёзд на турнире.
Я не был удивлен, когда узнал от Шахриёра, что им интересуется Жерар Пике и приглашает в Kings League. Это было в Италии во время чемпионата мира. Шахри отклонил заманчивое предложение, потому что его цель — возвращение в профессиональный футбол, а в Kings League играют семь на семь. Тем более, что параллельно к нему проявил интерес российский «Амкал», который не первый год выступает в Кубке России и классно конкурирует с профессиональными командами. Попасть в поле зрения клубов российской Премьер-Лиги, играя в «Амкале», легче.
Я понимаю выбор Шахри, желаю ему удачи в России, мы остаёмся на связи. Его ждёт большое будущее в профессиональном футболе. Без сомнений.
■ На кого из других ребят Unwanted «охотятся» другие клубы? Если представить себе условный медиафутбольный Transfermarkt, кто сейчас самый дорогой в команде?
У меня нет планов отпускать ребят в другие команды (улыбается). Мы участвуем в крупных турнирах, и я всегда стараюсь усилить наш состав. Отвечая же на ваш вопрос, отмечу, что цена складывается в первую очередь по медийному капиталу игрока, раскрученности его аккаунта. Наверное, трое самых дорогих у нас сейчас — Жавлон Анваржонов (Джава), Радион Янгиров (Радик) и Махмуд Одилхонов (Маха).

■ А как идёт процесс набора игроков в Unwanted?
Я нахожу новых игроков в основном через ребят, с которыми раньше играл в футбол. Хожу смотреть матчи команд Первой и Второй лиг. В ближайшее время рассчитываю найти там одного-двоих хороших футболистов, чтобы усилить команду.
■ Как происходит поиск спонсоров?
Все деньги, полученные от командной и моей рекламы, идут в команду. Думать о том, чтобы заработать деньги в течение одного-двух лет в начале этого долгосрочного проекта — большая ошибка. Сначала мы работаем на бренд, а потом бренд работает на нас. Кроме того, сейчас ведём переговоры с 2-3 крупными компаниями. Даст Бог, будут хорошие соглашения.
■ Расскажите про чемпионат мира по медиафутболу в Италии, в котором вы принимали участие.
Это топ-уровень! Чувствовали себя так, будто попали в другой мир. Организация и атмосфера просто потрясающие.
Мы смогли удивить всех, как мне кажется: нас воспринимали поначалу как аутсайдеров, была со стороны соперников недооценка. Но Unwanted Boys сумели доказать, что мы приехали побеждать, а не проигрывать. В то время как хозяйка чемпионата Италия, а также Испания и Германия не сумели выйти из своих групп, мы дошли до ¼ финала и, получается, вошли в топ-8 лучших команд мира.
■ Как настраивались на Колумбию с Хамесом Родригесом (экс-игрок «Реала» и «Баварии», а также сборной Колумбии. — Прим. ред.)? Что значит для вас и для ребят сыграть против действующего футболиста и звезды такого калибра?
О том, что в четвертьфинале за Колумбию против нас сыграет Хамес, мы узнали в день игры. Какие эмоции может вызывать такая новость? Только радость! Сыграть против игрока такого уровня — мечта каждого мальчишки. А мы ведь ещё и пенальти от него потащили!

■ Какое знакомство вам больше всего запомнилось в Италии?
Определённо, знакомство с Жераром Пике. Мы стали с ним близкими друзьями, запросто можем связаться с ним в Instagram или WhatsApp в любое время. Также благодаря Жерару я познакомился с такими легендами, как Андреа Пирло, Алессандро Дель Пьеро, Джанлуиджи Буффон, Икер Касильяс, Серхио Агуэро, Леонардо Бонуччи. Играл с ними в футбол, общался. Если бы год назад кто-то сказал мне, что со мной случится это, я бы никогда не поверил.
■ Расскажите о вашей дружбе с Аббосом Файзуллаевым и Абдукодиром Хусановым.
Я познакомился с Аббосом, когда он ещё играл в резервной команде «Пахтакора». Потом он был приглашённым гостем нашего Youtube-канала. Аббос — простой и открытый парень, талантливый очень. Мы часто переписываемся и всегда желаем друг другу удачи перед важными играми.
С Абдукодиром мы вместе играли во второй команде «Бунёдкора». О нём также могу сказать только позитивные слова. Сдержанный, аккуратный, добрый в жизни и очень сильный на поле. Конечно же, я первым делом написал ему поздравления, когда узнал о переходе в «Манчестер Сити». Очень рад за него!
■ Как оцениваете старт Абдукодира в «Манчестер Сити»?
Он ещё очень молод и только недавно в Англии, но уже закрепился в основном составе «Манчестер Сити». Начало было непростым, многие обратили внимание на его ошибку с «Челси», но, за исключением двух эпизодов, он выглядел хорошо. Следующие игры только подтвердили класс: он и забивать умеет, и в обороне неуступчив, не тушуется ни перед кем — ни перед «Реалом», ни перед «Ливерпулем» и так далее. Я был очень рад, когда узнал, что Абдукодир стал лучшим игроком команды в феврале. Дальше — больше, он создаёт историю на наших глазах.
■ Верите в то, что сборная Узбекистана попадёт на свой первый чемпионат мира?
Мы все молимся за это! Узбекистан близок как никогда. Верим, что всё получится.

■ Какие планы у Unwanted Boys дальше? Где вас ожидать в ближайшие время и где следить?
Сейчас активно работаем над контентом, над его качеством, выводим медиа на новый уровень. На март планируется большая игра, осенью мы будем участвовать в Кубке России по медиафутболу. Рассчитываем на такую же горячую поддержку от нашей аудитории. Будет много новостей!