Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности ⋆ The Mag Business
Flat Preloader Icon
Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальностиРеально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности
22 мая 2024

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

76-79-2

Виртуальная реальность, конечно, штука суперсовременная. Но её предшественники появились задолго до интернета и даже компьютера. В 1837 году английский физик Чарльз Уитстон придумал стереоскопические очки. В них под разными углами можно было увидеть две картинки, а в единое объёмное изображение они совмещались… в мозгу человека, надевшего очки. Не Google Glass, разумеется, но тоже неплохо!

СИМУЛЯТОРЫ ЗАПАХОВ И НЕ ТОЛЬКО

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

Однако всё это игрушки по сравнению с настоящим симулятором самолёта, который инженеры спроектировали в 1929 году. LinkTrainer использовали для обучения пилотов. Смысл примерно такой же, что и у современных тренажёров: макет фюзеляжа с креслом и панелью приборов. Вместо стёкол — картинка с нарисованным небом. Вся эта конструкция крепится на шарнирах, создающих ощущения полёта.

Следующий шаг ещё более смелый. И название классное — Sensorama. Почти 10D-аттракцион имел трёхмерный дисплей, подвижное кресло, симуляторы воздушных потоков и даже… запахов! Таким образом человек действительно погружался в виртуальный мир, и всё это в 1956 году!

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

Инженер Мортон Хейлиг придумал это устройство, потому что мечтал создать кинематограф будущего, когда четвёртая стена разрушается, а зритель становится полноценным участником происходящего. Изобретатель шёл правильной дорогой и даже, наверное, опередил своё время. Потому что особой славы аппарат не получил. Хейлиг обращался к разным инвесторам и устраивал пробные показы, почти как герой фильма «Человек с бульвара Капуцинов». Но инвесторы идею не оценили, и теперь такие устройства мы можем увидеть разве что в парках. Детям нравится!

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

В ЧЁМ РАЗНИЦА МЕЖДУ VR И AR

VR, или виртуальная среда, полностью заменяет реальный мир, не реагируя на его изменения, при этом пользователь может воздействовать на неё, погружаясь, к примеру, в видеоигру. А дополненная реальность (Augmented reality, AR) просто добавляет реальному миру слои. То есть люди могут по-прежнему взаимодействовать с физической средой, получая дополнительную информацию от своих устройств или приложений дополненной реальности.

ДЕЛО В ШЛЕМЕ

Хейлиг на этом не остановился и двинулся дальше. В 1960 году он запатентовал VR-шлем! И снова отправился с этой штукой к инвесторам, но они только пальцем у виска покрутили. А зря! Уже в следующем году компания Philco выпустила на рынок стереоскопический шлем, в который был встроен дисплей.

Шлем Headsigh, как и всё хорошее (и не только хорошее, впрочем), разрабатывали для нужд военного ведомства, но в итоге пришли к тому, что гражданским такое тоже понравится. Это приспособление подключалась к портативной камере, которая поворачивалась вместе с головой. Камеру можно было отправить далеко вперёд, а человек мог следить за происходящим на безопасном расстоянии.

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

Следующим шагом в развитии виртуальной реальности стало создание шлема, показывающего не просто «реальный» мир, а некий видеоряд, который генерировал компьютер. Изобретение учёных Айвена Сазерленда и Роберта Спруэлла получило неожиданное название «Дамоклов меч». Просто потому, что было весьма громоздким.

Это его и погубило — популярным он не стал. Поэтому канадский изобретатель Стив Манн начал копать именно в этом направлении. Он решал проблему, как сделать VR-шлем компактным. И в общем решил. Его устройство, естественно, было не карманным, но по крайней мере транспортабельным. EyeTap появился в 1980 году. Шлем тоже подключали к компьютеру. А в те годы компьютер был таким, что на природу с собой его не потащишь, зато вся остальная гарнитура, в том числе немаленькие батареи питания, размещались в рюкзаке.

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

«ТРОГАТЕЛЬНАЯ» ТЕХНОЛОГИЯ

К середине восьмидесятых люди, надевавшие такие шлемы, видели нечто необычное. И теперь им захотелось с этим необычным взаимодействовать. Как это сделать? Создать VR-перчатки! Система, объединившая возможность видеть и осязать, получила название RB2.

Через пару лет такого рода перчатки могли распознавать до 256 позиций пальцев. Правда, цена у них была кусачая — под сотню тысяч долларов! Дома такую штуку точно не поставишь, но для исследований годилось. Недаром эту технологию активно эксплуатировали в NASA.

Однако человечество очень хотело применить её не только в сфере науки, но и в индустрии развлечений. Пионером тут стала компания Nintendo. В 1989 году она выпустила к своей популярной приставке NES дополнение — полноценную виртуальную перчатку PowerGlove.

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

А в 1990 году инженер Джонатан Валдерн представил игровой автомат Virtuality 1000CS. Это была комплексная система виртуальной реальности, с помощью которой игрок в шлеме и с джойстиком в руках мог управлять гоночным автомобилем или истребителем.

В последующие годы гиганты игровой индустрии (и даже Apple) пытались сделать изображение стабильным и избавить его от «зависаний». Получалось так себе. Некоторые потребители даже жаловались на то, что устройства вызывают головную боль и тошноту.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

В итоге ажиотаж вокруг виртуальной реальности спал. Возрождение интереса к такого рода устройствам произошло благодаря изобретателю игры Doom Джону Кармаку. Вместе с товарищем Палмером Лаки он создал компанию Oculus, которая выпустила шлем и способную работать стабильно гарнитуру, что давало пользователям высокое качество картинки. Это был успех.

Так решил и Марк Цукерберг. Вскоре Oculus был поглощён «Фейсбуком», который тогда ещё был далёк от Meta-вселенной, но, видимо, шёл в эту сторону. Тем более что, как сам Цукерберг признавался, создание целой виртуальной вселенной было ещё его детской мечтой.

В 2020 году компании Цукерберга удалось совершить даже небольшую революцию — выпустить шлем Oculus Quest 2. Это произвело фурор на рынке VR: не только качественное, но и доступное устройство стоило всего 299 долларов!

Затем Meta в 2021 году запустила Horizon Workrooms — виртуальную среду, копирующую рабочее место. Блогер Пит Мэтисон задумал провести эксперимент и неделю работал только в Horizon Workrooms. Парню так понравилось, что он решил и дальше пользоваться этой «штуковиной», которая, по его словам, является идеальным вариантом для тех, кто работает из дома.

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

Но есть и минусы. Например, устройство самого шлема. Он довольно тяжёлый, заряда батареи надолго не хватает, поэтому нужно держать его постоянно включённым в зарядку и головой лишний раз не покрутишь.  В общем, проблемы классические.

Следующим шагом стала Meta-вселенная, где люди могли бы не только работать, а также играть, общаться… в общем, едва ли не жить. Звучит как что-то из фантастических фильмов, но проблема в том, что за пару лет эта вселенная до конца не достроилась и до сих пор напоминает странный прототип (так, у аватаров до сих пор нет ног). Проблемы с этой вселенной привели к тому, что по итогам 2023 года общие убытки от компании Reality Labs, занимающейся для Meta устройствами виртуальной реальности, составили $24 млрд.

Ещё бы, ведь продажи гарнитур виртуальной реальности и очков дополненной реальности в США упали в 2023-м почти на 40% по сравнению с предыдущим годом. Есть мнение, что эта история достигла своего потолка. Собственно, в чём главная проблема: Цукербергу до сих пор не удалось, несмотря на все возможности, вывести метавселенную из нишевого игрового уголка в мейнстрим. Возможно, никогда и не удастся. Хотя, например, руководитель Reality Labs Эндрю Босворт уверен, что это долгосрочная ставка и она точно «сыграет». Просто хватит ли у пользователей терпения?

СИМУЛИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ

Хотя в Токио ещё в 2016 году открылся огромный VR-парк развлечений, технология уже давно применяется не только для игр. Скажем, компания IKEA использует возможности дополненной реальности, помогая покупателям определиться с выбором мебели.

Любят VR и университеты. Особенно медицинские. VR или AR позволяет студентам максимально приблизиться к реальным условиям, проводя опыты, которые в действительности провести не так просто — например, первую полостную операцию.

Реально-виртуально: история VR-очков и дополненной реальности

Это не говоря о том, что существует виртуальный туризм, позволяющий попасть в закрытые или даже несуществующие локации. Уже сейчас c помощью VR можно, не вставая с дивана, посетить художественные музеи в любой точке мира — побывать в петербургском Эрмитаже или в музее Прадо в Мадриде, а то и в Лувре. И это только цветочки. Ягоды будут тогда, когда вы сможете «присутствовать» на концерте любимой группы, ощутив энергетику её выступления так, будто стоите у сцены. Или посидеть рядом с Леброном Джеймсом во время Супербоула.

Интересные новости

Saber Publisher

Saber Publisher

2,16 тыс. подписчиков

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

Футбольная звезда Азии Аббос Файзуллаев

26 просмотров

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

Новый генеральный директор Makro Николай Петров: «Покупатель в центре всего»

574 просмотров

Первым делом — самолёты

Первым делом — самолёты

537 просмотров

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

Сила, красота и олимпийская слава: узбекские спортсменки на вершине мирового спорта

942 просмотров

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

«У меня есть все, о чём я мечтала»: Наргиза Усманова

552 просмотров

Спецпроект The Mag и TBC Bank

Спецпроект The Mag и TBC Bank

28 просмотров

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

Современная амазонка: интервью с мастером джигитовки Альбиной Танашевой

35 просмотров

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

Сказала — сделала! Диёра Келдиёрова ещё в прошлом году пообещала выиграть Олимпиаду

877 просмотров